0

Длинная извилистая дорога: 5 долгих лет Шумахер и Ferrari стремились к титулу

Михаэль Шумахер принял предложение Ferrari не раздумывая, и не только из-за денег. К середине 1995 года он уже знал, что является больше чем просто чемпионом мира.

Алена Проста, Найджела Мэнселла и Айртона Сенны тогда уже не было, а Деймону Хиллу оставалось пробыть в спорте уже совсем недолго. Вокруг Шумахера практически не было конкурентов, и, пожалуй, никогда еще такие благоприятные условия не складывались для столь молодого и талантливого пилота.

Если бы он сделал ставку на Benetton, если бы продолжил свою карьеру в том же направлении, то слава величайшего пилота Гран-При была бы ему обеспечена.

Михаэль никогда не был любителем истории; он был воспитан иначе. Он был творцом, а не наблюдателем, и автогонки вошли в его жизнь так же естественно, как ходьба и бег у обычных людей.

Сначала это были картинги, почти сразу же сменившиеся немецкой Формулой-3. Он сразу же завоевал репутацию быстрого пилота, с прекрасными физическими характеристиками в смысле отличной балансировки, рефлексов, чувства времени и координации движений рук и глаз.

У него никогда не было времени на просмотр автогонок, тем более на чтение литературы о них: он был слишком занят этим делом на практике.

К середине 1995 года Михаэлю стало известно о влиятельности Ferrari в спорте. Он имел представление об их финансовых и технических ресурсах, он знал о восторге, который Ferrari всегда рождала в сердцах итальянцев. Он также знал, что эта команда не могла завоевать титул с тех пор, как ее помнило большинство болельщиков.

На протяжении своего пребывания в Benetton Михаэль интересовался Ferrari и сделал выводы о том, что именно итальянская команда делала не так. Он часто говорил об этом с теми, кому доверял: Россом Брауном - главным инженером Benetton и Рори Берном - старшим конструктором.

Проблема Ferrari, как они считали, заключалась не в невозможности самой команды сооружить качественный двигатель и шасси (это мнение было очень распространенным в спорте): шасси, двигатель и коробка передач Ferrari были достаточно конкурентоспособны, чтобы выиграть чемпионат.

Широты поля деятельности, а именно участия в британской Формуле-1 - вот чего недоставало Ferrari. Ей недоставало строгого контроля. Степень бюрократизма была слишком высока. Дисциплина тоже оставляла желать лучшего. Команда нуждалась в более комплексном подходе к решению всех вопросов.

Именно об этом заговорил Шумахер осенью 1995 года. Но один он не смог бы претворить это в жизнь, ведь одного лишь лучшего пилота недостаточно для победы команды в чемпионате.

Титул - плод труда многих людей, и это должны были быть очень надежные люди, а не тогдашние сотрудники Ferrari. Имя Михаэля прочно ассоциировалось с именами Брауна, Берна и еще нескольких доверенных лиц. Михаэль также считал, что Ferrari нужен более скрупулезный управляющий, то есть полная противоположность Бриаторе, который будет выполнять свою работу с детальной точностью, а не спустя рукава, как Флавио.

Таким человеком являлся Жан Тодт, выигрывавший ралли в качестве напарника пилота и Le mans за команду Peugeot (в Ferrari он пришел всего за пару лет до того). Его огромным преимуществом, как новичка Формулы-1, была толерантность к любым новшествам. Он быстро приспособился к идеологии Шумахера-Брауна.

Что касается напарника, то Михаэлю нужен был пилот, согласный "плыть по течению", который видел бы в Ferrari будущее, и который принял бы место второго номера команды безоговорочно.

В отношении проведения тестов все было уже разрешено: Михаэль собирался принимать основные решения на основе собственных выступлений, а работа над надежностью машины входила в обязанности любого пилота Гран-При. В результате, на место напарника Михаэля была предложена кандидатура Эдди Ирвайна. Ferrari была этим недовольна, но Михаэль настаивал.

Согласовав все вопросы, Михаэль, наконец, дал согласие и перешел в Ferrari вместе со своими верными сторонниками Брауном и Берном. Он собирался показать команде, да и всему миру, как нужно побеждать.

Сначала было нелегко. Как только вырисовывался какой-то проект, тут же менялись стандарты. В конце 1995 - начале 1996 года команда скорее занималась административными вопросами, чем повышением конкурентоспособности.

Это было время, когда пилоты Williams-Renault, Деймон Хилл и Жак Вильнев, сильно оторвались от остальных участников чемпионата.

