Гран-при Японии: пресс-конференция по итогам гонки
Участники:
1. Михаэль Шумахер, Ferrari2. Рубенс Баррикелло, Ferrari3. Кими Райкконен, McLaren-Mercedes
- Михаэль, ты опять поднял планку: 11 побед и 144 очка в сезоне. И рекорды продолжают рушиться. Потрясающий был год, не правда ли?
Михаэль Шумахер: Да, должен согласиться, это правда. Не думаю, что нужно еще что-то к этому добавлять. Результаты говорят сами за себя. Это фантастика, и самое поразительное, что мне удалось финишировать в каждой гонке, и не просто финишировать, а закончить их все на подиуме. Это демонстрирует уровень работы механиков. То, чего они сумели достичь, поражает. Сегодня был исключительный день по двум причинам: во-первых, мы сделали то, что должны были сделать, а во-вторых, у японских болельщиков есть сразу две победы и два победителя - я выиграл Гран-при, и Сато заработал первые очки на своем домашнем Гран-при, так что я полагаю, зрителям понравился этот Гран-при.
- Ты всегда хорошо выступаешь на Сузуке, но сегодня ты превосходно стартовал и сразу оторвался на 2,3 секунды. Это и решило исход гонки, не так ли?
МШ: Ну, в основном, да. Да, если получается хороший старт, а потом ты отрываешься от соперников, тогда можно распланировать гонку, все расставить по своим местам и вовремя провести пит-стопы. Честно говоря, это был наш единственный план, потому что лидера обычно трудно обогнать. Я весь уик-энд был очень быстр, и не был удивлен, когда мы сумели оторваться от остальных. Вот и все, наверное. Единственное, что еще можно сказать - что ж сезон закончен, будь счастлив, жди приятной зимы, расслабляйся, отдыхай и набирайся сил для следующего года.
- Рубенс, ты тоже очень хорошо стартовал и сумел удержать оба McLaren позади, а потом ты чисто проехал гонку. В общем, получается, что вы с Михаэлем самые удачные партнеры в Формуле 1.
Рубенс Баррикелло: Да, конечно, я очень рад за себя и за Ferrari. Быть частью такой семьи, ездить на такой машине - все это просто потрясающе. Я хорошо стартовал, но на первых кругах машина слишком часто цепляла полотно, и мне это сильно мешало. Мне приходилось быть осторожным, а Михаэль, тем временем, отрывался все больше, так что было довольно трудно со всем справиться, но поскольку у нас был потрясающий сезон, и я выиграл две гонки из последних трех, для меня это все равно прекрасное достижение.
- Это было сотый Гран-при для Bridgestone, и домашняя победа, должно быть, для них особенная?
РБ: Это так, да, мы провели вместе последние три или четыре дня, и сезон для них тоже был очень удачным. Они очень много для нас работали, мы работали для них, и это окупилось сторицей. У нас хорошие, крепкие отношения, и в будущем году все станет еще лучше, так что мы рады за них, и они тоже очень довольны. Такая победа для них - необыкновенная радость.
- Кими, ты поменял план гонки, когда упустил четвертую позицию на старте?
Кими Райкконен: Может быть, немного, потому что я застрял позади Ральфом до пит-стопа. Я был немного быстрее, но он "пересидел" меня на трассе, и еще немного оторвался.
- Что произошло в конце гонки? Было похоже, что у тебя возникли какие-то проблемы, но потом ты вновь набрал скорость, как раз перед тем, как Ральф сошел.
КР: Да, были небольшие проблемы, не знаю точно, в чем они заключались, и мне пришлось сбросить скорость на последней прямой, а затем, когда я подъехал к шикане и начал тормозить, все вдруг опять пришло в норму. У Ральфа, по-моему, возникли какие-то проблемы с двигателем, и мне слегка повезло. Но если мне везет хотя бы раз в году, что же, это не так уж и плохо.
- Как ты собираешься отдыхать, Михаэль? Какой отдых ты можешь себе позволить?
МШ: С нашей точки зрения, это будет немного проще, потому что мы хорошо поработали и можем отдохнуть, пока инженеры не подготовят новую машину. Обычно мы начинаем предварительные тесты в январе, может, у нас будут причины для того, чтобы воспользоваться трехнедельным разрешением на тесты и отправиться на трассу в ноябре-декабре, посмотрим, будет ли это необходимо. Как я уже говорил, я хотел бы еще раз поблагодарить Bridgestone за их супер-шины, которые помогли нам достичь супер-результата.
Это их 70 победа в сотом Гран-при. Вместе с нами они смогли достичь фантастических результатов, и я очень рад за них, особенно здесь, на их родине. Еще я хотел бы сказать несколько слов для Росса, который не смог приехать сюда в этот уик-энд. Это первая гонка, которую он пропустил за все время работы в команде, и я думаю, что он расстроен, что не может разделить с нами этот момент. Но мы знаем - ты о нас думаешь, и мы думаем о тебе, и мы надеемся, что ты скоро поправишься, и с нетерпением ждем нашей встречи.
- Михаэль, у тебя не возникало сомнений, что этот сезон проходит наяву?
МШ: Нет. Я не верю, что это как-то связано с простой удачей. Это тяжелый труд. Наши парни изо всех сил старались сделать машину надежной, я со своей стороны старался выжать из нее максимум. Так что я и правда не думаю, что нам просто повезло. С другой стороны, это на самом деле невероятно, что так произошло. Никто из нас не мог ожидать того, что мы будем настолько сильны. Но так вышло, мы празднуем победу, мы знаем, что это будет трудно повторить, потому что, я уверен, наши соперники станут, к сожалению, сильнее, так что положение будет более сложным.
- Это тебя волнует, или это просто еще одно соревнование?
МШ: Это соревнование, потому что, учитывая, что у нас есть сейчас, и что у нас будет, мы, я думаю, сможем бороться за победы и сражаться за чемпионат. Сможем мы победить или нет - это другой вопрос, но пока все будет обстоять таким образом, на мой взгляд, нам не нужно обязательно доминировать так, как было в этом сезоне. Пока мы можем побеждать в гонках, все хорошо.
- Говорят, что победа похожа на наркотик, чем больше побеждаешь, тем больше хочется побед. И когда побед больше нет:
МШ: Ну да, это так. Поэтому я все еще уверен, что мы сможем побеждать, может, не так часто.
- Как насчет сегодняшнего дня? Машина выглядела идеально.
МШ: Да, вообще не было никаких проблем. Bridgestone подготовила фантастическую резину, которая не слишком быстро изнашивалась и давала постоянные результаты. Это была победная точка. Нет, правда, потрясающий был уик-энд. Весь уик-энд, за исключением разве что второй тренировки в пятницу, прошел на одном дыхании.
- Тебя не волновало, как поедут представители Michelin, учитывая поднявшуюся температуру?
МШ: Ну, смотрите, у нас были совершенно новые шины, у нас не было возможности испытать их на гоночной дистанции в таких условиях, так что результат было предсказать сложно. Когда ты приезжаешь на новую трассу, то не обладаешь стопроцентным опытом, но мы были уверены, что все будет нормально.
- Как работал "виртуальный Росс"?
МШ: Ну, мы знаем, что он рядом и следит за нами. Он вроде "Большого брата", и он в курсе всего происходящего. Я думаю, что те, кто его заменил, прекрасно справились с работой. Это нелегко, заменить Росса столь же удачно, как если бы он сам присутствовал, но сегодня никаких сложностей не возникло, так что ребята чувствовали себя немного более комфортно.
- Он говорил с вами во время гонки или после нее?
МШ: Нет, по радио он с нами не связывался. Это было сложно организовать. В Европе это проще, но здесь - тяжеловато.
- Михаэль, хотя бы намекни нам, что будет в ближайшие две недели? Я полагаю, ты на следующей неделе будешь в Мизано? И ты все еще собираешься принять участие в международной картинговой гонке?
МШ: Нет, к сожалению. Ряд событий как раз придется на эту дату, так что я не смогу принять участие в этой гонке. Будет Мизано, потом пара событий не для широкой публики, и, собственно, все.
- В Мизано будет большой праздник, да?
МШ: Да, там будет еще одно празднование, но первое пройдет здесь.
- Рубенс, отличная гонка. Что ты думаешь о старте Михаэля и вообще о первом круге в гонке?
РБ: Я прилично стартовал, но уступил пару мгновений Михаэлю. Когда я вошел в первый поворот. Машина начала цеплять полотно, я не хотел, чтобы ее развернуло на первых же кругах, поэтому я просто смотрел, как он удаляется, а сам в это время берег шины. Немного позднее я попытался навязать борьбу, но это было не как в США. Он немного быстрее проходил круги, он постепенно увеличивал отрыв все больше и больше, так что когда начались пит-стопы, было уже трудно держаться в секунде или двух от лидера. Отрыв был в пять или шесть секунд, а потом после первого пит-стопа шины работали нормально, но мне пришлось заехать в боксы немножко раньше, потому что баланс был не идеален - вот такая была борьба. Сегодня у меня не было шанса финишировать первым.
- Баланс был единственной проблемой?
РБ: Да, машина отлично шла всю гонку, во всяком случае, по сравнению с нашими соперниками. Может, мы выбрали чуть-чуть не те настройки на гонку. Наши настройки был чуть-чуть иными, чем нужно было на самом деле, но машина все равно была очень быстрой, шины были фантастическими. Когда я понял, что не могу нагнать Михаэля, вопрос был только в том, чтобы удержать темп, не потерять концентрацию и постараться сделать все возможное.
- Кими, когда на 48 круге у тебя возникли проблемы, ты, наверное, занервничал, учитывая, что в этом году тебе часто не везло?
КР: Да, это было немного странно, потому что машина вдруг замедлилась, и я не знал, что происходит. Но к счастью все наладилось само собой. Только когда я тормозил в шикане, были проблемы, потом все шло нормально.
- Как раз тогда, когда ты подумал: "О нет, опять это!"?
КР: Может, и подумал. Я действительно не знаю, в чем заключалась проблема, и хорошо, что все само наладилось.
- После того, как сошел Дэвид, тебя не дали по радио новые указания?
КР: Нет, нет, я даже не знаю, что произошло с Дэвидом, он просто резко сбросил газ, вот и все.
- Больше проблем в гонке не возникало?
КР: Нет, не совсем. Я не лучшим образом стартовал, и Ральф обошел меня, а потом перед первым пит-стопом я был немного быстрее его, но он остался на трассе дольше и смог от меня оторваться. Потом у меня был неприятный момент на выходе из поворота, я выехал слишком широко, но это все.
- На старте ты почти достал Дэвида, но потом тебе пришлось притормозить, что и позволило Ральфу тебя обойти.
КР: Да, похоже, но Ральф уже был рядом со мной, и когда я сдвинулся на внутреннюю траекторию, мне пришлось притормозить, потому что там был Дэвид, и Ральф обошел меня по внешней траектории.
- Вопрос к Михаэлю. Кое-кто тебя критикует за то, что ты доминируешь. Как ты думаешь, это справедливо?
МШ: Честно говоря, я бы предпочел, чтобы меня критиковали за доминирование, а не за то, что я слишком медленно езжу. Иногда приходится мириться с критикой.
- В прошлом году ты нам сказал, что в том сезоне, на твой взгляд, ты не доминировал. Ты можешь согласиться с этим определением в этом году?
МШ: Может быть. Да.
- Как долго ты сможешь продолжать? Ты побил уже почти все рекорды. Сам не устал от этого?
МШ: Нет, потому что - я могу только повторить собственные слова - победы меня не мотивируют, меня мотивирует моя любовь к спорту, к гонкам, и я все еще жаден до гонок.
- Михаэль, когда ты уйдешь, кто будет главным претендентом на титул первого гонщика?
МШ: Я не знаю, кто из молодых гонщиков к этому придет, кто это будет, потому что я здесь уже довольно давно.
- Михаэль, как ты считаешь, почему у тебя было так мало поул-позиций в этом году?
МШ: Думаю, в прошлом году у нас была специфичная машина, которая отлично выглядела в квалификациях. Зато в гонках иногда было трудно. В это году мы, может быть, ориентировались больше на гонки. В конце концов, это более важно.
- Ferrari собирается использовать эту машину в начале года?
МШ: Нет, мы планируем использовать в первой же гонке новую машину. Честно говоря, если мы не сможем этого сделать, если мы будем чувствовать, что машина ненадежна, и если мы не будем готовы, тогда, что ж, у нас есть хорошая машина, с которой мы можем начать сезон. Но вообще-то это не планировалось.
- Михаэль, насколько важной была роль шин в этом сезоне имени Ferrari?
МШ: Они были очень важны, вы видели это в гонках. Например, в Австралии, где мы просто улетали от остальных. А потом мы приехали в Малайзию, и все практически перевернулось с ног на голову и только из-за шин. Ничего ведь не было изменено, и это показывает, насколько важна резина.
- Ты собираешься на отдых? И в какую страну ты хотел бы поехать?
МШ: Может, в Японию. Я пока не знаю. Скажем так, я не хочу обсуждать мои планы на зиму.