Баррикелло о секретах езды в дождь
Дождь на Гран-При Бельгии - обычное дело. Пилот Scuderia Ferrari Marlboro Рубенс Баррикелло считается экспертом по езде в дождевых условиях. Что же сам бразилец может рассказать об этом?
Рубенс Баррикелло: "Думаю, многие могут ехать быстро в дождь, но своей сильной стороной я считаю способность импровизировать в зависимости от условий. В настоящее время в Формуле-1, если в середине гонки начинается дождь, есть лишь несколько секунд на замену резины, и всё. Нет, например, времени на изменение настроек. Может случиться так, что дождь начнется за десять кругов до финиша, или в квалификации, как это было например в Маньи-Кур в 1999 году. Так что важно уметь импровизировать - выехать на трассу и определить условия. Можно, к примеру, решить выбрать в повороте траекторию, отличную от обычной. Полагаю, в этом я хорош. Возможно, это благодаря тому, что уже с шести лет я гонялся на картах на сликах в разных условиях, на трассе Интерлагос. Это дало мне важное для езды в дождь чувство.
Нужно оценивать риск и принимать быстрое решение перед каждым поворотом, где именно тормозить и по какой траектории быстро пойти поворот. Нужно чувствовать разницу, поскольку на одном круге трасса может быть едва сырой, а уже на следующем попадешь в аквапланирование. Гораздо проще искать траекторию, если гонка с самого начала идет в дождь. В таких условиях обычно перед стартом есть время изменить настройки, и в таких условиях многие едут хорошо. Но что мне нравится больше всего, это когда нужно быть гибким, когда условия меняются после старта гонки.
Когда трасса только сырая, положительный момент в том, что видно впереди идущую машину, поскольку мало брызг, но это условия наибольшего скольжения. Пожалуй, самое опасное время - когда условия почти достаточно хороши для сухой резины, но трасса и воздух очень холодные. Выезжаешь на шинах для сухой погоды, подогретых в покрывалах, и нужно ехать быстро, чтобы постараться сохранить их температуру.
Самая большая проблема в дождь - не потеря сцепления, а нехватка видимости. Я помню Маньи-Кур в 1999 году, когда видимость было отвратительной. Приходится ориентироваться по задним фонарям других машин. Часто приходилось смотреть по сторонам и искать знакомые места, чтобы определить точку торможения. Есть дилемма - если ехать быстро, то можешь врезаться в кого-то медленнее тебя, а если ехать медленно, то кто-то может врезаться в тебя! В итоге всё сводится к хорошему чувству машины. Езда в дождь меньше изматывает физически, поскольку на машину действует меньше нагрузок, но морально от этого устаешь, и гораздо больше напрягаешься".
На прошлой неделе Баррикелло провел тесты в Мюджелло, и остался доволен их итогами: "Это был хороший тест, и приятно было иметь в Мюджелло и другие команды. Обычно мы работаем там в одиночестве, так что приятно было сравнить себя с конкурентами. Часть наших тестов была направлена исключительно на этот уик-энд, поскольку Мюджелло во многом напоминает Спа".