Гран-При Германии. Пресс-конференция в четверг
Пилоты: Мика Хаккинен (McLaren), Михаэль Шумахер (Ferrari), Ральф Шумахер (Williams).
Персонал: Уве Андерсон (Toyota), Норберт Хауг (Mercedes), Марио Тейссен (BMW). Вчера вы посетили завод компании BMW. Каково чувствовать поддержку такого коллектива?
Ральф Шумахер: Это было на самом деле здорово. Я больше больше 30000 человек на двух заводах, это удивительно. Они заняты одним делом и отдаются ему полностью. Это большое чувство и большая поддержка для нас.
- Вы чувствуете, что они работают для вас?
Ральф Шумахер: Мне показалось, что они живут этим, так что у нас большая семья. Я в первый раз попал на завод, видел их за работой, видел, как они реагируют. Это удивительно.
- Что по поводу предстоящей гонки?
Ральф Шумахер: Я надеюсь она пройдет лучше, чем прошлая, у нас должно получиться, да и эта трасса подходит нам гораздо больше. Температура в норме, по крайней мере сейчас, я надеюсь, что дождь не пойдет, иначе, как показали прошлые гонки, у нас могут быть небольшие проблемы. Думаю, все будет хорошо.
- Что вы думаете о ситуации с Хайнцом-Харальдом?
Ральф Шумахер: Мне жаль его и неприятны обстоятельства, при которых это произошло. В прошлые годы у меня были проблемы этой командой и подобное может произойти. Если люди не могут больше работать вместе, то лучше прекратить сотрудничество, никому пользы от такой работы не будет. Я слышал разговоры о том, что Хайнц в следующем году снова вернется к нам в составе другой команды. Если это правда, то такое решение мне представляется для него лучшим выбором.
- Вы думаете, в этот уик-энд многие будут настроены против Эдда Джордана?
Ральф Шумахер: Я не знаю. Если по справедливости, то Эдди тоже находится под большим давлением. У него серьезные спонсоры и он должен доказать, что стоит у руля серьезной команды. Мы должны принять его решение.
- Мика, две недели назад вы одержали красивую победу, надеетесь повторить свой успех в предстоящей гонке?
Мика Хаккинен: Конечно команда, я и Дэвид приехали сюда побеждать, но я думаю, что и других пилотов могут быть такие мысли и такие идеи. В Сильверстоуне было сложно выиграть гонку и мы будем работать еще больше, чтобы выиграть вновь.
- Что для этого понадобится, появились какие-нибудь новинки после прошлой гонки?
Мика Хаккинен: Мы провели довольно успешные тесты в Монце и остались довольны проделанной работой, так что я уверен, машина будет быстрой. Хватит ли этого для победы, я не знаю.
- Вы с журналистами побывали на Mercedes, каково чувствовать, что за вами такая компания?
Мика Хаккинен: Это здорово. Больше всего поразил моторный цех, я увидел, как разрабатывают и тестируют моторы. Они могут смоделировать прохождение расстояния гонки на разных трассах и при различных погодных условиях. Было очень интересно. Журналистам тоже было интересно посмотреть, как разрабатывают моторы, как они работают. Было приятно встретить тех, кто стоит за разработкой и тестами, обменяться мнениями. Это поможет и им, и нам. Мы встретились с теми, кто работает на Mercedes, я, Дэвид и Норберт, давали интервью, говорили со всеми, нам задавали вопросы по поводу гонок. Все прошло очень хорошо, это дополнительная мотивация на то, чтобы работать еще больше, мы ведь тоже часть команды. Это был хороший визит.
- Михаэль, вчера вечером вы видели вас, играющим в футбол. Вы уже восстановились после аварии в Монце?
Михаэль Шумахер: Были проблемы с шеей и спиной, но вы вчера видели, что сейчас все нормально.
- Вы знаете, что вызвало аварию?
Михаэль Шумахер: Все довольно просто, поломалась подвеска, проблемы с днищем, стало меньше прижимной силы. В результате потерялась устойчивость при торможении.
- Вы никогда не не стартовали с поул-позишн и не выигрывали здесь с Ferrari. Это просто не ваша гонка?
Михаэль Шумахер: В прошлые годы характеристики трассы не подходили нашей машине, но я побеждал здесь, выступая за Benetton. Я не думаю, что это какая-то специфичная трасса, с которой у меня персональные проблемы, просто для этого нужна подходящая машина. Я не помню, в прошлом году, или раньше, мы занимали даже девятое место в квалификации, трассы, подобные Монце могут доставлять неприятности, даже при том, что мы очень конкурентоспособны на других трассах.
- На этот раз у вас большая уверенность?
Михаэль Шумахер: Да, у нас есть машина, конкурентоспособная на любых трассах и в любых условиях и мы должны доказать это.
- Приезжая на Гран-При, вы снова играете в футбол. Что приносит большее удовольствие - футбол или гонки?
Михаэль Шумахер: Это невозможно сравнивать, в футбол я играю, наверное раз пять в год, и не могу вам сказать сколько времени я провожу в машине. Это естественно, я - гонщик, моя борьбы - на трассе и это мне нравится больше всего. Если вы спросите, что я люблю больше, тесты или футбол, тогда я вам отвечу, что футбол, правда это всегда зависит от ситуации.
- Вы упомянули Монцу, когда вы приезжаете на быстрые трассы и имеете такое преимущество в середине сезона, то мысленно не говорите себе, что это быстрая трасса и если будет авария, то она будет тяжелой?
Михаэль Шумахер: Нет, никто не думает, что попадет в аварию, что подвеска сломается, откажут тормоза или произойдет что-то подобное. Вспомните Монте-Карло, там очень медленная трасса, а аварии бывают тяжелые. Вы чувствуете себя в безопасности, потому что доверяете машине и мчитесь на пределе, но не за пределом ее возможностей. Это все, о чем вы думаете.
- Что вы думаете об увольнении Хайнца-Харальда из Jordan?
Михаэль Шумахер: Я вчера уже делал заявления по этому поводу, как и Ральф, я очень сожалею о том, что случилось с Хайцем-Харальдом. Я знал, что у него проблемы и знал, что это за проблемы, поэтому не удивлен произошедшим. Но все равно неприятно, они хорошо работали вместе в 1999 году и значит гонщик не может быть слишком плох. Если настали тяжелые времена, то наверное стоит держаться ближе к своим пилотам. Я конечно расстроен тем, что случилось с Хайнцом-Харальдом, с другой стороны может теперь у него появятся большие возможности.
- Норберт, насколько Mercedes поверил в свои силы после Сильверстоуна?
Норберт Хауг: Хочу сказать, что в этом году мы неплохо поработали в гонках и были весьма надежны. В Канаде была проблема, но нам известно, что там произошло. Наши мотористы неплохо работают, посмотрим, как машина будет выглядеть в гонке, но готова она очень хорошо. Мы много работали на тестах в Монце, проверяли мотор на стендах в Штутгарте, подготовились хорошо, теперь надо выяснить, как это скажется на результатах гонки.
- Вы чувствуете, что возвращаетесь на прежний уровень?
Норберт Хауг: Я думаю, что стоит быть осторожнее в оценке того, что происходит в этом году. Часто мы просто не участвовали в гонке, по крайней мере пять стартов из десяти прошли не так, как надо. Если вы посмотрите на нашу скорость, то не так уж все и плохо, просто не всегда есть шанс это доказать. В Нюрбургринге такого шанса не было, в Сильверстоуне - был, тем более, что особого сопротивления со стороны Ferrari мы не испытали. Им не удалось получить от машины максимум, такое бывает, когда конкуренция высока. Я уверен, что например Жан Тодт, или Марио Тейссен нашли объяснения, они знают, что такое случается в Формуле-1. Всегда критикуют тех, у кого проблемы, но ситуация может измениться очень быстро. Мы видели Нюрбургринг, потом Маньи-Кур, потом Сильверстоун. Хоккенхайм - совершенно другая трасса, отличающаяся от того, что мы видели раньше. Давайте просто подождем и посмотрим, как пойдут дела.
- Где для вас победа важнее, в Хоккенхайме или Нюрбургринге?
Норберт Хауг: Важнее всего то, что на каждом этапе разыгрывается одинаковое количество очков. Эта трасса находится совсем недалеко от нашего дома в Штутгарте, всего 100 километров. Нюрбургринг - историческое место, здесь в тридцатые годы начиналась легенда о "Серебрянных стрелах". Здесь много наших болельщиков, очевидно приедут и работники наших компаний, завода, так что это важная гонка.
- Уве, здравствуйте. Ходило много слухов о Хайнце-Харальде Френтцене и других пилотах, которые могут выйти на старт следующего чемпионата в составе Toyota. Что вы сейчас можете сказать о своих пилотах?
Уве Андерсон: Журналисты сватали к нам примерно 16 пилотов, думаю это уникальный случай. Я могу только подтвердить то, что сказал на презентации в Поль-Рикар - одним из пилотов будет Мика Сало, Алан Макниш отлично справляется и если не произойдет ничего экстраординарного, то я не вижу причин менять что-либо.
- То есть место Мики Сало вы подтверждаете, а Макниш все же...
Уве Андерсон: Мы хорошо работаем вместе, я сказал, что он останется в команде, если наше сотрудничество останется на том же уровне. Его место в команде я тоже подтверждаю.
- В конце года тесты будут запрещены, насколько вас коснется этот запрет? Вы сможете работать на тестах в то время, когда они запрещены для остальных?Уве Андерсон: Инструкции FIA будут действительны для нас, когда мы войдем в чемпионат, а это произойдет 1 января следующего года. Я говорил с ними по поводу тестов в ноябре еще год назад и получил ответ, что согласно параграфу 65 действующего регламента мы можем работать на тестах до конца этого года. Мы будем подчиняться правилам после того, как мы станем участниками чемпионата.Вся наша работа основана на этой ситуации и если что-то изменится, то мы окажемся в крайне неприятном положении. С другой стороны многие говорят, что у Toyota будет преимущество в два месяца тестов по сравнению с соперниками. Я не могу согласиться с этим. Мы - новая команда, которая еще не стартовала в гонках, мы работаем только на тестах, а соперники выступают уже многие годы. Они проводят 17 гонок за сезон, поэтому я не вижу никаких несправедливостей. Кроме этого у некоторых наших поставщиков могут возникнуть проблемы, как у Michelin. Мы можем гарантировать командам, что получаем лишь контрольную резину, другими словами это будут только наши тесты и никакого преимущества за наш счет никто не получит. Мне кажется, что нам стоит использовать любую возможность, чтобы лучше подготовиться к чемпионату. Таким образом наши планы основаны на информации, полученной от FIA в ноябре прошлого года и если нам вдруг откажут сейчас, за три месяца до тестов, это будет крайне несправедливо.
- Марио, каковы требования к технике у этой трассы?
Марио Тейссен: Очень большая нагрузка на мотор, именно поэтому мы рекомендуем Хоккенхайм, как тестовую трассу при работе на стендах в Мюнхене. Здесь длинные прямые в лесу, где мотор должен поддерживать высокие обороты в течении достаточно длинного отрезка времени, не так долго, как на Инди, но на полной мощности, это самое важное требование к мотору.
- Насколько длинный этот отрезок, когда педаль газа нажата до упора?
Марио Тейссен: Первая прямая - примерно 16 секунд, три другие - между десятью и пятнадцатью. Всего около 50 секунд на высоких оборотах, процентов 60-70 от дистанции круга на сухой трассе.
- У вас мощнее мотор, чем у конкурентов, у Mercedes?
Марио Тейссен: Дело не только в моторе, значение имеют четыре фактора - мотор, машина, резина и гонщик. Если все это собирается воедино, тогда есть шанс победить. Я вижу три команды, которые могут выиграть эту гонку и рад тому, что наша команда находится в этой тройке.
ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА
- Марио, эта трасса требовательна к моторам, но расход топлива здесь не самый большой...
Марио Тейссен: Я не знаю, на какой трассе потребляется больше топлива на километр, обычно мы считаем расход на круге. Круг здесь длинный, может быть здесь и самый высокий расход топлива.
- Cкоро Гран-При США, что вы думаете о трассе, об окружении и о гонках на Инди?
Мика Хаккинен: Организована дебютная гонка была прекрасно. Много места, интересная трасса, я никогда не гонялся на овалах, все было очень забавно. Сначала она мне показалась быстрой, а после нескольких кругов я понял, что это отличная гоночная трасса.
Ральф Шумахер: Трасса мне показалась неплохой, я был удивлен отсутствием интереса к гонке. Я был в Сан-Франциско и там никто не знал, что мы гоняемся в Америке. Думаю в Китае, или где-нибудь еще этапу уделялось бы большее внимание. Американцы пока не поняли, что такое Формула-1 и этого трудно ожидать после единственной гонки, но надеюсь скоро все станет на свои места.
- Ральф, предположим в воскресенье у вас с партнером по команде будет разная тактика. Предположим, что он будет быстрее вас, вы пропустите его?
Ральф Шумахер: Все зависит от обстоятельств. В Сильверстоуне мы разобрались. Это не был приказ команды, мне просто задали вопрос, но в неудачное время, мы все это обсудили впоследствии. Если повторится ситуация, которая была в Маньи-Кур, когда второй комплект резины был неудачным, то никаких проблем не будет. Если один из нас быстрее другого по любой причины, думаю нет смысла сдерживать друг друга.
- Ральф, сегодня вы выглядите расслабленным. Это потому, что вы уверены в машине после тестов в Монце?
Ральф Шумахер: Расслаблен, а почему нет? Хороший солнечный день, разве я не могу расслабиться? Мы все много ждем от предстоящей гонки, если что-то не получится, то всегда есть следующая гонка.
- Марио и Норберт, вы подготовили подарок мотористам по поводу домашней гонки?
Марио Тейссен: Нет, для нас это было бы не слишком просто, теперь у нас пять домашних этапов - Нюрнбургринг, Хоккенхайм, Спа - потому что у большинства пилотов там рукой подать до дома, Сильвестоун - из-за Williams и с недавних пор - Австрия, многие туда переехали. Мы не можем позволить себе дарить подарки на каждом этапе.
Норберт Хауг: У нас так все организовано, что руководство команды получает подарки от гонщиков.