9 мин.

Узкоколейка

Представьте, что Монако обеднело, море высохло, казино разорилось, полуголые девушки оделись и разбежались. Осталась лишь трасса. Если представили, то вы понимаете, что такое «Хунгароринг».

Зрители на трибунах, пилоты и персонал команд, приезжая на Гран-при Венгрии, испытывают то, что сейчас модно называть когнитивным диссонансом. С одной стороны � прекрасный Будапешт, с другой � узкая и пыльная трасса, которую обидно называют «большим картодромом». Но для болельщиков в России и странах бывшего соцлагеря трасса в Венгрии ценна, невзирая на предсказуемость сюжета. До появления турецкой гонки именно сюда было проще всего � по километрам и рублям � приехать из одной шестой части суши в цирк дяди Берни.

За три десятилетия в России было приблизительно три десятка проектов гоночных трасс. У Венгрии был один, и он воплотился в жизнь. Именно настойчивое желание Экклстоуна привезти «Формулу-1» в Восточную Европу сделало эту гонку возможной. Монополии одного немецкого инженера на строительство автодромов тогда не существовало, поэтому трассу проектировали и строили, в основном, своими силами. Получилось, надо признать, не очень. Ни одной длинной прямой (кроме стартовой), череда медленных поворотов и узкий трек � все ингредиенты для гонки на призы РЖД были собраны вместе.

Справедливости ради стоит сказать, что так получилось не от недостатка мастерства или желания походить на Монако. Организаторами руководило желание сделать гонку максимально безопасной. «Красные дьяволы убивают наших парней» � видимо такие заголовки в английской «Таймс» мерещились венграм. Поэтому сделали по принципу «скучно, но безопасно». С годами поняли, что перемудрили. Было предпринято несколько попыток сделать «Хунгароринг» хотя бы немного интереснее, но это как раз тот случай, когда «надо менять всю систему».

В итоге получившаяся вариация Монте-Карло не особо понравилась гонщикам. Да, всего пару месяцев назад они набирали побольше воздуха в легкие и с поволокой в глазах говорили, как они рады погоняться по узким улочкам. Но, приезжая в техническом смысле на самую похожую трассу, от пафоса не остается и следа. Прежде, когда гонщики были менее воспитанными и более честными, они рассказывали, какая это скука � ездить по «Хунгарорингу». Сейчас, в эпоху политкорректности, все говорят про то как им все нравится и далее по тексту, а затем скороговоркой добавляют все, мол, решится в квалификации.

Стартовая прямая едва ли не единственный участок трассы, к которому подходит название «прямая». Но даже здесь, в месте максимального разгона, скорость не превышает 300 км/час. Первый сектор по местным меркам быстрый, хотя крюк первого поворота сбивает скорость до 95 км/час и не позволяет атаковать соперника. Завершается сектор коротким разгоном, а затем начинается хоровод виражей. Повороты с 4-го по 8-й медленные, и без ошибок со стороны соперника обогнать здесь крайне сложно. Завершается второй сектор чуть более оптимистично � какими-никакими прямыми и дающими тень шанса на обгон поворотами 10 и 11. Но, скорее всего, даже в случае успешной атаки более быстрый болид не успеет оторваться от конкурента, а там начинается короткий и медленный третий сегмент трассы. Выход из поворота 12 может предоставить возможность для обгона, но потом не будет и этого.

Первая гонка «Формулы-1» в Восточной Европе, за уже изрядно проржавевшим «железным занавесом» прошла в окрестностях Будапешта в 1986 году. С точки зрения статистики это самая не говорящая трасса. Примерно в половине случаев команда, победившая на «Хунгароринге», не выигрывала по итогам года ни одного зачета, а корреляция «победил в Монако � победил в Венгрии» очень слабая. Это, вероятно, объясняется тем, что на обеих трассах были свои асы, которые получали «+10» к мастерству и выигрывали вопреки обстоятельствам. Речь, в первую очередь, о Сенне. Который вполне благожелательно отзывался о «Хунгароринге» и сумел победить здесь трижды. Мог бы и четырежды, не ввяжись в толкучку с Наннини в 1990-м. Поэтому четырехкратный победитель «Хунгароринга» всего один � Михаэль Шумахер. Из нынешних пилотов сразу трое именно в Венгрии праздновали первые победы в «Формуле-1». В 2003-м стартовое поле было не совсем привычным для тех времен: с нечетной, а значит чистой стороны, стартовали Алонсо и Уэббер. У испанца было немного шансов выстоять против более быстрых соперников, но благодаря австралийцу, который очень долго держал за собой весь пелотон, у него получилось. Два года назад свою первую (и пока единственную) победу одержал Ковалайнен. А в 2006 году золотой дебют (многие тогда тоже считали, что и последний) был у Баттона. И вот тот Гран-при может называться самым интересным Гран-при не только в истории Венгрии, но и в том сезоне. И все благодаря дождю.

Климатически Венгрия � это место на карте Европы, где леса затерты ластиком. Поэтому гонки здесь жаркие и пыльные. Но стоило один раз пойти дождю, и мы увидели потрясающий боевик с блестящим дебютом Кубицы и его обидной дисквалификацией после финиша, с подиумом де ла Росы и безмерной радостью Баттона.

Надеяться, что дождь будет и в этом году � все-таки чересчур оптимистично. Так что стоит внимательно следить за квалификацией: именно там можно отковать две трети победы. С этой точки зрения наилучшие шансы у «Ред Булл», но мы все помним, кто и как стартовал с поула последние два уик-энда. Поэтому будем осторожны: квалификация, первый поворот и надежность техники � вот залог успеха.

Главными же соперниками «Красных быков» должна стать «Феррари» � «Скудерия» набирает темп и выглядит сейчас сильнее «Макларенов», которые не смогут на медленной трассе сполна воспользоваться преимуществами воздуховода. Также следует помнить, что нынешний «Хунгароринг» � это момент истины для Фелипе Массы. Бразильцу после скандала в Германии надо доказывать свое право на роль первого номера команды. И делать это придется на трассе, где Фелипе ни разу здесь не поднимался выше 7-го места, а прошлогодний Гран-при едва не стоил ему всей карьеры.

Круг по трассе

Статистика от Forix

Пилоты

� До первой в карьере победе, которая пришла на Гран-при Венгрии 2006 года, Дженсон Баттон провел 116 гонок. Кроме того, никто не выигрывал в Будапеште, стартуя с 13-го места. После того успеха Баттон больше никогда не поднимался на подиум в Венгрии.

� Льюис Хэмилтон выиграл два из последних трех Гран-при Венгрии. В 2008-м из-за прокола англичанин финишировал пятым � если бы не тот инцидент, Льюис добился бы в Будапеште своеобразного хет-трика. В 2007 году, благодаря скандальному штрафу напарника Фернандо Алонсо, Льюис оказался на поуле. В 2008-м он снова стартовал с первого места, а в прошлом сезоне сумел выиграть, стартуя с четвертой позиции. В квалификациях на этой трассе Хэмилтон никогда не проигрывал напарникам.

� На Гран-при Венгрии Михаэля Шумахера ждет 260-я гонка в «Формуле-1». У него отличные квалификационные показатели в Будапеште � семь поулов. Кроме того, он чаще всех тут побеждал � четыре раза. В 2006-м он впервые стартовал в Венгрии за пределами Топ-10 � из-за штрафа.

� На последних двух Гран-при Венгрии Себастьяну Феттелю пришлось сойти из-за механических проблем. Интересно, что в 2007-м он трижды за 20 дней гонялся на «Хунгароринге»: до «Формулы-1» (5 августа) он выступал в «Формуле-Рено 3.5» (14 и 15 июля), финишировав сначала четвертым, а на следующий день � третьим.

� В этот уик-энд Марк Уэббер отпразднует 150-й Гран-при в карьере. В прошлом году он показал самый лучший круг уик-энда � 1.20,358. Кроме того, впервые в карьере именно на «Хунгароринге» Уэббер показал лучший круг гонки. В прошлом году Марк финишировал третьим � это его лучший результат на Гран-при Венгрии.

