6 мин.

Американский пирог

Непосредственно гонками в Штатах искушенного любителя автоспорта не удивить. Фанаты со стажем, окунувшись в ностальгические воспоминания, легко прочитают любому желающему лекцию о временных городских трассах, украшавших улицы Лонг-Бич, Лас-Вегаса, Детройта, Финикса. Особо дотошные вплетут в историю упоминание о разовых экспериментах в Далласе или Себринге, а также непременно расскажут о растянутых во времени и пространстве хождениях вокруг Риверсайда. Наконец, даже самые юные зрители хотя бы краем уха слышали об Индианаполисе и шинном скандале-2005. Так что выставлять этап в Остине эдаким открытием Нового света вроде как некорректно. Однако некоторые пиарщики упорно стоят на своем, подводя под посыл следующую мотивировку: в Техасе публика увидит то, чего была лишена последние три десятка лет. То бишь гонку в США на специально спроектированной современной трассе, чего в регионе не видали со времен «Уоткинс-Глен».

В качестве доказательств приводятся два ключевых утверждения:

1) трассу будет проектировать сам Герман Тильке по канонам классических треков;

2) на строительство уйдет более 250 млн долларов, что позволит воплотить в жизнь самые яркие задумки архитектора.

Это парадокс, но вместо душевного успокоения тезисы, лежащие в основании будущей гордости Штатов, вызывают тревогу. Взять хотя бы профиль трассы. Уже сегодня мы знаем, что немецкому креативщику заказана скоростная петля в классическом стиле с высокотехничными поворотами и требовательным к тонкому пилотажу торможением. В качестве потенциальных примеров называются «Спа», «Сильверстоун» и «Хоккенхаймринг». Вас ничего не смущает? Вспоминая последние опыты придворного зодчего «Ф-1», типа пресной «Валенсии» или каруселеобразной «Яс-Марины», совсем не верится, что у Тильке еще остался порох в пороховницах соорудить что-то внятное под американский заказ. Логичнее ожидать какой-нибудь вытянутой в пространстве петли (по предварительным подсчетам, дистанция трека составит более трех миль) с широченной длинной прямой, парой связок «правый-левый» ради поддержания спортсменов в тонусе да единственным местом для обгона — скрытым в середине многочисленных мелких виражей поворотом с солидной зоной безопасности вокруг. Риск ошибиться в прогнозе не так уж и высок, если учесть, что на трассу в ОАЭ и Испании выделялись куда большие средства да и внимание к строительству со стороны организаторов было куда более пристальным.

Кстати, о деньгах. Намедни с гордостью было объявлено, что основные расходы на строительство возьмут на себя частные инвесторы, тогда как городская мэрия в лице главы города Рика Перри лишь обязалась ежегодно выделять 25 млн долларов на покрытие затрат непосредственно уик-энда. Вроде все замечательно и логично, не правда ли? Но не накроется ли проект медным тазом, если учесть, что Большой Берни всенепременно попробует запустить руки в карманы этих самых «частных инвесторов»? Ведь американский рынок многие годы был интересен мистеру Экклстоуну исключительно с точки зрения увеличения прибыли, а уж потом всех этих пафосных речей о популяризации автоспорта и вселенской глобализации «Формулы-1». Тогда как дыры в бюджете собственными силами местные меценаты при таком подходе далеко не факт что залатают – мировой финансовый кризис еще не минул, знаете ли... Есть, конечно, надежда на поддержку правительства США. Но, положа руку на сердце, скажите: верите ли вы в то, что американские управленцы рискнут влезть в такую авантюру, особенно в свете того, что сам Гран-при США уже не раз и не два доказывал собственную убыточность, а расходная смета в четверть миллиарда долларов — лишь приблизительна, и наверняка будет расти! 10 лет – срок, конечно, солидный для возврата вложений. Но ведь и степень риска отнюдь не мала... К примеру, проамериканский проект US F1, стоивший в разы дешевле, но по пиару на автоспортивном рынке имевший схожую отдачу, приказал долго жить как раз из-за равнодушия инвесторов. Поначалу инициативность Чеда Херли была встречена на «ура» его партнерами по бизнесу, однако уже через полгода парни из американской команды стали производить и продавать тостеры, чтобы хоть как-то обеспечить себе зарплату. На солидную же финансовую компенсацию затрат за счет зрителей рассчитывать вовсе не стоит. Позволим себе процитировать Фрэнка Нэйшна, с 2000 по 2007 годы входившего в директорат трассы «Индианаполис»: «В некоторые годы нам удавалось собирать по-настоящему огромные толпы зрителей. С точки зрения болельщиков, это был успех. Но в конце дня, подсчитывая прибыль, понимали, что и близко не делаем бизнес». Хороша перспектива, не правда ли? Особенно на фоне того, что зрительский интерес даже в таких «проформульных» странах Европы как Германия, Испания, Италия к гонкам падает. О чем недвусмысленно говорят полупустые трибуны в пятницу и субботу, а также лакуны, что выхватывают камеры в день Гран-при.

