Дым и кривые зеркала
Когда в Формуле-1 дело доходит до заключения сделок, то нельзя исключить ни одного, казалось бы, самого невероятного варианта.
Утечка информации зачастую превращается в приманку для газетчиков; она для них так же бесценна, как для политиков. Нельзя верить всему тому, что пишет пресса. И даже вашему покорному слуге зачастую очень трудно разобраться, что правда, а что - нет.
Газетчики давным-давно забыли о чувстве ответственности. Когда у них есть материал для статьи, то им наплевать на то, что их, возможно, водят за нос, используя в своих целях.
Поэтому мы имеем все основания полагать, что информация, появившаяся на днях в одном из немецких финансовых журналов, о том, что Marlboro подумывает об уходе из Формулы-1, - не более чем фикция, политический ход в переговорах по поводу заключения нового контракта между Михаэлем Шумахером и Ferrari.
Его нынешний контракт истекает в конце 2002 года, и босс Ferrari Лука ди Монтеземоло мечтает о его продлении. Он уже убедил остаться Жана Тодта, спортивного директора Ferrari. Это будет стоить Луке немалых денег. Он убедил остаться в команде и Росса Брауна, технического директора. Новый контракт с ним тоже обойдется недешево. Наконец, он смог отсрочить уход на пенсию главного конструктора Рори Берна. Для успеха этого предприятия Монтеземоло пришлось опустошить копилки всей фирмы.
Но, создав Шумахеру все благоприятные условия для выступления за команду, Монтеземоло теперь предстоит найти еще немалую сумму денег, чтобы осчастливить самого Михаэля. Или, по крайней мере, чтобы удовлетворить менеджера Шумахера - Вилли Веббера. Самому Михаэлю деньги не нужны. Их у него больше, чем в бюджете средней страны третьего мира. А стиль жизни Шумахера, хоть и отличается от стиля жизни обычного человека из города Керпена, нельзя назвать особенно экстравагантным.
У него, конечно, есть несколько домов и несколько дорогих игрушек, но большая часть денег, похоже, уходит на инвестиции.
Конечно, сам факт, что у кого-то есть куча денег, еще не значит, что ему не захочется больше. Переговоры по поводу суммы заработной платы - не что иное, как игра мускулами, но гонщики (и их менеджеры) любят чувствовать себя сильными, и поэтому требуют больше денег.
У Монтеземоло есть только один козырь. В Формуле-1 больше нет команды, которая могла бы удовлетворить финансовые запросы Михаэля. Mercedes-Benz ясно дал понять, что у него нет ни малейшего желания предоставить один из своих болидов Шумахеру. Он, конечно, очень известен и талантлив, но руководство команды желает слышать от фанатов фразу "Победил McLaren-Mercedes", а не "Победил Михаэль Шумахер"
У остальных не хватает финансовых силенок для того, чтобы затащить "на борт" Шумахера. Возможно, когда-нибудь это удастся сделать Jaguar, но до наступления этого светлого дня команде придется изрядно поработать.
Появление в немецком журнале сообщения о том, что крупнейший спонсор Ferrari - Marlboro может покинуть Формулу-1, в данной ситуации очень выгодно. Marlboro - основная марка крупнейшей в мире табачной корпорации, и она, как никто иной, знает цену автогонкам.
Marlboro неизменно остается крупнейшим спонсором в мире спорта с 70-х годов, и утрата доминирующих позиций обойдется фирме недешево. Сейчас фирма платит порядка $60 млн. в год только за то, чтобы внешний вид Ferrari напоминал пачку сигарет, и пока что это ей удается.
Если проследить, как год за годом реклама Marlboro "расползалась" по болиду Ferrari, можно прийти к выводу, что Marlboro умеет вести переговоры. Но зададимся вопросом: кто снабжает немецкую прессу "полезными" для себя слухами - Ferrari или собственно Marlboro?
Возможно, Marlboro захочет получить больше рекламного пространства на машине, а Ferrari, возможно, запросит больше денег за ту же рекламную площадь. В итоге вряд ли что изменится.
Marlboro выделит чуть больше денег, а Ferrari, возможно, предоставит чуть больше места. Ну а Михаэль Шумахер, в свою очередь, заключит новый контракт на три года. Такое положение дел сохранится вплоть до 2006 года - а за это время наверняка изменится весь личный состав Формулы-1.
Если все будет идти по плану, то к тому времени из спорта "улетучатся" последние табачные деньги. Шумахеру к тому времени стукнет 35, и он будет подумывать о том, чтобы ретироваться в какую-нибудь симпатичную страну третьего мира, которую он будет не прочь купить оптом.
Монтеземоло также достигнет "пенсионного возраста", и поэтому никто сильно не расстроится, когда весь карточный домик рухнет. Восстановлением развалин займется уже новое поколение...
Сейчас Шумахер уходить от дел не собирается. Он по-прежнему похож на разъяренного быка, готового к схватке. Но... Большинство звезд Формулы-1 в один прекрасный момент понимают, что рисковать жизнью можно только до поры до времени...
Такое происходило с гонщиками со времен Бена Хура; Шумахеру предстоит осознать то же самое, что в свое время осознали и Ален Прост с Айртоном Сенной. Правда, Сенна погиб раньше, чем публика почувствовала, что его карьера близка к закату. Однако, мы прекрасно помним, что на протяжении последних двух лет жизни Айртон очень сильно отличался от прежнего себя, полного заряда молодости.
Я не хочу сказать, что Михаэль перестанет побеждать, потому что опыт и хитрость подчас значат больше, чем чистая скорость езды. Но со временем взойдет новая "звезда" (а возможно, эта "звезда" уже появилась на небосклоне Формулы-1), которая напугает Шумахера и заставит его задуматься о том, стоит ли накапливать в банке миллионы, если возможность потратить их при таком образе жизни может и не предоставится?
Монтеземоло достаточно умен для того, чтобы заметить эту тенденцию. Поэтому он вряд ли предложит Михаэлю существенную прибавку к зарплате. Наоборот, ему нужен предлог, чтобы снизить затраты, а в таком случае спесивость Marlboro будет ему только на руку.