� В прошлом году в квалификации Фелипе Масса попал в серьезную аварию. Два года назад за несколько кругов до финиша, когда он уверенно лидировал, у него сломался мотор. Три года назад ошибка команды привела к тому, что он остался без топлива в квалификации и бразильцу пришлось стартовать 14-м� Последний «нормальный» Гран-при Венгрии был у Массы в 2006 году � он добился самого высокого для себя результата здесь, финишировав седьмым.

� В эти выходные 150-й старт также отпразднует Фернандо Алонсо. В 2003 году он добился в Венгрии первой в карьере победы. В тот момент испанец стал самым молодым победителем в истории «Формулы-1» в 22 года, однако затем рекорд был бит Феттелем. Последний поул в Венгрии Фернандо выиграл в прошлом году.

� Рубенс Баррикелло победил в Венгрии в 2002 году, следом за ним в той гонке финишировал Михаэль Шумахер. Немец помогал напарнику набирать очки, чтобы тот занял второе место в чемпионате мира � таково было превосходство «Феррари» в те дни.

� Дебют Роберта Кубицы в «Формуле-1» пришелся на Гран-при Венгрии 2006 года. Поляк финишировал седьмым в непростой гонке, но затем был дисквалифицирован, поскольку его автомобиль весил меньше положенной нормы.

� Витантонио Лиуцци дважды стартовал в Будапеште, но ни разу не финишировал. В День рождения Тонио в 2006 году его болид в дождевой гонке протаранил Кими Райкконен.

� В прошлом году на Гран-при Венгрии дебютировал Хайме Альгерсуари, став самым молодым дебютантом «Формулы-1» (19 лет и 4 месяца).

� Единственный Гран-при в карьере Хейкки Ковалайнен выиграл в Будапеште в 2008 году. Кроме того, финн всегда набирал очки в Венгрии.

� Первый и пока что последний подиум в карьере Педро де ла Росы был на Гран-при Венгрии. Чтобы добраться до него, на заключительных кругах гонки 2006 года испанцу пришлось бок о бок бороться с Михаэлем Шумахером.

� В Венгрии в 2008 году первый в карьере подиум заработал Тимо Глок, а в 2009-м он финишировал в очках на шестой позиции. Кроме того, немец был вторым в первой гонке GP2 в 2006 году и выиграл поул в этой же серии в 2007-м.

Команды

� «Феррари» и «Макларен» больше других выигрывали квалификации к Гран-при Венгрии (по семь), однако по числу побед Скудерия здесь только третья (пять), позади «Макларена» (девять) и «Уильямса» (семь). Последний успех у итальянской конюшни был в 2004 году.

� В последний раз «Лотус» набирал очки в Венгрии в 1992-м, а последний подиум � в 1987 году.

� «Макларен» � самая успешная команда в Венгрии � девять побед, включая три последних Гран-при. За последние четыре года представители этой команды трижды начинали гонки с поула.

� В Венгрии «Ред Булл» отпразднует 100-ю гонку. Команда еще ни разу здесь не выигрывала квалификации, хотя в прошлом году была близка к этому достижению, когда Феттель занял второе место. Лучший результат конюшни в гонке � третье место Уэббера в сезоне-2009.

� Последний поул «Рено» на «Хунгароринге» был в 2009-м году с Фернандо Алонсо.

� Уильямс» семь раз побеждал в Венгрии. Последнего успеха команда добилась 13 лет назад, в год, когда Жак Вильнев выиграл чемпионат мира.

Другие примечания

� В эти выходные пройдет 25-й Гран-при Венгрии, «Формула-1» уже четверть века гоняется на «Хунгароринге», где, как известно, крайне сложно обгонять. Но при этом лишь в 11-и из 24-х случаях обладатели поула добивались победы.

� Из нынешних гонщиков трое добились здесь первой в карьере победы (Алонсо, Баттон и Ковалайнен), а двое � первого в карьере подиума (де ла Роса и Глок).

� В прошлом году болиды с моторами «Рено» заняли первые три места на стартовой решетке. В последних девяти Гран-при Венгрии только Михаэль Шумахер (2001 и 2004) и Льюис Хэмилтон (2007 и 2009) сумели победить дважды.