Гран-при Бразилии. Подробности квалификации
Статистика - вещь великая. И сколько бы пилоты не говорили, что они не обращают
на нее внимание, время от времени они все же тайком заглядывают в бухгалтерские
талмуды дотошных специалистов, и сравнивают свои достижения с нынешними
и бывшими соперниками. Вот и Ральф Шумахер получил повод заглянуть в свою "отчетность": на Гран-при Бразилии в его досье исчез обидный ноль в графе
"старты с первого ряда" и появилась гордая единица.
Начало Гран-при не обещало ничего похожего на сценарий Малайзии. Пятницаявно не удалась ни Ferrari, ни Williams. Прокол колеса у Михаэля, проблемыс маслосистемой (как и год назад!) у Рубенса, испортили итальянцам свободнуюпрактику, и, в итоге, они заняли только третье и седьмое место. Williamsже в поисках оптимальных настроек бегал по заколдованному кругу и в этом больше преуспел Хуан-Пабло Монтойя, взобравшийся в первый день на третью позицию. А вот Ральф, которого после успеха в Малайзии стали прочить в соперники чемпионам современности - Михаэлю и Мике - не поддержал свой авторитет очередным громким успехом, довольствовавшись скромным шестым местом и отставанием на 1.7 секунды от лидера.
Если кто и показал зубы в пятницу, то McLaren и Jordan, а точнее - ДэвидКултхард и Ярно Трулли. Шотландец, вооружившись в конце второго часа свежейрезиной, вышел на уровень 1мин 15,2с, выиграв у занявшего вторую позицию Трулли больше секунды.
Казалось, что в бразильской квалификации мы уже не увидим борьбу Williamsи Ferrari, и все вернется на круги своя: McLaren будет противостоять красным,а Jordan будет делать робкие попытки вклиниться в их борьбу.
Утро субботы снова смешало все карты. Уже не было подавляющего преимуществаДэвида, поскольку теперь не только его машина нарезала круги Интерлагоса с пустыми баками. Но и не чувствовалось подъема в итальянских боксах: пилоты из Маранелло были за пределами первой четверки - пятое и седьмое время.
Зато провалился в неизвестность Ярно, точнее на 11-ую позицию, а Хайнц-Харальдсмог вскарабкаться только на шестую. В тоже время Монтойя во второй сорокапятиминутке просто шокировал всех, вылетев за пределы минуты и 14секунд - это было лучше времени прошлогоднего поула и было очень близкок предполагаемому лучшему результату в квалификации этого сезона.
Но когда начался зачетный час, колумбиец отметился другим вылетом, на этотраз в прямом смысле этого слова. На своем первом быстром круге он не справилсяс управлением на выходе из поворота и его Williams вынесло за пределы трека,на то, что бразильцы по привычке называют "гравийной ловушкой". К счастью бывшего чемпиона CART, гравием за пределами асфальтового полотна и не пахло:вместо него была широкая полоса вспаханной земли. Поэтому его болид неперевернуло, подобно Ferrari в Австралии, а проскользив по пахоте и подняв массу пыли, благополучно ткнуло боком в отбойник из отработанных покрышек.
На часах маршалов шла только 15-я минута квалификации и Пабло еще мог спокойно пересесть в запасную машину, но тут ему пришлось познакомиться с классическим примером бразильской организованности. Когда Монтойя рысью добрался к стоявшим возле подъемного крана маршалам и задал вопрос "как быстрей всего попасть на пит-лейн?", те дали исчерпывающий ответ: "а вот прямо, потом перелезешь через ограждение, там перебежишь через трассу и сразу же залазь на другой отбойник, а то сбить кто-то может. С отбойника не спрыгиваю - грязно там, а лучше иди прямо по нему на право до поворота. Вот там спрыгивай и налево по канаве вверх поднимайся... Как на холм поднимешься - спросишь у кого-нибудь куда дальше идти".
Колумбиец в начале посчитал, что это шутка в свете приближающегося первого апреля, но поблизости действительно не было никакого мотоцикла или машины, которые, обычно, и доставляют гонщиков обратно на пит-лейн. Поскольку второмупилоту Williams некогда было объяснять, что транспорт для доставки пилотов -это необходимый минимум сервиса для таких соревнований как Гран-при Формулы-1, то он поспешил в боксы резвой трусцой, строго соблюдая полученные рекомендации.
Собственно говоря, на этот аварийный аспект бразильской квалификации и завершился. Больше ничего "остренького" на треке не происходило, если не считать пары разворотов пилотов Minardi. Оставшееся время было полностьюпосвящено улучшению результатов.
Первым серьезную заявку на успех сделал Шумахер-старший, оттеснивший Рубенсарезультатом 1:14.034. Хаккинен и Култхард через пару минут активно включилисьв борьбу, правда, только за второй ряд, но и здесь им не дал покоя неожиданнопроснувшийся Ральфа: 1:14.170 и это был второй результат после первых кругов.
Через десять минут "летучий финн" сделал ответный выпад, опередив молодогонемца на 48 тысячных секунды, но через пять минут все еще запыхавшийся Монтойя заступился за партнера по команде и показал 1:14.165, тем самымвклинившись между двукратным чемпионом и "старшим товарищем", которогоопередил на 5 тысячных.
Такая близость соперников не понравилась "красному барону" и в третьей попыткеон установил новый рекорд трека: 1:13.780!
Да, не смотря на пятничную и субботнюю обнадеживающую прелюдию, в итогеквалификация свелась к финалу "а ля Малайзия": снова Михаэль поднял планкупоула на недостижимую высоту, а главным конкурентом оказался его брат. Единственная поправка - на этот раз Рубенс Баррикелло слишком сильнохотел победить и из-за этого в итоговом протоколе не смог подняться выше шестого места, тем самым открыв Ральфу дорогу на первый стартовый ряд.
Вот так, благодаря таланту, мастерству и "революционной ситуации", когда"McLaren - не могут, а Williams - не хотят", Шуми-2 заменил в графе "старты с первого ряда" изрядно надоевший ноль на гордую единицу. До этоголучшим результатом у него было третье место на стартовой решетке, которое он занимал дважды: в далекой Франции-97 еще на Jordan с двигателем Peugeot и всего две недели назад - на ГП Малайзии. Теперь Ральф входит в числоодиннадцати счастливчиков из действующих гонщиков, которые стартовали с первого ряда. А это - не мало, ведь даже Эдди Ирвайну, чуть было не ставшего чемпионом в 1999 году, довелось начинать гонку с первогоряда всего 4 (!) раза.
Теперь немцу, готовящемуся встретить свой 26-ой день рождения, осталосьубрать нули только в двух категориях: победы и поулы. И если победа -еще довольно туманная цель для него, то поул - вполне реальная, ведь и команда, и двигатель BMW, и Michelin прогрессируют буквально на глазах.
"Мне бы твои заботы", - думает, наверно, Шумахер-старший, смотря на то, как брат мечтает о поул-позиции. Да, Михаэля не удивишь первым местом на старте: в Бразилии-2001 он добился этого уже в 35 раз... И, как не устаютповторять все журналисты - это его СЕДЬМОЙ подряд поул и от абсолютного рекорда Формулы-1, серии Айртона Сенны из восьми первых результатов в квалификации его теперь отделяет всего один шаг. А своим седьмым ударомтрехкратный чемпион стал между "семерками" Алена Проста и все того жеСенны, установленными в 1993 и 1990-91 годах соответственно.
Но интересна не просто игра цифр, а некоторые поразительные закономерностии достижения, на которые мало кто обращает внимание. Айртон Сенна, "корольпоулов", две свои самые длинные серии установил также на стыке сезонов:серию из восьми он провел в 1988-89 годах, а из восьми 1990-91 годах.Но НИКОМУ из "серийных" победителей квалификаций не удавалось до сих столь полно использовать в гонке преимущество первого места на старте.Так "бразильский волшебник" и из 8, и из 7 Гран-При выиграл только 4, Прост - из 7 тоже 4. Ближе всех к нынешнему "тихому рекорду" был НайджелМенселл, который в 1992 году сумел переплавить 6 поулов в пять побед.
Также много говорится о близости Михаэля к рекорду в серии побед, которыйпринадлежит Альберто Аскари, но как-то все забыли, что немец ведет и другуюсерию - финиши на подиуме, и тут он уже достиг отметки 8, заняв вторую позицию,сразу позади Джимма Кларка, Ники Лауды и Нельсона Пике.
Кроме того, трехкратный чемпион... А может хватит? Ведь сколько бы рекордовМихаэль Шумахер не поставил, это никак не утешит его младшего брата,который отдал бы очень много за возможность начать гонку в Бразилии-2001с первой позиции. Ведь в первый раз все всегда лучше!