Впрочем, относительно последнего аспекта промоутеры бьют себя копытом в грудь, обещая аншлаги едва ли не каждый божий год с 2012-го по 2021-й. И это, пожалуй, единственный аспект, в котором сомневаться не приходится. Ведь в столице Техаса уже давно истосковались по большому спорту, поскольку в 15-м по величине городе США (с населением чуть больше 750 тысяч человек) нет команды, задействованной в какой-либо из профессиональных лиг. Так что народ повалит валом — не только из местных, но и из числа безумных спортивных фанатов региона. Типа тех, что зимой установили рекорд посещаемости «Матча всех звезд» НБА, когда на стадион команды НФЛ «Даллас Ковбойз» пришли 108 713 зрителей.

«Остин идеально подходит для «Формулы-1» как географически, так и финансово. Кроме того, здесь яркая ночная и музыкальная жизнь», — уверен представитель промоутерской компании Таво Хеллмунд, подтверждая слова многочисленными выдержками с бурлящих интернет-форумов. Там сотни людей уже сегодня готовы сорваться с насиженным мест, чтобы наведаться в один из самых бурно развивающихся городов Штатов. Плюс Хеллмунд рассчитывает сыграть на выгодном географическом и репутационном положении города. В плане места Остин находится на своеобразном перекрестке: между Канадой и США, между Северной, Южной и центральной Америкой, в окружении (радиус — 150 миль) десяти крупнейших рынков Штатов. В плане репутации — является апологетом сферы «хай-тек» в стране. Правда, скептики, выслушивая аргументы, ехидно улыбаются и кивают на аксиому, затертую до дыр финансистами-аналитиками. Оная, встречающаяся едва ли не в каждой статье, посвященной целесообразности проведения open wheel гонок в Штатах, гласит: «Состязание может рассчитывать на долгую жизнь и успех только в том случае, если проводится в окрестностях Нью-Йорка или на просторах Калифорнии — в непосредственной близости от ареала обитания поклонников европейских машин или больших старосветских сообществ, типа итальянской коммьюнити». Устоявшийся стереотип сломать не так-то просто. Тем интереснее будет наблюдать за промо-потугами организаторов остингского этапа. Особенно в свете того, что в Техасе серии-конкуренты, популярные среди местного населения, представлены довольно богато: гонки NASCAR Sprint Cup, Nationwide Series, Camping World Truck Series плюс этап «Индикара» на автодроме «Техас Мотор Спидвей».

Не забудем и еще один аспект, который может всерьез повлиять на популярность этапа в Штатах. Стоит планам Луки ди Монтеземоло воплотиться в жизнь (речь о дочерней команде «Феррари» в сезоне-2011 на базе американской конюшни), как брендовая составляющая всей остинской концессии может подскочить в цене. Ведь доработанный вариант US F1 на платформе великой итальянской конюшни — сама по себе отличная приманка для зрителей. Да и Пэрис Маллинз, в свое время пытавшийся спасти от позора Питера Уиндзора, знает толк в приготовлении качественного промо-продукта. Так что направить вектор зрительского внимания в Остин у организаторов есть все шансы. Вот только удастся ли удержать его в Техасе на протяжении хотя бы нескольких сезонов, не говоря уже о десятилетии?