Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Не продув, но выиграв?

Каждый год радовать планету шпионским скандалом, похоже, становится для команд «Формулы-1» доброй традицией. Правда, нынешним летом на авансцену вышли не примелькавшиеся в распрях гранды, а скромные середняки из глубины пелотона. Sports.ru разбирается в том, что же не поделили «Форс-Индия» и «Лотус».

Поводом к очередному судебному разбирательству, а заодно закулисному выяснению отношений на повышенных тонах стала история, имевшая место еще в начале позапрошлой осени. Тогда «силовики» заключили договор о сотрудничестве с итальянской компанией Aerolab, вознамерившись провести продув болида VJM02 во взятой в аренду аэродинамической трубе. Предоплату, как и предполагается, провели траншем честь по чести. А вот закрыть долговую часть счета по окончании испытаний не сумели, косвенно подтвердив только-только поднявшуюся первую волну слухов о финансовых проблемах «Форс-Индии» и грядущем сокращении бюджета и кадров. Дабы не провоцировать конфликт, инженеры и механики втихаря собрали вещи и ретировались с базы на Апеннинах. Однако впопыхах забыли прихватить с собой копию шасси… Через год в офис Aerolab с просьбами, аналогичными индийской, обратился «Лотус». Однако в отличие от конкурентов, работу малайская конюшня провела четко по графику, в срок и до конца. Каково же было удивление публики, когда при сопоставлении первых набросков конструкций машин в контурах VJM02 и Т127 на презентации дружины из Малайзии обнаружился ряд сходств! Впрочем, тогда общественность не придала этому большого значения, поскольку «копипасты» ключевых элементов в современной «Формуле-1» – привычное дело. Да и был ли смысл искать подводные течения в сравнении машин образца 2009 и 2010 годов, если технический регламент изменил требования к их проектировке? Тем не менее, индийцы воспротивились пускать дело на самотек – слишком уж подозрительными показались им совпадения. Да и темпы прогресса «Лотуса», созданного с чистого листа в ходе межсезонья, наводили на мысль, что через сезон-полтора подобного роста именно малайцы превратятся в главных конкурентов «Форс-Индии» по смещению с теплых и насиженных мест позади заводских конюшен.

«Форс-Индия» затребовала у Aerolab материальной компенсации за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности и разглашение конфиденциальной информации.

Закрутилась нешуточная кутерьма. В итальянский суд, ставший любителям автоспорта фактически родным после «дела о саботаже», полетел иск к Aerolab. Индийцы затребовали материальной компенсации за незаконное использование итальянцами чужой интеллектуальной собственности и разглашение конфиденциальной информации. Причем сумма оказалась немалая – 17,9 млн. фунтов, то есть, коллектив Виджая Малльи запросил полную стоимость по исследованию и разработке шасси в год! Обвиняемая компания стала в позу: «знать ничего не знаем; раз не заплатили причитающейся суммы, то дали нам право использовать имущество, ушедшее в доход «казино», по своему усмотрению». Лишь в «Лотусе» радостно потирали руки, отбивая любые претензии: «Проходим по делу как соответчики в гражданских слушаниях, при этом не имеем никаких претензий со стороны «Форс-Индии» насчет противоправности действий. В придачу, Aerolab дал нам гарантии, что будем освобождены от любой ответственности», – подчеркнул официальный представитель малайцев. Однако минуло всего ничего – и лица у ребят из «Лотуса» погрустнели, поскольку на юридический адрес команды «Ф-1» также пришла официальная повестка, теперь уже называющая ответчиками команду Тони Фернандеса. Столь масштабный перевод стрелок и жажда накрыть следственным «колпаком» всех фигурантов спора объясняется обнаружением в деле общего звена. Им оказался Майк Гаскойн, который до перехода в «Лотус» возглавлял технический отдел «Форс-Индии». Мол, благодаря его присутствию в штате малайцев, дебютанты 2010 года использовали и получили выгоду из интеллектуальной собственности «силовиков».

С одной стороны, в защиту «зеленых» лучше всего говорят результаты сезона-2010: болиды конюшни, базирующейся в Норфолке, сильно уступают в скорости «Форс-Индии». Все это так, но, как уже упоминалось, между машинами последних лет существуют различия, что частично объясняет такое отставание «Лотуса». К тому же, малайская команда строила свой болид впопыхах, заметно упрощая его конструкцию.

Кажется, целью иска является не столько попытка доказать получение «Лотусом» преимущества за счет наработок «Форс-Индии», сколько формальное уличить конкурента в плагиате.

Впрочем, как кажется, целью иска является не столько попытка доказать получение «Лотусом» преимущества за счет наработок «Форс-Индии», сколько формальное уличить конкурента в плагиате. В таком случае индийцы убьют сразу несколько зайцев. Во-первых, получат солидную денежную компенсацию, что для их «подсушенного» бюджета (бизнес Малльи после финансовых потрясений понес существенные потери) придется очень кстати. Во-вторых, нанесут сокрушительный удар по конкурентам, дорабатывающим машину лучше всех из нижней части пелотона. Ведь случись ФИА вмешаться в разбирательства и признать факт нелегального заимствования, как у «Лотуса» могут возникнуть фатальные проблемы. Напомним, что по Договору согласия каждая команда «Ф-1» обязана самостоятельно разрабатывать болид для участия в чемпионате мира. Если этот пункт правил будет обойден, последуют жесточайшие карательные санкции. Наконец, взятие азиатов на короткий поводок позволит «Форс-Индии» компенсировать собственные кадровые потери. Напомним, что несколько бывших инженеров, трудившихся в структуре Малльи, намедни перешли в стан «Лотуса». Причем Марк Смит (экс-глава конструкторского штаба индийцев) в свое время уже не раз составлял неплохой ударный тандем с Гаскойном во время сотрудничества в «Джордане», «Рено» и все той же «Форс-Индии». Тогда как главный инженер Льюис Батлер и глава отдела аэродинамики Мэрион Хинсон числились на хорошем счету на предыдущем месте работы. Другими словами, «Лотус» в лучших традициях пошел по стопам индийцев, собрав под знаменами талантливый творческий коллектив и аккумулировав неплохие финансы и техническую базу для развития команды. Дружина же Малльи, наоборот, в последнее время сдает позиции, теряя ценных специалистов – напомним, что кроме Смита не так давно конюшню покинул Джеймс Ки.

Пугает еще и то, что под маркой «шпионского скандала» в дальнейшем может развиться закулисная борьба с обвинением в техническом плагиате перебежчиков последней недели, детальных сравнений чертежей с принципиальным непризнанием «копирайтов» и тоннами грязи, которые обычно в таких случаях выливаются друг на друга участниками споров. Поговаривают, что до крайностей не дойдет (кто-то считает, что «Форс-Индия» по-прежнему должна Гаскойну денег за досрочное расторжение контракта, кто-то уповает на дружбу между Майком и Виджаем), однако когда на кону стоят большие деньги, далеко не факт, что стороны не пойдут ва-банк. И далеко не факт, что любители «Ф-1» от этого выиграют…

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы