Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Узкоколейка

    Медленная и узкая трасса «Хунгароринг» не очень часто радует болельщиков зрелищными гонками, но Гран-при Венгрии любит подкидывать сюрпризы, в результате чего далеко не всегда записные фавориты добиваются успеха. Предисловие к двенадцатому этапу чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» – в материале Sports.ru.

    Представьте, что Монако обеднело, море высохло, казино разорилось, полуголые девушки оделись и разбежались. Осталась лишь трасса. Если представили, то вы понимаете, что такое «Хунгароринг».

    Зрители на трибунах, пилоты и персонал команд, приезжая на Гран-при Венгрии, испытывают то, что сейчас модно называть когнитивным диссонансом. С одной стороны – прекрасный Будапешт, с другой – узкая и пыльная трасса, которую обидно называют «большим картодромом». Но для болельщиков в России и странах бывшего соцлагеря трасса в Венгрии ценна, невзирая на предсказуемость сюжета. До появления турецкой гонки именно сюда было проще всего – по километрам и рублям – приехать из одной шестой части суши в цирк дяди Берни.

    За три десятилетия в России было приблизительно три десятка проектов гоночных трасс. У Венгрии был один, и он воплотился в жизнь. Именно настойчивое желание Экклстоуна привезти «Формулу-1» в Восточную Европу сделало эту гонку возможной. Монополии одного немецкого инженера на строительство автодромов тогда не существовало, поэтому трассу проектировали и строили, в основном, своими силами. Получилось, надо признать, не очень. Ни одной длинной прямой (кроме стартовой), череда медленных поворотов и узкий трек – все ингредиенты для гонки на призы РЖД были собраны вместе.

    За три десятилетия в России было приблизительно три десятка проектов гоночных трасс. У Венгрии был один, и он воплотился в жизнь

    Справедливости ради стоит сказать, что так получилось не от недостатка мастерства или желания походить на Монако. Организаторами руководило желание сделать гонку максимально безопасной. «Красные дьяволы убивают наших парней» – видимо такие заголовки в английской «Таймс» мерещились венграм. Поэтому сделали по принципу «скучно, но безопасно». С годами поняли, что перемудрили. Было предпринято несколько попыток сделать «Хунгароринг» хотя бы немного интереснее, но это как раз тот случай, когда «надо менять всю систему».

    В итоге получившаяся вариация Монте-Карло не особо понравилась гонщикам. Да, всего пару месяцев назад они набирали побольше воздуха в легкие и с поволокой в глазах говорили, как они рады погоняться по узким улочкам. Но, приезжая в техническом смысле на самую похожую трассу, от пафоса не остается и следа. Прежде, когда гонщики были менее воспитанными и более честными, они рассказывали, какая это скука – ездить по «Хунгарорингу». Сейчас, в эпоху политкорректности, все говорят про то как им все нравится и далее по тексту, а затем скороговоркой добавляют все, мол, решится в квалификации.

    Стартовая прямая едва ли не единственный участок трассы, к которому подходит название «прямая». Но даже здесь, в месте максимального разгона, скорость не превышает 300 км/час. Первый сектор по местным меркам быстрый, хотя крюк первого поворота сбивает скорость до 95 км/час и не позволяет атаковать соперника. Завершается сектор коротким разгоном, а затем начинается хоровод виражей. Повороты с 4-го по 8-й медленные, и без ошибок со стороны соперника обогнать здесь крайне сложно. Завершается второй сектор чуть более оптимистично – какими-никакими прямыми и дающими тень шанса на обгон поворотами 10 и 11. Но, скорее всего, даже в случае успешной атаки более быстрый болид не успеет оторваться от конкурента, а там начинается короткий и медленный третий сегмент трассы. Выход из поворота 12 может предоставить возможность для обгона, но потом не будет и этого.

    Первая гонка «Формулы-1» в Восточной Европе, за уже изрядно проржавевшим «железным занавесом» прошла в окрестностях Будапешта в 1986 году. С точки зрения статистики это самая не говорящая трасса. Примерно в половине случаев команда, победившая на «Хунгароринге», не выигрывала по итогам года ни одного зачета, а корреляция «победил в Монако – победил в Венгрии» очень слабая. Это, вероятно, объясняется тем, что на обеих трассах были свои асы, которые получали «+10» к мастерству и выигрывали вопреки обстоятельствам. Речь, в первую очередь, о Сенне. Который вполне благожелательно отзывался о «Хунгароринге» и сумел победить здесь трижды. Мог бы и четырежды, не ввяжись в толкучку с Наннини в 1990-м. Поэтому четырехкратный победитель «Хунгароринга» всего один – Михаэль Шумахер. Из нынешних пилотов сразу трое именно в Венгрии праздновали первые победы в «Формуле-1». В 2003-м стартовое поле было не совсем привычным для тех времен: с нечетной, а значит чистой стороны, стартовали Алонсо и Уэббер. У испанца было немного шансов выстоять против более быстрых соперников, но благодаря австралийцу, который очень долго держал за собой весь пелотон, у него получилось. Два года назад свою первую (и пока единственную) победу одержал Ковалайнен. А в 2006 году золотой дебют (многие тогда тоже считали, что и последний) был у Баттона. И вот тот Гран-при может называться самым интересным Гран-при не только в истории Венгрии, но и в том сезоне. И все благодаря дождю.

    Стоило один раз пойти дождю, и мы увидели потрясающий боевик

    Климатически Венгрия – это место на карте Европы, где леса затерты ластиком. Поэтому гонки здесь жаркие и пыльные. Но стоило один раз пойти дождю, и мы увидели потрясающий боевик с блестящим дебютом Кубицы и его обидной дисквалификацией после финиша, с подиумом де ла Росы и безмерной радостью Баттона.

    Надеяться, что дождь будет и в этом году – все-таки чересчур оптимистично. Так что стоит внимательно следить за квалификацией: именно там можно отковать две трети победы. С этой точки зрения наилучшие шансы у «Ред Булл», но мы все помним, кто и как стартовал с поула последние два уик-энда. Поэтому будем осторожны: квалификация, первый поворот и надежность техники – вот залог успеха.

    Главными же соперниками «Красных быков» должна стать «Феррари» – «Скудерия» набирает темп и выглядит сейчас сильнее «Макларенов», которые не смогут на медленной трассе сполна воспользоваться преимуществами воздуховода. Также следует помнить, что нынешний «Хунгароринг» – это момент истины для Фелипе Массы. Бразильцу после скандала в Германии надо доказывать свое право на роль первого номера команды. И делать это придется на трассе, где Фелипе ни разу здесь не поднимался выше 7-го места, а прошлогодний Гран-при едва не стоил ему всей карьеры.

    Круг по трассе

    Статистика от Forix

    Пилоты

    • До первой в карьере победе, которая пришла на Гран-при Венгрии 2006 года, Дженсон Баттон провел 116 гонок. Кроме того, никто не выигрывал в Будапеште, стартуя с 13-го места. После того успеха Баттон больше никогда не поднимался на подиум в Венгрии.

    • Льюис Хэмилтон выиграл два из последних трех Гран-при Венгрии. В 2008-м из-за прокола англичанин финишировал пятым – если бы не тот инцидент, Льюис добился бы в Будапеште своеобразного хет-трика. В 2007 году, благодаря скандальному штрафу напарника Фернандо Алонсо, Льюис оказался на поуле. В 2008-м он снова стартовал с первого места, а в прошлом сезоне сумел выиграть, стартуя с четвертой позиции. В квалификациях на этой трассе Хэмилтон никогда не проигрывал напарникам.

    • На Гран-при Венгрии Михаэля Шумахера ждет 260-я гонка в «Формуле-1». У него отличные квалификационные показатели в Будапеште – семь поулов. Кроме того, он чаще всех тут побеждал – четыре раза. В 2006-м он впервые стартовал в Венгрии за пределами Топ-10 – из-за штрафа.

    • На последних двух Гран-при Венгрии Себастьяну Феттелю пришлось сойти из-за механических проблем. Интересно, что в 2007-м он трижды за 20 дней гонялся на «Хунгароринге»: до «Формулы-1» (5 августа) он выступал в «Формуле-Рено 3.5» (14 и 15 июля), финишировав сначала четвертым, а на следующий день – третьим.

    • В этот уик-энд Марк Уэббер отпразднует 150-й Гран-при в карьере. В прошлом году он показал самый лучший круг уик-энда – 1.20,358. Кроме того, впервые в карьере именно на «Хунгароринге» Уэббер показал лучший круг гонки. В прошлом году Марк финишировал третьим – это его лучший результат на Гран-при Венгрии.

    • В прошлом году в квалификации Фелипе Масса попал в серьезную аварию. Два года назад за несколько кругов до финиша, когда он уверенно лидировал, у него сломался мотор. Три года назад ошибка команды привела к тому, что он остался без топлива в квалификации и бразильцу пришлось стартовать 14-м… Последний «нормальный» Гран-при Венгрии был у Массы в 2006 году – он добился самого высокого для себя результата здесь, финишировав седьмым.

    • В эти выходные 150-й старт также отпразднует Фернандо Алонсо. В 2003 году он добился в Венгрии первой в карьере победы. В тот момент испанец стал самым молодым победителем в истории «Формулы-1» в 22 года, однако затем рекорд был бит Феттелем. Последний поул в Венгрии Фернандо выиграл в прошлом году.

    • Рубенс Баррикелло победил в Венгрии в 2002 году, следом за ним в той гонке финишировал Михаэль Шумахер. Немец помогал напарнику набирать очки, чтобы тот занял второе место в чемпионате мира – таково было превосходство «Феррари» в те дни.

    • Дебют Роберта Кубицы в «Формуле-1» пришелся на Гран-при Венгрии 2006 года. Поляк финишировал седьмым в непростой гонке, но затем был дисквалифицирован, поскольку его автомобиль весил меньше положенной нормы.

    • Витантонио Лиуцци дважды стартовал в Будапеште, но ни разу не финишировал. В День рождения Тонио в 2006 году его болид в дождевой гонке протаранил Кими Райкконен.

    • В прошлом году на Гран-при Венгрии дебютировал Хайме Альгерсуари, став самым молодым дебютантом «Формулы-1» (19 лет и 4 месяца).

    • Единственный Гран-при в карьере Хейкки Ковалайнен выиграл в Будапеште в 2008 году. Кроме того, финн всегда набирал очки в Венгрии.

    • Первый и пока что последний подиум в карьере Педро де ла Росы был на Гран-при Венгрии. Чтобы добраться до него, на заключительных кругах гонки 2006 года испанцу пришлось бок о бок бороться с Михаэлем Шумахером.

    • В Венгрии в 2008 году первый в карьере подиум заработал Тимо Глок, а в 2009-м он финишировал в очках на шестой позиции. Кроме того, немец был вторым в первой гонке GP2 в 2006 году и выиграл поул в этой же серии в 2007-м.

    Команды

    • «Феррари» и «Макларен» больше других выигрывали квалификации к Гран-при Венгрии (по семь), однако по числу побед Скудерия здесь только третья (пять), позади «Макларена» (девять) и «Уильямса» (семь). Последний успех у итальянской конюшни был в 2004 году.

    • В последний раз «Лотус» набирал очки в Венгрии в 1992-м, а последний подиум – в 1987 году.

    • «Макларен» – самая успешная команда в Венгрии – девять побед, включая три последних Гран-при. За последние четыре года представители этой команды трижды начинали гонки с поула.

    • В Венгрии «Ред Булл» отпразднует 100-ю гонку. Команда еще ни разу здесь не выигрывала квалификации, хотя в прошлом году была близка к этому достижению, когда Феттель занял второе место. Лучший результат конюшни в гонке – третье место Уэббера в сезоне-2009.

    • Последний поул «Рено» на «Хунгароринге» был в 2009-м году с Фернандо Алонсо.

    • Уильямс» семь раз побеждал в Венгрии. Последнего успеха команда добилась 13 лет назад, в год, когда Жак Вильнев выиграл чемпионат мира.

    Другие примечания

    • В эти выходные пройдет 25-й Гран-при Венгрии, «Формула-1» уже четверть века гоняется на «Хунгароринге», где, как известно, крайне сложно обгонять. Но при этом лишь в 11-и из 24-х случаях обладатели поула добивались победы.

    • Из нынешних гонщиков трое добились здесь первой в карьере победы (Алонсо, Баттон и Ковалайнен), а двое – первого в карьере подиума (де ла Роса и Глок).

    • В прошлом году болиды с моторами «Рено» заняли первые три места на стартовой решетке. В последних девяти Гран-при Венгрии только Михаэль Шумахер (2001 и 2004) и Льюис Хэмилтон (2007 и 2009) сумели победить дважды.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы