Гран-При Японии. Пресс-конференция после гонки
Участвуют:
1.Рубенс Баррикелло . Ferrari . 1-й, 1:25:11.740
2.Кими Райкконен . McLaren . 2-й, +0:11.000
3.Дэвид Култхард . McLaren . 3-й, +0:11.600
4.Михаэль Шумахер . Ferrari . 8-й, +0:59.400
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Ты должен был выиграть гонку и ты победил, стартуя с поула. Скажи, на первых кругах было трудно? Рубенс Баррикелло:"Трудно было всю гонку, поскольку обстоятельства, как мне кажется, играли на руку нашим соперникам. Трасса не то чтобы была мокрой, но в некотороых поворотах на асфальте еще оставалось немного воды. Перед входом в .Ложку., в правом повороте, особенно на первых кругах, когда меня обошел Монтойя, машину водило из стороны в сторону, было трудно держаться на трассе и я чуть не вылетел на первом круге. Было тяжело, и я молился чтобы все обошлось, и хотя всем известно, что я люблю дождевые гонки, но я молился чтобы дождя не было, потому что он на этот раз он бы нам только помешал. Так что, можно сказать, я боролся всю дорогу, надеялся, что дождь не начнется, и плюс ко всему, забрало моего шлема сильно запотевало, и на каждом пит-стопе под него подкладывали резинки, чтобы оставить щель, а иначе я не видел почти ничего. Так что приходилось сохранять сосредоточенность, и я гнал машину на полную до самого конца, поскольку я знал, что если бы дождь пошел хотя бы на три круга, они бы меня догоняли по три секунды на круге, так что я все время давил на газ".
Рубенс, это великий день для Ferrari . Михаэль добился-таки шестой победы в чемпионате мира, и вы вместе с ним выигрываете уже четвертый кубок конструкторов подряд (пятый подряд для Ferrari . прим.пер.) Рубенс Баррикелло:"И я страшно горд этим, потому что хотя все эти годы я и работал только на Михаэля, но в кубке конструкторов есть и мой вклад, так что это здорово: четвертый год гоняться за Ferrari, выиграть очередной чемпионат, победить здесь . а я считаю, что Сузука . это прежде всего трасса пилотов . так что для меня победа в этой гонке . предмет отдельной гордости".
Кими, тебе почти удалось добиться своего. Насколько тебе помешал вчерашний инцидент? Кими Райкконен:"Да нет, он, конечно, нам не помог, но сейчас все позади и большое спасибо Дэвиду за то, что он дал мне свою машину. Я попытался снова вернуться в хорошую форму, но думаю, нам немного не повезло вчера в квалификации. Последним пяти, или что-то около того, гонщикам пришлось квалифицироваться в дождь, и он подпортил картину. Но мы снова добились второго места. Конечно, не очень-то приятно каждый раз финишировать вторым, но в этом году мы были недостаточно быстры, чтобы выиграть титул. По крайней мере, мы проиграли не из-за плохого пилотажа".
Дэвид, для тебя это был интересный уик-энд . тебе пришлось по ходу пересесть в другую машину, а потом, под конец гонки, ты шел прямо за Кими. Как тебе болид? Дэвид Култхард:"В квалификации мы так и не сумели по- настоящему сравнить запасной болид с основным, помешали погодные условия, но в гонке, я бы сказал, баланс был неплох, если не считать второго комплекта шин. На втором, по какой-то причине, у меня была сильная недостаточная поворачиваемость, и первые восемь-девять кругов ехать было трудно, но в остальном я большую часть гонки имел впереди достаточно свободного пространства чтобы ехать в полную силу и извлечь максимум выгоды из стратегии с тремя остановками".
Интервью с Михаэлем Шумахером
От имени организаторов Гран-При Японии поздравляем с победой в чемпионате мира 2003 года. Михаэль, за свою карьеру ты побил множество рекордов, но сейчас перед тобой пал, пожалуй, главный из них. В 1957 году Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой пятый чемпионат мира, а сейчас ты одержал победу в шестом. Как ты можешь описать свои ощущения? Михаэль Шумахер:"Честно говоря, они не совсем приличествуют случаю . год был трудным, особенно его окончание, да и гонка выдалась очень тяжелой, честно, одной из самых тяжелых в моей карьере. Но гораздо правильнее сейчас поблагодарить команду, и я могу только повторить это еще раз, потому что сегодня они снова выполнили свою работу наилучшим образом, оба наши болида все время были очень конкурентоспособны. Рубенс . просто молодчина, он выиграл этот Гран-При, и мы завоевали кубок конструкторов, пятый подряд, и если я не ошибаюсь, такое происходит впервые. Я сам провел гонку несколько нервно, после небольшого столкновения, и вот почему эта гонка стала одной из самых трудных в моей карьере . в ней столько всего случилось: инфидент с Да Маттой, когда Ральф ударился об меня сзади, и прочее, и прочее. Это была очень странная гонка, и поэтому я еще до конца не понял своих ощущений. Я радуюсь за команду, но пока не могу радоваться за себя. Я опустошен и истощен. Но я горжусь нашими достижениями".
Что ты чувствовал по ходу гонки. Тебе сообщали из боксов о том, на какой позиции идет Кими, и насколько плотный перед тобой трафик, как в случае с Сато или с твоим братом? Михаэль Шумахер:"Конечно, мне приходилось бороться, особенно после того как я сломал носовой обтекател на седьмом или восьмом круге, но уже в то время . в начале гонки . я знал, что Монтойя сошел, а оба McLaren позади Рубенса, и никому не известно, что выкинет погода, как изменится стратегия, и так далее, так что исход гонки был вовсе не очевиден. Поэтому я обязан был финишировать не ниже восьмого места. К счастью, я мог положиться на Рубенса в конце гонки, но все равно нужно было бороться, потому что никогда не знаешь, дойдет ли машина до финиша. Это Формула-1, и мы разное повидали в прошлом, так что всегда нужно готовиться к худшему и иметь страховку, что я и пытался сделать. Борьбя с Кристиано и Ральфом в середине гонки была жесткой, и мне обязательно нужно было остаться на трассе и пробиться на шестое место, чтобы набрать это очко, просто на всякий случай".
На последних кругах гонки, когда ты шел за да Маттой, а до финиша оставалось все меньше кругов, трудно было оставаться сосредоточенным? Михаэль Шумахер:"Было трудно по той причине, что во время инцидента с да Маттой и Ральфом я так жестко тормозил, чтобы не врезаться в да Матту, что у меня появились огромная залысины на колесах, и можно было себе представить что может произойти на этих старых камнях (он имеет в виду бордюры). Я почти ничего не видел на прямой, вибрация была такой сильной, а я уже начал беспокоиться . я ведь помнил, что Ральф ударил меня сзади и понятия не имел, насколько сильно повреждена машина . может быть колесо проколото, и тогда восьмого места уже не видать. В моей голове вертелось множество мыслей, и я просто пытался вести болид настолько безопасно и легко, насколько было возможно, чтобы просто увидеть клетчатый флаг".
Ну вот ты фишинировал в очках и добился шестого титула чемпиона мира, девятого в Ferrari, если считать и кубки конструкторов. Поделись своими мыслями о команде и ее достижениях. Михаэль Шумахер:"Во-первых, у меня немного странные ощущения, потому что обычно победы в чемпионате я добивался победой в гонке, а сейчас я его выиграл благодаря только восьмому месту . последнему из очковых, но все равно я победил, и это вызывает смешаные чувства. Но команда добилась просто фантастических результатов. После того, что было в Хоккенхайме и в Будапеште, многие списали нас со счетов и начали говорить разные нелицеприятные вещи. Но мы сумели собраться, и вот результат. Мы никогда не сдаемся, мы всегда принимаем бой и сражаемся до последнего, и это . одно из самых сильных качеств Ferrari. В Ferrari каждый придерживается такой позиции. Это одна большая семья и каждый из нас гордится тем, что является ее частью" .
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Рубенс, больше всего проблем у тебя было с двумя людьми - в начале гонки с Хуаном-Пабло и еще с Фернандо Алонсо. Что ты скажешь по этому поводу? Рубенс Баррикелло:"Мне все время было трудно, потому что даже зная, что я в 15 секундах от Кими или Дэвида, я чувствовал, что если пойдет дождь, это может все испортить за один круг, и я гнал изо всех сил. Но все обошлось, и я сбавил скорость к концу гонки, чтобы доехать до финиша, но даже при этом я хотел продолжать ехать по 1'34", потому что если бы пошел дождь на последнем круге, то я бы победил, но если за пять кругов до финиша, но недостаточный для того, чтобы менять резину на дождевую, у нас могли бы возникнуть проблемы. Если бы пошел сильный дождь, то всем пришлось бы заезжать на пит-стопы, но если бы мы все остались на трассе, мне было бы очень трудно бороться дальше. Теперь по первой части Вашего вопроса. У меня были проблемы, небольшие проблемы с прогревом новой резины, и когда я входил в 12-й поворот, я немного перетормозил, особенно для наших шин, ушел с траектории, и мне пришлось пропустить Хуана-Пабло. Он был очень быстр первые 3-4 круга, но потом я его постепенно нагнал. А потом мое стекло на шлеме сильно запотело, я ничего не видел, и потом у меня возникли новые проблемы, так как у кого-то потек двигатель, и на трассе осталось много масла. Я чуть не вылетел с трассы, и Алонсо достал меня снова, так что первая часть дистанции и начало второй принесли мне много хлопот. А потом я мог поддерживать свою скорость и сконцентрироваться на трассе".
А Алонсо, он шел прямо за тобой! Рубенс Баррикелло:"Ну, благодаря двигателю Ferrari мы были очень быстрыми на прямых, и я на это рассчитывал. У него был отличный трэкшн-контроль в 16-м повороте, в последней шикане, но я смог удерживать его сзади, и проблем больше не возникало".
Сегодня ты помог своей команде выиграть кубок, как и своему напарнику. Скажешь несколько слов об этом? Рубенс Баррикелло:"Ну, думаю, это чрезвычайно трудное дело, не потому, что я сижу перед телекамерами и журналистами, а потому, что просто быть напарником Михаэля иногда очень трудно, как об этом пишут и говорят люди. Так что я горд тем, чего достиг в этом году. Пусть я не заработал так много очков, как в прошлом году, и место в чемпионате у меня скромнее, чем тогда, но я считаю, что для меня этот год гораздо лучше прошел. Я был в лидерах все время, и я думаю, что сделал шаг вперед. Это было очень здорово, и команда тоже поработала просто фантастически, обеспечив обе машины надежностью и отличной скоростью. Мои инженеры и механики делали все потрясающе, и я думаю, что все они гордятся нашими достижениями. Уже четвертый год подряд я являюсь частью команды, которая так много побеждает".
Кими, ты сделал все, что мог. Машина, особенно в сравнении с машиной Дэвида в конце гонки, выглядела не лучшим образом... Кими Райкконен: "Да нет. Мы изрядно помучились с настройками и просто не успели подобрать их как надо. Первый комплект резины был хорошим, а на втором качество сцепления с асфальтом ухудшилось. У меня не было в чистом виде избыточной или недостаточной поворачиваемости, было и то, и другое. Было трудно, я жал на газ, как мог, но машина не шла так быстро, как хотелось бы".
В начале гонки ты оказался прямо за Кристиано да Маттой. Ты был намного быстрее него? Кими Райкконен:"Думаю, да, где-то на секунду, но они были быстрее на прямых, а у меня не ладилось с трэкшн-контролем в последней шикане. Я все время приближался к нему достаточно близко, чтобы обогнать, в первом повороте, так что я потерял много времени, но это гонки, и в следующий раз мы будем лучшими".
Второе место в чемпионате - это не то, на что ты надеялся, потому что все хотят быть первыми. Но все же, как ощущения в конце сезона? Кими Райкконен:"Думаю, что для нас и для меня лично это был хороший сезон. Да, у нас были большие ожидания перед началом сезона, и я думаю, мы хорошо поработали. Мы были быстры, машина стала намного лучше, гораздо надежнее, чем в прошлом сезоне, мы многое доработали. Спасибо команде, они здорово трудились весь сезон, и Дэвиду спасибо, и всем. Но в этом году, может быть, мы были более стабильны, хотя и не так быстры, как хотелось бы, но надеюсь, мы наверстаем это в следующем сезоне. Думаю, если мы сможем улучшить все так же заметно, как по сравнению с прошлым годом, то мы будем достаточно сильны, чтобы бороться за победы и оба титула".
Дэвид, приятно видеть тебя здесь. Твоя машина сегодня была явно быстрее, чем у Кими. Дэвид Култхард: "Да, думаю, только вторая резина мне сегодня доставила проблемы, и могу представить, как чувствовала себя машина Кими, если у него вся резина была такой. Так что нам надо разобраться, в чем именно заключались эти проблемы. Но, с другой стороны, остальные два комплекта позволяли мне ехать быстро, так что я в основном был вне траффика".
Но ты пару раз оказывался позади Кими, Ярно Трулли и Дженсона. Так что для тебя это все же была насыщенная гонка? Дэвид Култхард:"Да, но мы с ними не боролись за реальную позицию в гонке, так что это был только вопрос стратегии, а я старался ехать как можно быстрее в любых условиях".
ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА
Кими, повлияла ли на твою машину стратегия пит-стопов? Кими Райкконен:"Думаю, мы выбрали хорошую стратегию, но трудно сказать, могли бы мы ехать быстрее с тремя пит-стопами, чем с двумя. Думаю, в любом случае, мы бы не смогли ехать так же быстро, как Рубенс, так что это вряд ли помогло бы".
Кими, ты изменил стратегию в ходе гонки, после того, как увидел, что случилось с Михаэлем? Кими Райкконен:"Нет, мы так и планировали два пит-стопа. Думаю, они подкорректировали стратегию для Дэвида, но в моем случае - нет".
Кими, думал ли ты о чемпионском титуле во время гонки? Кими Райкконен:"Я думал, что шансы у меня есть до самой финишной линии, ведь очень часто кто-то сходит даже на последнем круге. Так что надежда была. В этот раз нам не удалось выиграть, но мы постараемся победить в следующем сезоне".
Можно услышать реакцию всех троих на то, чего добился Михаэль? Шесть титулов, 70 побед - невероятный успех, не так ли? Рубенс Баррикелло:"Думаю, никогда не надо сравнивать пилотов, и нельзя сравнить Михаэля с Фанхио, Сенной или кем-то еще. Но я думаю, что он вошел в историю гонок благодаря своим достижениям, и похоже, он решил побить все рекорды".
Дэвид, Кими, что-то добавите? Кими Райкконен,Дэвид Култхард:(Молчание).