Если бы и нашелся какой-то удачный момент для Михаэля и Ferrari, то это как раз он и был. В то время Прост и Мэнселл были совсем не конкурентоспособны: на это указывали намеки, полузаконченные предложения, сказанные знающими людьми. Это не отражалось на их пилотировании, но отразилось на состоянии людей, с которыми они работали. От потери ими боевого духа пострадали и сами пилоты. Михаэль же, всегда уверенный в себе, не подвергался подобным настроениям.

Впрочем, его окружали люди, способные противостоять любым неприятностям. В тот момент Михаэль полностью вверил судьбу команды инженерам. Его доверие к ним было абсолютным.

Вскоре пришло время пожинать плоды своих трудов. Если шел дождь, Михаэль и Росс в ту же секунду принимали верное решение. В солнечную погоду, когда другие придерживались стратегии двух пит-стопов, Михаэль решался на три. В результате мудрой стратегии гонок очень скоро в боксы Ferrari пришла победа. Произошло это слишком поздно для получения титула 1996 года, но в 1997 году победа казалась как никогда близкой.

Сезон 1997 года был не из легких. Во второй по счету год двигатель и шасси Ferrari были на ранг ниже Williams-Renault. В финале сезона, на гонке в Хересе борьба развилась между Вильневом и Шумахером, и победитель должен был получить все. Михаэль лидировал с самого старта, и титул был фактически у него в руках.

Но температура воздуха начала повышаться, и немцу пришлось снизить скорость. Вильнев нагнал его и атаковал в шикане. Ошеломленный, Михаэль повернул в сторону Жака с внешней стороны, чтобы предотвратить обгон. За эти действия он был дисквалифицирован из чемпионата.

Вы скажете: его засудили. Ведь редкая гонка обходится без стычек между пилотами. Чаще всего, исход их благоприятен, и эти инциденты считаются неотъемлимыми атрибутами автоспорта.

В гонках аварии - стечение обстоятельств, и виновного найти сложно. Другое дело, когда в центре внимания находятся два пилота, тем более, претендующие на титул. Тогда обвинить кого-то - необходимо, и это право принадлежит общественности.

Михаэль, фактически, усугубил стычку, инициированную Вильневом. Шумахер не изменил точку торможения и даже не блокировал задние колеса. Он затормозил и повернул машину в поворот так, как делал это с самого старта.

Поведение Вильнева тоже нельзя назвать честным: атаки с внешней стороны трека в шикану никогда не бывают честными. Для их удачного осуществления требуется податливый пилот, а Михаэль, будь он из Ferrari или нет, никогда к таковым не относился.

Вильнев знал об этом, идя на такой шаг, и Михаэль пошел ему на встречу. Эффект от этого был гораздо обширнее, чем просто потеря очков. Шокированный общественным решением, Михаэль той зимой решил отойти от спорта, найдя поддержку и утешение в своей семье.

Ему нужно было побыть одному, после чего он смог бы начать все с начала. Это пошло на пользу Михаэлю-пилоту, но не Михаэлю-тактику, прекрасная возможность была упущена.

Пока Ferrari реструктуризировалась, глава McLaren Рон Деннис втайне заключил почти эксклюзивную сделку с Bridgestone о поставке шин в 1998 году. Это сделка предназначалась Шумахеру.

Он знал о том, какой могущественной должна была стать Bridgestone, и каким сложным будет последний сезон с Goodyear, и он, конечно, знал, на что рассчитывал Деннис (что все контракты Goodyear были аннулированы и не имели юридической силы).

Однако растерянный Михаэль упустил эту возможность. Так начался 1998 год. С новым болидом McLaren Эдриана Ньюи и Микой Хаккиненом было трудно справиться на шинах Goodyear, не говоря уже о Bridgestone.

Михаэль прекрасно справлялся с обязанностями пилота Ferrari, но в Спа потерял все шансы на титул. Тогда Михаэль слишком приблизился к болиду Култхарда, отставая от него на круг. Болид Михаэля столкнулся с McLaren Култхарда, протаранив его сзади. Впервые за 2 с половиной года вина лежала на самой команде Ferrari. Им нужно было просто объяснить Михаэлю: "Держись подальше от Култхарда. Он на круг впереди. Дай ему как можно больше места".

Но мысли Михаэля были нацелены на более существенные для него вещи, например, на победу.

Простая оплошность стоила ему титула 1999 года. Во время гонки в Сильверстоуне оба McLaren были приостановлены на полпути по прямой Hangar на первом круге в связи с сообщениями по радиосистеме от Дэйва Райана и Стива Хэллэма. Дело в том, что в гонку вмешались красные флаги, указывавшие на аварию.

