Теорема Баррикелло
''Чтобы обойти в общем зачете шотландца Култхарда, Баррикелло требовалось обыграть его в Японии с разницей в восемь очков. Обеспечить этот перевес бразилец мог лишь при одном условии: он должен был непременно быть первым, а Култхард "не имел права" занять место выше пятого. Генеральная стратегия Баррикелло, единственного из пилотов, решившегося на тактику трех (!) пит-стопов, сводилась к следующему: за счет прорывов на первых кругах обеспечить место за Шумахером, а затем за счет полупустого бака нарастить отрыв от пелотона. И на первых кругах гонки совпадение этих обстоятельств не выглядело утопичным.
Баррикелло, стартовавший с четвертой позиции (позади убедительно выигравшего квалификацию Михаэля Шумахера и "Уильямсов" Монтойи и Шумахера-младшего), на первом же круге на скорости 300 км/ч прошел Ральфа Шумахера и резко нацелил передний спойлер своей "Феррари" в спину второго "Уильямса". Атака на Монтойю не затянулась и была блистательной - к концу второго круга Баррикелло оставил за спиной весь пелотон, за исключением не менее энергично стартовавшего партнера по "Феррари". Однако насладиться простором бразильцу Монтойя все же не дал и, в свою очередь, незамедлительно отвоевал второе место. Как выяснилось спустя 50 кругов, этот маневр колумбийца разрушил рискованный, но единственно суливший успех план бразильца.
Воспользовавшись войной за позиции за своей спиной, Михаэль Шумахер стремительно наращивал свое преимущество, которое к четвертому кругу достигло почти 10 секунд. Шумахер, который в отличие от Баррикелло предпочел традиционную для Сузуки тактику двух пит-стопов (аналогично поступили и все остальные гонщики ведущих команд), настолько спокойно и хладнокровно пилотировал свой болид, что ни у кого ни на секунду не закрались сомнения в том, что - при отсутствии форс-мажорных обстоятельств - немец выиграет очередную, 53-ю гонку в карьере. Разве что Монтойя, которого сегодня называют главной угрозой чемпионской серии Шумахера, попытался усомниться в этом, однако ритм чемпиона был, пусть и ненамного, быстрее ритма колумбийца и позволял пилоту "Феррари" держать своего оппонента на безопасном расстоянии в 8-10 секунд.
В то время как основное внимание было сосредоточено на лидирующей тройке, в середине пелотона произошло, возможно, главное событие гонки: на шестом круге ее закончил француз Жан Алези, накануне этапа официально объявивший об уходе из "Формулы-1". Лебединая песнь Алези не прозвучала: в конце длинной скоростной прямой он врезался в потерявший управление болид молодого финна Кими Райкконена и вылетел в гравий. Вылез из покореженного болида, ободрительно пожал руку вконец расстроенному Райкконену и побрел благодарить зрителей и механиков своей команды. "Конечно, я надеялся закончить карьеру пилота иначе. Но что поделать, в мотоспорте никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь", - философски заметил на пресс-конференции Алези. Так, с истинно французским достоинством, Алези распрощался с "Формулой-1".
Что же касается другого пилота, проводившего последний Гран-при в "Формуле-1", - Мики Хаккинена (правда, он пока не столь категоричен в своем решении и, возможно, вернется в гонки через год), то финн действовал гораздо аккуратнее и выдержаннее. На протяжении всей дистанции он находился в середине лидирующей группы, перепрыгивая с третьего место на пятое и обратно. И именно Хаккинен за несколько кругов до финиша исполнил роль благородного рыцаря, добровольно пропустив на подиум партнера по команде - Култхарда. "Таким образом я попытался отблагодарить Дэвида за все, что он делал для меня на протяжении шести лет в "Макларене", - объяснил свой поступок Хаккинен.
''Заключительная часть Гран-при Японии была малоинтересной - какие-либо ротации внутри призовой шестерки исключались слишком большими гандикапами между пилотами. В результате к финишу каждый из них доезжал со своими мыслями. Михаэль Шумахер думал о том, что сезон и впрямь выдался на славу, и о том, что он заслужил прекрасный отдых в кругу семьи. Монтойя признавался, что в этом чемпионате ему тяжело было рассчитывать на большее, чем осадить Шумахера разок-другой и позиционировать себя в качестве главного конкурента немца на следующий сезон. Култхард перестал жаловаться на упущенный титул и убеждал себя в том, что вице-чемпионство - тоже не так мало. Хаккинен был погружен в мысли о предстоящей смене стиля жизни и своей семье. Баррикелло смирился с проколом на старте, стоившим ему реальной возможности побороться за победу в Гран-при, а Шумахер-младший вспоминал 10-секундный штраф "стоп энд гоу", также исключивший его из борьбы за место на подиуме. Так, обыденно и размеренно, и закончился чемпионат мира "Формулы-1" 2001 года.