Перед тем, как опустить занавес
Сколько бы кругов не длилась гонка, все равно наступает момент, когда падает клетчатый флаг и объявляется победитель. Сколь бы захватывающим и интригующим не был бы сюжет чемпионата, всегда приходит день последнего этапа. И чаще всего в последний раз зажигается зеленый свет и падает клетчатый флаг именно здесь - в Японии, на автодроме Сузука.
Сузука. Впервые она приняла этап "королевских автогонок" в 1987 году. С тех пор автодром почти не изменился - "вырос" всего на 4 метра. Зато за 14 прошедших гонок зрители видели множество захватывающих баталий. Уже второй старт "Формулы-1" в "стране восходящего солнца" оказался навсегда внесенным в историю автоспорта.
Перед предпоследней гонкой сезона Айртона Сенну и Алена Проста разделяло всего несколько очков, и победа бразильца гарантировала ему чемпионский титул. Квалификация прошла под диктовку "Волшебника": он выиграл свой 12-ый поул в сезоне! Но старт не удался: у Айртона заглох двигатель, и пока он завел его, скатываясь под уклон, "Макларен" оказался 14-ым в пелетоне. Грустный конец сезона? Нет! Сенна не сдался и подарил миллионам болельщиков захватывающие полтора часа борьбы: уже через три круга он был четвертым, а на 28-ом круге опередил Алена и возглавил гонку! В Сузуке-88 на голову Айртона Сенны была возложена первая чемпионская корона.
Через год Япония улыбнулась победой Алену, а еще через год снова Айртон второй раз был лучшим в Японии. Затем пришло время Михаэля Шумахера, сменившееся триумфом Деймона Хилла в 1996 году. Сузука-96 сделала британца первым гонщиком, сумевшим повторить чемпионское достижение отца.
А вот к Михаэлю и его "алой команде" Япония на долгие годы потеряла интерес. Третья корона в 1998 году была от немца на расстоянии вытянутой руки нужна была лишь победа в последней гонке, но заглохший на прогревочном круге двигатель похоронил все надежды еще до того, как загорелся зеленый светофор. Мика Хаккинен был неудержим в тот день, а прокол колеса лишь Шумахера-старшего шанса повторить фантастическую гонку Сенны.
Правда, через два года Михаэль повернул Фортуну к себе лицом, и Сузука признала его чемпионом. Гран-При Японии 2000 года прервал долгую полосу бесплодных лет для "Феррари" и ее лидера, вернув оба Кубка в Маранелло.
Еще год позади и снова "Большой Цирк" распаковывает свои вещи на островах. вот только нет привычного накала страстей в боксах и эмоций на трибунах. Чемпионы давно известны - снова Михаэль и "Феррари". Проблемы вторых и третьих мест также практически решены и все, что может изменить эта гонка в общем зачете - это расположение команд и пилотов в нижней части таблицы.
На этом фоне на первое место выходит "спорт ради спорта" и "красота пилотаж ради красоты победы". Такие Гран-При крайне редки в "Формуле-1": их можно пересчитать по пальцам, поэтому есть надежда, что пилоты, не отягощенные грузом ответственности за влияние результата гонки на ход чемпионата смогут подарить зрителям яркое и запоминающееся зрелище, по которому, честно говоря, все уже соскучились.
Досрочная победа Шумахера, а затем террористические акты в США, приглушили буйные краски "королевских автогонок". Очень хочется, чтобы предстоящая гонка поставила яркую и запоминающуюся точку в непредсказуемом сценарии чемпионата-2001 года. Вот как об этом сказал сам чемпион мира: "Все что произошло в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре этого года еще долго останется у всех в памяти. И все же нужно реально смотреть на вещи, ведь жизнь продолжается. Я рассчитываю, что нам удастся показать отличное зрелище на Сузуке и порадовать зрителей."
''К сожалению, у предстоящей гонки будет еще один печальный привкус. Жан Алези, без преувеличения легенда "Формулы-1", проведет в Сузуке свой последний Гран-При. Начав выступать во Франции-89 за команду "Тирелл", француз провел 200 гонок, победив лишь однажды - в Канаде-95, но зато став единственным пилотом, сделавшим это в свой день рождения, Жан в возрасте 37 лет готовится повесить на гвоздь свой гоночный шлем. Когда-то это должно было произойти, но жаль, что сейчас. Ведь с его уходом окончательно уходит в историю летопись великих: Проста, Сенны, Бергера...
А на горизонте зажигаются новые имена: Хуан-Пабло Монтойя, Кими Райкконен, Ральф Шумахер, Ник Хайдфельд, Дженсон Баттон. Запомните эти имена - в следующем году они будут часто мелькать на первых строках итоговых протоколов. Уходящий сезон назвал нам будущих чемпионов!