Гран-при США. Пресс-конференция после квалификации
Господа, примите поздравления. Михаэль, ты не использовал последнюю попытку. Почему? Был уверен в том, что твой результат и без этого достаточно хорош?
Михаэль Шумахер: Не совсем. Я был уверен в том, что сам не смогу его улучшить. В этом году я несколько раз не использовал именно потому, что не считал нужным. Я знал, что достиг максимума, а если ошибусь, то эта ошибка может сыграть на руку соперникам.
Похоже, ваша машина в этот уик-энд отлично сбалансирована. Трасса очень сложная, мы знаем, что здесь есть очень длинная прямая, после чего начинается извилистый медленный отрезок. Получается, Ferrari и ты после Монцы снова на вершине. Ты уверен в успешном исходе завтрашней гонки?
Михаэль Шумахер: Мы и в Монце были на вершине. Если бы не проблемы на дозаправке, у Рубенса были неплохие шансы выиграть эту гонку, а вот в Хокенхайме мы действительно не могли угнаться за Williams. Здесь у нас в известном смысле обычная трасса, включающая медленный техничный участок, благодаря чему она похожа на Монцу или Хокенхайм. Я уверен в завтрашней гонке. Машина хорошо выглядит на протяжении всего уик-энда, тем не менее мы работали и смогли ее улучшить. Мы поработали над тем, чтобы оптимизировать ее к гонке и сейчас все выглядит очень хорошо.
Спасибо Михаэль. Мика, сегодня ты второй. Ты не смог улучшить результат в последней попытке, но по ходу сессии ехал все быстрее и быстрее. Ты знал, что на стартовой прямой лежат обломки?
Мика Хаккинен: Да, я их видел, но думаю, это никак не повлияло на результат последней попытки.
Ветер все время менялся, это не помешало?
Мика Хаккинен: Я не почувствовал никаких изменений в балансе по ходу сессии.
Спасибо Мика. Ральф, теперь перейдем к тебе. Довольно многим не удалось улучшить результат в последней попытке, но у тебя на то была причина. Расскажи, что случилось в конце прямой на внутреннем участке?
Ральф Шумахер: Нет, причина была не в этом. Дело в том, что перед этим я опоздал с торможением в четвертом повороте, заблокировал переднее колесо и просто не вписался в поворот. На самом деле мы не рассчитывали на столь высокий результат, потому что на протяжении всего уик-энда бились в подборе баланса машины. Мы продолжали работу и во время квалификации, и результат появился. Но завтрашняя гонка будет трудной.
Оба ваших конкурента работают с Bridgestone, а вы сотрудничаете с Michelin. Может, поэтому не удавалось найти баланс, или дело в шасси Williams?Ральф Шумахер: Причины отчасти и в том, и в другом. Были трассы, на которых эта комбинация выглядела совершенной, здесь все немного сложнее. Давайте посмотрим, что будет завтра. Если температура возрастет, то ситуация может стать противоположной.
Большое спасибо, Ральф. Вернемся к тебе, Михаэль. Конечно, ты настроен на новые победы. Чемпионский титул уже в кармане, но в прошлом году ты выиграл эту гонку. Завтра рассчитываешь повторить этот результат?
Михаэль Шумахер: Честно говоря, надеюсь. У нас много поклонников в США и после того, что случилось, хотелось бы подарить им несколько радостных минут. Надеюсь, мы сможем сделать это, победив завтра.
Михаэль, похоже, ты выиграл немало времени на последнем секторе? Именно там было твое преимущество?
Михаэль Шумахер: Думаю, да, я шел там быстрее всех, ведь так? Или кто-то шел быстрее? Но мы выглядели на этом участке сильно на протяжении всего уик-энда, показали наивысшую скорость на прямой. Одно с другим связано, ведь это единственный поворот на том участке.
И ты посчитал, что достаточно быстр, и поэтому не использовал последнюю попытку?
Михаэль Шумахер: Да.
Была ли у тебя такая уверенность в начале сессии?
Михаэль Шумахер: Нет, просто дело в том, что ты знаешь, когда добился максимума. И если ты не знаешь, как еще доработать машину, значит, ты сделал, что мог в данных обстоятельствах и возвращаться на трассу нет смысла. Пару раз в этом году такая ситуация была и я думал, что соперникам не отыграть пару десятых преимущества. Но никогда нельзя быть в этом абсолютно уверенным. Но я знал, что свой результат улучшить не смогу.
Что за проблемы возникли с мотором утром, они тебя не тревожили?
Михаэль Шумахер: Это говорило только о том, что один мотор не так хорош, как другой. Это единственный повод для тревог. В остальном у нас все в порядке.
То есть вы использовали несколько спецификаций?
Михаэль Шумахер: Об этом лучше спросить тех, кто занимается моторами, я не знаю.
Ты почувствовал, что мотор недостаточно хорош?Михаэль Шумахер: Он был очень хорош, честно говоря. Нет, мне не на что жаловаться. И скорость была неплохой. У меня еще до этого было ощущение, что с ним что-то не так. Но даже несмотря на возникшую проблему, он был неплохим.
Мика, прими поздравления. Приятно стартовать из первого ряда, правда?
Мика Хаккинен: Просто фантастика.
Кажется, ты действительно доволен. Вы многое поменяли в машине по ходу сессии?
Мика Хаккинен: Мелочи меняли, ничего существенного.
Говорят, у тебя на этот уик-энд появился новый гоночный инженер. Он работает как-то иначе? Это как-то повлияло на твой успех?
Мика Хаккинен: Трудно сказать. Все работают по-разному. Марк Уильямс, с которым я работаю на тестах с 1998 года, получил возможность поработать на гонках и сегодня справился неплохо, я им очень доволен.
Ты прервал первую попытку. Что произошло?
Мика Хаккинен: Вторую попытку. Просто я не мог ехать быстрее, так что никакого смысла продолжать не было.
Ральф, где, на твой взгляд, ты шел быстрее всего? На прямой?
Ральф Шумахер: Конечно. Только на прямой это и возможно, не так ли.
Не обязательно...
Ральф Шумахер: Здесь не так много поворотов. Я хотел сказать, я шел не так уж медленно, не так ли? Так что подобный результат был ожидаем. Немного повезло в том, что напарники этих двух парней не смогли выжать из машины максимум. Я уже сказал, что этот уик-энд был для нас трудным, мы начали его довольно медленно, из-за резины, но надеемся, что завтра погода улучшится и трасса прогреется.
Это следствие невысокой температуры?
Ральф Шумахер: Отчасти да, но на подобных трассах мы всегда боролись с машиной. Сейчас стало полегче. Хотя до идеала пока далеко.
Михаэль, я не помню во время какой попытки, но мы увидели на мониторах, что из твоей машины пошел дым в начале круга. Потом этого уже не было. Ты почувствовал что-нибудь? Была какая-то причина, или просто немного масла попало в выхлопную трубу?
Михаэль Шумахер: Я за этим не слежу, я не слишком часто смотрю в зеркала и ничего особенного не заметил. Может быть, произошла небольшая утечка масла, я не знаю.
Не мог бы ты сравнить возможности для обгона на этой трассе и других автодромах?
Михаэль Шумахер: Здесь есть неплохие возможности для обгонов. Например, на длинной прямой. Можно обгонять и на других трассах, если обсуждать все, то это займет слишком много времени. Здесь обгонять можно.
А на старте?
Михаэль Шумахер: Это другое дело. Если ты стартуешь не из первого ряда, то можешь надеяться, что удастся обогнать соперников во время гонки и добиться победы.
Люди из боксов сказали мне, что ты сжигаешь пять фунтов топлива на круге. Насколько машина становится быстрее по мере того, как уменьшается количество топлива?
Михаэль Шумахер: Часто бывает так, что топливо выгорает, машина идет лучше, но и резина изнашивается. Так что чаще всего время круга примерно одно.
Михаэль, последние два сезона твоим главным соперником был парень, который сидит справа от тебя. Сейчас к нему присоединились пилоты Williams. Испытывает ли команда от этого дополнительный прессинг?
Михаэль Шумахер: Я думаю, что по скорости он мне уступал. Так или иначе, борьба в 1999, 2000 и в какой-то степени в 1998 году шла между мной и Микой. Теперь подтянулся мной брат, это делает борьбу более интересной. Значит, будет больше изменений по ходу сезона и мне это нравится.
Это осложняет твои отношения с братом?
Михаэль Шумахер: Нет, я бы так не сказал.
Ральф Шумахер: Мы сходимся вместе каждые две недели, не так ли?
Михаэль. ты сказал, что добился максимума. Но если бы кто-нибудь из этих парней улучшил твой результат, ты снова отправился бы на трассу и добился бы нового максимума?
Ральф Шумахер: Это невозможно. Время истекло.
Михаэль Шумахер: Да, время кончилось. Я бы не поехал. Я сказал команде, что в этом нет надобности. Так и получилось.
Я бы хотел спросить всех троих, что вы ждете от завтрашнего старта? Есть ли опасность в первом повороте после длинной прямой, или в других местах?
Михаэль Шумахер: Я не вижу особых опасностей. Первый поворот после старта всегда чуть более напряженный, чем остальные. Будет интересно посмотреть, кто войдет в него первым и возглавит гонку.
Мика Хаккинен: Первый поворот достаточно широк и предоставляет пилотам массу возможностей для маневра перед ним и в повороте. Если сравнивать его с первым поворотом прошлой гонки, то здесь конечно безопаснее. Думаю, завтра не придется ни о чем договариваться перед стартом.
Мика, ты шел впереди Дэвида, видимо, чтобы дать ему возможность разогнаться в воздушном мешке за твоей машиной. Как ты считаешь, а ты мог бы получить выгоды, если бы вы шли в обратном порядке?Мика Хаккинен: Однажды я был позади Дэвида, и это ничего не изменило. Идеальный вариант - попасть в воздушный мешок в конце круга в последнем или предпоследнем повороте. Но нужно ехать очень близко к первой машине, чтобы эффект действительно сказался. Тогда вы потеряете в первом, втором и третьем повороте. Так что я не думаю, что подобным образом можно получить преимущество.
Михаэль, разница между тобой и тем, кто занял девятое место на старте - 0.8 секунды. Можешь ли ты проанализировать это?
Михаэль Шумахер: Я не понял вопроса. Повторите еще раз.
Разрыв между тобой и девятым на старте - 0.8 секунды. Ты можешь это проанализировать?
Михаэль Шумахер: В прошлом году разница здесь между первым и последним местом была меньше, чем на других трассах. Гонщики подбираются ближе друг к другу, но я не знаю, как это можно анализировать.
Михаэль, ты говорил о максимуме. Как я понимаю, это основано на ощущениях, которые ты испытал на том круге, на том, что ты чувствуешь машину и то, как сам работаешь. Было ли у тебя время подумать, что результат действительно хорош?
Михаэль Шумахер: Нет. Мы, гонщики, чувствуем, когда выводим машину на максимум, именно из этого можно сделать вывод, можно ли что улучшить или нет. И, зная ситуацию с технической точки зрения, что там можно сделать, в какой-то момент ты понимаешь, что это все, предел.
Ты чувствуешь разницу во времени прохождения круга, допустим улучшение на 0.1 секунды? Насколько точно ты ощущаешь, находясь на трассе, как меняются результаты?
Михаэль Шумахер: Думаю, любой из нас может чувствовать разницу в пределах тысячных или сотых долей секунды.
Ральф Шумахер: Неплохо, верно?
Мика Хаккинен: Да, неплохо.
Михаэль, гонки сейчас стали для тебя развлечением, ведь больше не надо волноваться за судьбу чемпионата? Все, что тебе остается делать стремиться к очередной победе?
Михаэль Шумахер: Я увлекся предыдущими вопросами, повторите свой вопрос, пожалуйста.
Предстоящая гонка станет для тебя развлечением, потому что уже не надо волноваться о судьбе чемпионата?
Михаэль Шумахер: Конечно. Я уже говорил об этом. Теперь, когда чемпионат фактически закончен, можно сосредоточится только на гонке. Вы просто наслаждаетесь ей, стараетесь добиться максимума и победить.
Мика, в прошлом году Дэвид совершил фальстарт. Насколько важна реакция гонщиков, стартующих из первого ряда в гонке Формулы-1?
Мика Хаккинен: Конечно, от реакции многое зависит. Но сейчас все немного иначе, чем в прошлом году. Техника поменялась. Нажмите на педаль, это и будет реакция. Сейчас нужно просто отпустить кнопку сцепления. После этого электроника и механика машины позаботится о разгоне перед первым поворотом. Так что действительно многое изменилось.
Еще по поводу старта. В прошлом году высказывалось беспокойство по поводу фрагмента старой кирпичной трассы. С трэкшн-контролем вы меньше волнуетесь по этому поводу?
Михаэль Шумахер: Мы беспокоились в прошлом году и уже тогда меры были приняты. Линию старта перенесли немного назад.
Я видел дым от резины на одном из ваших быстрых кругов. Это была ошибка пилота или проблема с резиной?
Ральф Шумахер: Не могу отказаться от курения, в этом моя главная проблема. На самом деле я просто ошибся и заблокировал колесо.
Мика, наверное, ты чувствуешь себя, как Михаэль. Я имею в виду вот что. Михаэль выиграл чемпионат и может позволить себе немного расслабиться. Наверное, ты тоже расслабился после того, как решил уйти в отпуск, а у Ральфа завтра могут возникнуть проблемы с резиной?
Мика Хаккинен: Конечно, я расслабился после того, как мы с командой приняли решение, я могу сказать об этом и мне не нужно ничего скрывать. Могу просто сосредоточиться на оставшихся гонках и постараться добиться максимума, для меня, и для команды. Так что чувствую себя хорошо.
А ты, Ральф?
Ральф Шумахер: Я уж забыл вопрос... Нет, я помню - резина... Это может стать проблемой, но обе компании в равных условиях (Ральф обращается к брату, который решил поиграть с его микрофоном: "Микрофон - действительно классная штука. Просто невероятно, что с ним можно сделать!"). Я думаю, мы все стоим перед подобной проблемой.
Хочу спросить Михаэля и Ральфа. Вы никогда не мечтали о работе в одной команде, или это может отрицательно повлиять на ваши отношения?
Михаэль Шумахер: Можно взглянуть на это и с другой стороны. Мы, наверное, были бы довольны, но понравилось бы это команде?
Может ли кто-нибудь из вас объяснить улучшение времени прохождения круга почти на 2.5 секунды, по сравнению с прошлым годом? В чем причина?
Михаэль Шумахер: Безусловно, резина. Bridgestone здорово шагнул вперед, это главный фактор. Конечно, мы работали с машиной, мощность мотора возросла, но главное - это резина.