Однако Михаэль ничего об этом не слышал. Он нажал на тормоза на гоночной скорости, педаль не сработала, и он врезался в шинное ограждение. За тысячные доли секунды до того, как Михаэль въехал в ограждение и сломал при этом ногу, голос Брауна все-таки протрещал в радио: "Красный флаг, Михаэль, красный флаг".

Очевидно, что годы, проведенные Михаэлем в Ferrari до 2000 года, были исполнены ошибок. В противном случае он должен был и победил бы в чемпионатах 1997, 1998 и 1999 года, если бы не досадные нюансы сообщений по радиосистеме, сделки с поставщиками покрышек и абсурдные финалы чемпионатов.

Что было нужно Михаэлю, так это более прочный фундамент, с помощью которого случайные ошибки были бы предотвращены, и справедливый исход был бы обеспечен.

5-летний путь Михаэля к титулу.Никто не может обвинить Шумахера в том, что титул достался ему слишком легко.

1996 Позиция в чемпионате: 3 Количество побед: 3 Количество поулов: 4 Количество быстрейших кругов: 2 Количество незавершенных гонок: 7

Знаменательные моменты

Гран-При Испании: Впервые побеждает с Ferrari на трассе Барселоны в дождевых условиях. Финишировал на 45 секунд раньше Жана Алези из Benetton.

Гран-При Франции: Возгорание двигателя на прогревочном круге. Босс Scuderia, Жан Тодт, назвал это худшим, что когда-либо случалось.

Гран-При Италии: Первая победа на глазах у тифози.

Гран-При Португалии: Михаэля обходит Жак Вильнев из Williams на финальном повороте в 180 градусов.

1997 Позиция в чемпионате: 2, дисквалифицирован Количество побед: 5 Количество поулов: 3 Количество быстрейших кругов: 2 Количество незавершенных гонок: 4

Знаменательные моменты

Гран-При Японии: Вильнев оштрафован за нарушение на квалификации. Михаэль приходит к финишу первым, став основным претендентом на титул.

Гран-При Европы: Михаэль лидирует до 47 круга в Хересе, когда происходит стычка с Вильневом. Шумахер выбывает, Вильнев остается на трассе и становится чемпионом.

FIA: В качестве наказания за поведение в Хересе FIA исключила Шумахера из финальной решетки результатов, засчитав при этом все победы как действительные. Он также был приговорен к 60 часам общественных работ.

1998 Позиция в чемпионате: 2 Количество побед: 6 Количество поулов: 3 Количество быстрейших кругов: 6 Количество незавершенных гонок: 3

Знаменательные моменты

Гран-При Монако: Приходит к финишу 10-м после борьбы с Александром Вюрцем из Benetton на шикане Loews

Гран-При Великобритании: Оштрафован за обгон Вюрца при желтых флагах на 43-м круге

Гран-При Бельгии: Вступает в борьбу с Дэвидом Култхардом из McLaren под проливным дождем, будучи на первом месте. Михаэль возвращается в боксы, лишившись одного колеса, и пытается начать борьбу с Култхардом в боксах McLaren.

1999 Позиция в чемпионате: 5 Количество побед: 2 Количество поулов: 3 Количество быстрейших кругов: 5 Количество незавершенных гонок: 2

Знаменательные моменты

Гран-При Великобритании: Сломал правую ногу в инциденте на первом круге. Выбыл на три месяца.

Гран-При Германии: Впервые за 7 лет пропустил свое домашнее Гран-При. Разговаривал с болельщиками из своей швейцарской резиденции по большому экрану посредством спутниковой связи.

Гран-При Малайзии: Способствует победе напарника, Эдди Ирвайна, придерживая в течение гонки основного соперника ирландца, Мику Хаккинена из McLaren.

Гран-При Японии: Приходит к финишу вторым после Хаккинена, Ирвайн сильно отстает на 3-ей позиции, и финн выигрывает чемпионат.

2000 Позиция в чемпионате: 1 Количество побед: 9 Количество поулов: 9 Количество быстрейших кругов: 2 Количество незавершенных гонок: 4

Знаменательные моменты

Гран-При Монако: Представляет шлем нового дизайна, лидирует в гонке, пока не появились проблемы с подвеской.

Гран-При Канады: Напарник Рубенс Баррикелло намного быстрее его, но он позволяет Михаэлю оставаться впереди, обеспечив Ferrari дубль.

Гран-При Австрии и Германии: Выбывает из обеих гонок из-за аварий на первых поворотах.

Гран-При Японии: Победа в Сузуке приносит долгожданный титул.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости