Гран-При США. Williams перед гонкой. Пресс-релиз
Скорость BMW WilliamsF1 Team в Монце не принесла результатов, но команда намерена восстановить справедливость в США. Предпоследний этап чемпионата мира 2002 года уже третий год подряд пройдёт в сердце мирового автоспорта - на автодроме Indianapolis Motor Speedway.
Первую гонку после возвращения Формулы-1 в Индианаполис выиграл Михаэль Шумахер, фактически обеспечив себе после неё титул чемпиона мира 2000 года, а в 2001 году на легендарной трассе триумфатором стал Мика Хаккинен на McLaren-Mercedes, причём для финна тот Гран-При был предпоследним в карьере. BMW WilliamsF1 Team особыми успехами в Индианаполисе похвастаться не может. В прошлом году Ральф Шумахер вылетел в середине гонки, а лидирующий Хуан-Пабло Монтойя вынужден был сойти из-за проблем с гидравликой. При этом на старте гонщики занимали второй ряд.
Не нужно напоминать, что Индианаполис является одним из центров автоспорта, наряду с Ле-Маном и Монако. Этот уникальный автодром сочетает в себе часть овала и дорожной трассы. Хуан-Пабло Монтойя хорошо чувствует себя на трассе, где в прошлом сезоне установил рекорд круга в гонке (1:14.448), а годом раньше стал самым молодым пилотом, когда-либо выигрывавшем знаменитую Indy 500. Со времен Грэма Хилла в 1966 году никто не выигрывал самую престижную гонку Америки с первой попытки.
Сейчас у колумбийца есть отличный шанс стать первым гонщиком, одержавшим победу в 500-мильной гонке и Гран-При Ф-1 на одной трассе. Только четырём пилотам - Джиму Кларку, Грэму Хиллу, Эмерсону Фиттипальди и Марио Андретти - в разное время удавалось выиграть Indy 500 и Гран-При США, но этапы Формулы-1 проводились на других автодромах.
Хуан-Пабло Монтойя: "Я рад вновь выступать в Индианаполисе. С технической точки зрения, "кирпичница" требует хорошо сбалансированной машины. К тому же, Speedway является интересной трассой, на которой важнейшую роль играет стратегия. Думаю, она является одной из лучших трасс для обгона, поскольку на ней есть длинные прямые, а первый поворот овала только повышает шанс для удачного манёвра. Нужно лишь как можно ближе подобраться к другой машине и попытаться обойти её в конце прямой. У меня несколько сентиментальные чувства к этой трассе, потому что моя команда в чемпионате CART базировалась именно здесь. И, конечно же, хороших воспоминаний добавляет победа в Indy 500. Скорее всего, я встречу всех своих старых друзей, и мы постараемся хорошо повеселиться! Без сомнений, уик-энд должен получиться очень интересным для нас".
Первый Гран-При США прошёл в 1959 году в Себринге и победу в нём одержал Брюс Макларен на Cooper-Climax. В 1960 году этап переехал в калифорнийский Риверсайд, а затем - в Уоткинс-Глен, штат Нью-Йорк. С 1976 по 1983 год проводился Гран-При США-Запад, который принимала трасса Лонг-Бич. В 80-х годах две гонки прошли в Лас-Вегасе, одну принимал Даллас, и ещё семь этапов состоялись в Детройте. С 1989 по 1991 год Гран-При США проходил в Фениксе. Таким образом, целых 45 этапов Формулы-1 состоялись на территории США.
На счету WilliamsF1 пять побед в США, причём все на разных трассах: 1980, Уоткинс-Глен (Алан Джонс); 1981, Лас-Вегас и Лонг-Бич (Алан Джонс); 1984, Даллас (Кеке Росберг); 1985, Детройт (Кеке Росберг). В 1984 году Гран-При США выиграл Нельсон Пике на Brabham с двигателем BMW. В наше время Ральф Шумахер надеется войти в эту славную компанию и считает, что FW24 должна хорошо подойти к трассе в Индианаполисе.
Ральф Шумахер: "Некоторые считают, что Монца была нашим последним шансом на победу в этом сезоне, но я считаю, что машина подойдёт и для Индианаполиса. После двойного схода в Монце, мы будем ещё пристальнее следить за выступлением в США и попытаемся добиться лучшего результата. Длинный участок с постоянным ускорением, в который входит и профилированный поворот, хорошо подойдёт нашему двигателю, но будет крайне сложно подобрать компромисс в настройках для насыщенной поворотами внутренней части. Я вылетаю в США на два дня раньше, чтобы акклиматизироваться, отдохнуть и быть свежим перед гонкой. Надеюсь, своим выступлением мы залечим раны, полученные в Монце".
Длина современной трассы Ф-1 в Индианаполисе - 4.192 км, и за гонку пилотам предстоит пройти 73 круга общей протяженностью 306.016 км. Между овалом и дорожной трассой есть одно существенное различие - гонки на них проводятся в противоположных направлениях. Часть овала (1.822 км) включена в трассу Формулы-1, и машины проходят её примерно за 23 секунды при нажатой "в пол" педали газа. После этого участка они попадают во внутреннюю часть автодрома, в которой их ждёт 13 поворотов. Уникальный профиль трассы требует сложного компромисса между низко- и высокоприжимными настройками.
Сэм Майкл (главный инженер): "Индианаполис совершенно не похож на остальные трассы чемпионата Формулы-1. Длинная прямая с постоянным ускорением на протяжении 23 секунд переходит в извилистую часть, где просто нет скоростных поворотов. Часть трассы Формулы-1 использует два поворота овала, но они проходятся при разгоне, поэтому их можно считать частью прямой. Настройки должны обеспечивать хорошую тягу для выхода из медленных поворотов и стабильность при торможении. Что касается покрышек, то Michelin должны быть конкурентоспособными. У нас были сильные покрышки в Монце, и мы разочарованы тем, что не смогли реализовать их плюсы из-за технических неполадок. Конфигурация трассы требует максимальной прижимной силы для внутренней части и минимального сопротивления для прямой. Мы уверены, что увидим самые различные настройки антикрыльев за уик-энд. Стратегия пит-стопов также должна стать интересной, потому что здесь существуют возможности для обгона".
13-й поворот, являющийся в то же время первым поворотом 2,5-мильного овала, обеспечен новой системой безопасности, которая называется SAFER (Steel And Foam Energy Reduction). Новые отбойники, лучше поглощающие энергию от удара, были установлены во всех четырёх поворотах овала перед последней гонкой Indy 500. Износ покрышек на этой трассе обычно не слишком высок, поэтом наиболее популярной должна стать стратегия с одной дозаправкой между 36-м и 52-м кругами гонки.
Марио Тейссен (директор BMW Motorsport): "По участку овала в Индианаполисе двигатель работает на полных оборотах 23 секунды - это самый длинный промежуток на трассах Формулы-1. Совершенно иной является внутренняя часть, которая снижает общий показатель полного ускорения за один круг до 50%, что показывают данные за 2001 год. Для двигателя важной является нагрузка именно на прямой. В квалификации мы вновь будем использовать последнюю модификацию двигателя, который может выдавать более 19000 оборотов в минуту".