9 мин.

Июльский hammertime

Выиграв Гран-при Германии Льюис Хэмилтон установил впечатляющее достижение. Он стал первым гонщиком в истории Ф1, которому удалось выиграть четыре гонки в течение одного календарного месяца. Поразительная серия продлилась с гонки в Австрии. Льюис включил режим максимальной атаки, который продлился целый месяц. Июль в стиле «хаммертайм».

Нынешний, 2016 год запомнится в Ф1 и еще одним показателем. Впервые сразу двум гонщикам удалось выиграть в течение одного сезона по четыре гонки подряд. Нико Росбергу удалось сделать это на старте чемпионата, а Льюис Хэмилтон свои шесть побед в 2016 году одержал в течение последних семи гонок. Ранее, если гонщику удавалось выиграть четыре гонки подряд в рамках одного чемпионата, в конце года он становился чемпионом. На этот раз один их двух проиграет.

Нико Росберг, уступив лидерство в чемпионате после Венгрии, безусловно возлагал на домашнюю гонку в Хоккенхайме особые надежды. По словам самого Нико, это его вторая домашняя гонка. Правда Хэмилтон тут же подверг позицию Нико критике, сказав, что это нисколько не домашняя гонка для Росберга, который никогда в Германии не жил. Какой смысл в таких высказываниях, когда Нико выступает под германским флагом, и сам считает эту гонку своей домашней? Это опять же элементы психологической борьбы, из той же серии, когда Льюис заявлял «я вырос в бедном лондонском предместье и с детства должен был бороться за место под Солнцем, а Нико всю жизнь купался в роскоши в Монако».

Следует отдать должное Росбергу. В квалификации Нико выступил здорово, вырвав поул у Хэмилтона. Причем его первая попытка в финале была испорчена, когда «задурила» электроника управления дросселем, и Росбергу оставалось только выложить все в единственной оставшейся попытке. Что Нико и сделал в лучших традициях таких пилотов как Себастьян Феттель или тот же Хэмилтон. Это был превосходный круг.

После этого шансы Нико на победу в Гран-при Германии были очень даже велики, так как с поул-позиции гонки в Хоккенхайме выигрывались достаточно часто. Причем для Нико это могла быть вторая подряд победа в Гран-при Германии, ведь именно он был победителем последнего Гран-при в 2014 году.

Все однако пошло прахом уже на старте, хотя борьба на старте в Хоккенхайме обычно далеко не самая напряженная в году из-за короткого отрезка до первого поворота. Хэмилтон наконец приспособился к стартам на своем Mercedes, и вторую гонку подряд выполнил свою задачу на отлично. Росберг принял старт вроде бы тоже неплохо, но перейдя на третью передачу, сорвал задние колеса своего серебряного болида в пробуксовку. В этот момент Хэмилтон тут же умчался вперед, а из-за спины Нико выскочили и два Red Bull. Второй из которых, Макс Ферстаппен дерзко обошел напарника, Даниэля Риккьярдо уже в первом повороте, проехав по бордюру снаружи.

Это и предрешило дальнейший ход гонки. Росберг застрял за Red Bull, не сумев отыграть хотя бы одну позицию по ходу первых кругов, и далее всю гонку боролся с пурпурными болидами. В то же самое время Хэмилтон мог позволить себе спокойно контролировать ход гонки, играясь с режимами двигателя, - когда надо переводя его в экономный режим, когда надо, прибавляя мощность. Льюис не забывает, что ситуация с силовыми установками у него сложная.

В то время как гонка Хэмилтона складывалась просто идеально – выиграв старт, он лидировал до самого финиша, а команда проводила отличные пит-стопы, у Росберга все шло наперекосяк. Необъяснимая пробуксовка на старте стала лишь первым неудачным моментом.

Обгоняя Ферстаппена после пит-стопа на торможении в шпильке, Нико вышел слишком широко, не оставив места Максу, - и получил за это штраф на ровном месте. Безусловно, Макс был вынужден проехаться по обочине, - кстати, ровной в этом месте настолько, что в свое время некоторые гонщики позволяли себе проводить по ней обгоны, - и тут же не преминул выразить свое возмущение по радио: «Он выдавил меня с трассы!» Но если уважаемые стюарды будут так реагировать на каждый вопль далеко не трепетного голландского юноши, то я уж не знаю… Во-первых, на торможении Макс совершил небольшое движение в сторону Росберга, так что Нико тормозил максимально поздно и одновременно входил в поворот по максимально узкой траектории, - соответственно на выходе ее расширяя. Во-вторых, Росберг полностью поравнялся корпусами болидов с Ферстаппеном, и значит завоевал свою траекторию. Что было бы, если поворот был бы уже, а на выходе была бы стена, как в Монако, или гравий/трава на обочине? При преимуществе траектории Росберга Ферстаппену пришлось бы сбросить газ и уступить позицию. Но так как здесь снаружи ровный асфальт, это позволило Максу не сбрасывать газ, проезжая по обочине и пытаясь продолжить борьбу, а одновременно с этим еще и пожаловаться. А далее было удивительное судейское решение. В довершение всего, когда Росберг отбывал свой пятисекундный штраф на пит-стопе, механики продержали его дольше необходимого времени из-за сбоя секундомера на столь замечательном устройстве как iPhone. Более точного устройства в экстренной ситуации в Mercedes не нашлось…

Возвращаясь к теме судейства и всего с этим связанного, очевидно что данная тема давно уже в Ф1 в состоянии перманентного кризиса. Касательно обгонов здесь достаточно вспомнить эпизод на Хунгароринге несколько лет назад, когда Роман Грожан был оштрафован за обгон, который он по-прежнему называет лучшим в своей карьере, а Фелипе Масса, которого он тогда опередил, признавал, что все тогда было сделано по-честному. Да, атаковав снаружи, Грожан в заключительной фазе обгона задействовал тогда обочину, но в любом случае все было сделано красиво. Когда в Ф1 перманентно жалуются на отсутствие обгонов и вводят всякие стимулирующие устройства, судейство еще и занимает странную позицию относительно борьбы. Касательно эпизода с Росбергом и Ферстаппеном пилот был наказан просто в случае достаточно жесткой борьбы. Причем таким образом судьи повлияли на борьбу в чемпионате, а не просто наказали в назидание какого-нибудь дерзкого новичка.

Непоследовательность сквозит во всем. Сначала запрещаются радиопереговоры, при этом составляются толстенные талмуды «о чем нельзя говорить с гонщиком по радио». Затем Хэмилтон чуть не сходит с трассы в Баку, потому что команда не может объяснить ему как отрегулировать эту сложную силовую установку, Серхио Перес вылетает в Шпильберге из-за проблем с тормозами, - команда не может предупредить его, Нико Росберг испытывает проблемы с коробкой передач в Сильверстоуне, а у Дженсона Баттона проваливается педаль тормоза в Будапеште. Росберг и Баттон получают штрафы за «подсказку» команды. При этом это опять же влияет на сражение Нико за чемпионат. В случае с Баттоном и Пересом проблема напрямую затрагивает безопасность, о которой столь сильно печется ФИА, что даже готова внедрить «сырую» систему Halo, которая делает из болида Ф1 какой-то «фейк». Затем перед Хоккенхаймом собираются несколько боссов команд с Берни Экклстоуном и представителями федерации и просто разрешают переговоры. Вся ситуация отдает абсурдом. Но это тема более глобальная и более обширная.

Red Bull смог удивить в Хоккенхайме. Пурпурные болиды имели отличный темп на дистанции гонки, оба гонщика приехали на подиум. Приятно отметить кстати, что несмотря на ярый натиск Макса Ферстаппена, Дэн Риккьярдо помаленьку все-таки выстраивает тот порядок в команде, которому следует быть. Австралиец пока что выиграл все квалификации у напарника, за исключением одной, а в двух последних этапах, в Венгрии и Германии уверенно опередил Макса и по ходу гонок. Какой бы яркой звездой не был бы Макс, насколько он не был бы прекрасно подготовлен, но Даниэль показывает свой уровень мастерства.

Кстати, завоевав очередной подиум, Макс Ферстаппен впервые официально взял третье место. Которое дважды удавалось добывать его отцу, Йосу, в 1994 году.

И даже немного жаль, что оказавшись настолько близко к Mercedes по скорости, Red Bull не потеснил фаворитов в борьбе за победу. Вот это было бы неожиданно, вот это была бы интрига! В результате же «Быки» сыграли в пользу Хэмилтона, разделив его и Росберга.

На фоне прогресса Red Bull их основные конкуренты из Ferrari окончательно потерялись. Себастьян Феттель уступил в квалификации напарнику, Кими Райкконену, в очередной раз поделив третий ряд стартового поля, но в гонке сумел опередить его. Более тут сказать нечего, потому что темп алых болидов слишком сильно уступал и Mercedes, и Red Bull. Преследователи же не могли в свою очередь догнать Ferrari. От многообещающей формы Scuderia и надежд на старте сезона мало чего осталось, увы…

Похожие эмоции могут испытывать и в стане Williams. Те, кто намеревались атаковать ту же Ferrari, не говоря уж о Red Bull к этой фазе сезона нередко стали проигрывать Force India. В Хоккенхайме команда из Сильверстоуна вновь выступила увереннее, превзойдя соперника и по темпу, и по тактической реализации. Валттери Боттас сумел поддержать честь Williams, финишировав в очках, но уступил Нико Хюлкенбергу и с трудом удержался впереди Серхио Переса, при том что оба болида Force India приехали в очки. Уже который год подряд команда приятно удивляет, не имея за спиной поддержку какого-либо концерна или супербюджета, но строя из года в год удачные машины.

Безусловным успехом в Хоккенхайме выглядело и выступление Дженсона Баттона, сумевшего приехать в очки. Все же Хоккенхайм достаточно требователен к двигателям, и для McLaren Honda трасса не считалась в числе наиболее подходящих, в отличие от того же Хунгароринга. Но прогресс альянса есть, и он заметен.

На этом фоне все заметнее проигрыш в лошадиных силах Toro Rosso, при том что шасси команда построила весьма удачное, что тоже уже стало доброй традицией в Фаэнце. Но пусть даже это мотор Ferrari, за год конкуренты достигли значительного прогресса, а обновлений нет. В Хоккенхайме проблемы стали явно проявляться, и страшно представить что ждать в Спа и Монце. Да и вообще все трассы заключительной части сезона так или иначе требовательны к двигателям, за исключением, быть может, только Сингапура.

Впрочем, для Даниила Квята дела не задались в Хоккенхайме даже безотносительно двигателя. Совершенно провальное выступление в квалификации, с вылетом в первом сегменте. Причем Даня уступил даже Паскалю Верляйну. И если для Верляйна квалификация домашнего Гран-при стала триумфальной, то для гонщика Toro Rosso проигрыш пилоту Manor выглядел позорным. К тому же Карлос Сайнс хотя бы в первом сегменте выглядел явно сильнее, хотя дальше особо продвинуться не сумел. После квалификации Квят был подавлен и признал, что на быстром круге налепил ошибок. Через некоторое время, когда гонщик остыл, он дал более взвешенное интервью, в котором рассказал, что после перехода в Toro Rosso так и не сумел пока приспособиться к ситуации, стараясь выжать из машины максимум требовал от себя слишком многого, что делало только хуже. Судя по всему, это состояние у Квята на протяжении всего сезона. В итоге Даня признал, что летний перерыв ему крайне необходим, чтобы восстановить нормальное психологическое состояние.

Впрочем в день гонки Даниил выглядел уже явно лучше, и они с Сайнсом выступили на одном уровне. Вот от этого и следует отталкиваться на заключительную часть сезона. Сложно сказать, что вообще можно ждать от Toro Rosso по завершении летнего перерыва. Sauber получает актуальные обновления Ferrari, а после разрешения финансовых проблем швейцарская команда наконец получит обновления аэродинамики. Haas не имеет пока опыта модернизации болида по ходу сезона, но обновления двигателя Ferrari также получает. Прогресс моторов Renault безусловно помогает прогрессировать не только Red Bull, но и заводской команде, пусть и не столь быстрыми темпами, и не с таким эффектом. При этом прогресса шасси Renault особо и нет. Похоже это и будут основные соперники Scuderia из Фаэнцы в конце сезона 2016 года, в то время как Williams и Force India явно впереди, но и McLaren Honda, медленно но верно прогрессирующий, также уйдет вперед. И только на Сингапур Toro Rosso может возлагать какие-то надежды.

Выиграв в Хоккенхайме 49 победу в своей карьере и значительно увеличив отрыв в личном зачете, Льюис Хэмилтон уходит на каникулы в отличном настроении. Чего нельзя сказать о безусловно расстроенном Нико Росберге. Удастся ли Нико отрешиться от последних поражений на отдыхе и вернуться максимально готовым к борьбе психологически? Или давление со стороны Хэмилтона скажется на Росберге не лучшим образом? Пока эти двое будто бы снимали римейк по мотивам 1988-1989 годов, только в цветах Mercedes, а не Marlboro McLaren. Что нам преподнесет вторая половина чемпионата 2016 года?