8 мин.

Итоги года в «Формуле-1». «Феррари»

Сезон

Базовая версия болида F2012, которую команда привозила на предсезонные тесты, отставала от главных конкурентов на 1,5 – 2,5 секунды на круге. И первая же гонка сезона подтвердила опасения специалистов – совершенно сырая выхлопная система и ошибки при проектировании машины отбросили «жеребцов» на низкие стартовые и финишные позиции.

Не секрет, что великолепная победа Фернандо Алонсо в Малайзии произошла вовсе не благодаря технике: качественная работа командного мостика, стойкость самого испанца в заключительной части заезда и горячность Серхио Переса помогли «Феррари» переиграть соперников.

Системная ошибка, заложенная в базовую модель, стоила итальянским инженерам много бессонных ночей. Помимо неэффективной выхлопной системы, машина плохо взаимодействовала с покрышками «Пирелли». Исправление ошибок заняло больше месяца, после чего «красные» смогли вздохнуть спокойнее (упорная работа на базе и талант Алонсо позволили в следующих 16 гонках 12 раз приезхать на подиум), продолжая, правда, на публике сетовать на недостаток скорости.

Ну а постоянно плывущий против течения Лука ди Монтеземоло по ходу всего сезона умудрялся прикрывать своих подопечных тем, что клеймил «Формулу-1» гонкой развития аэродинамических новинок, которые никак не возможно «прикрутить» к массовым дорожным машинам, таким, как, например, «Феррари».

Действительно, в этом году Скудерия не баловала своих болельщиков чем-то особенным в техническом плане, однако при этом коллектив из Маранелло сумел оптимизировать многие другие гоночные аспекты. Отлично работали и гоночная бригада механиков, и тактический штаб – зачастую стратеги принимали блестящие решения, а срыв пломбы на двигателе Массы в Остине без всяких на то технических причин и позволивший Алонсо отчасти компенсировать неудачную квалификацию, оказался уникальным вызовом соперникам в современной «Формуле-1»

Несмотря на умелое использование командной тактики, Скудерия не всегда выжимала максимум из ситуации. Например, на Гран-при Кореи более быстрому Массе запретили приближаться к лидеру команды, хотя в сложившейся ситуации бразилец мог надавить на более быстрых соперников или вовсе послужить Алонсо своеобразным трамплином, позволив испанцу использовать слип-стрим и DRS при обратном обгоне. Однако мостик отринул эту рискованную тактику, предпочтя иметь Массу в виде надежного тыла и не рискуя столкновениями своих пилотов во время всех этих маневров.

В середине сезона машина получила новую выхлопную систему, созданную по схеме Коанда, и новый аэродинамический обвес, еще более укрепив положение «Феррари» как третьей силы на тот момент времени. «Жеребцы» вообще довольно активно модернизировали болид F2012 по ходу сезона, но итоговое второе место стало скорее отражением неудач «Макларена» и потрясающей надежности итальянской сборки, чем ходовыми качествами машины.

Пилоты

О Фернандо Алонсо за прошедшие девять месяцев было сказано столько, что добавить что-то новое не представляется возможным. Вынужденный пилотировать в первой половине сезона нечто среднее между тостером и кофеваркой, испанец каждый раз умудрялся «минимизировать потери» по отношению к конкурентам, при этом периодически данная «минимизация» превращалась в место на подиуме, а то и вовсе в победу, которая казалась невозможной.

Очухавшись от собственного провала на старте, Пэт Фрай и подчиненные сумели подкрутить в красном самокате нужные гайки, приклеить к конструкции пару крыльев, что позволило Фернандо хоть как-то бороться с реактивными соперниками. Учитывая феноменальную форму испанца, это моментально трансформировалось в улучшение и без того неплохих результатов. И если победы в Валенсии удалось добиться во многом из-за проблем на болиде Себа Феттеля, то триумф в Хоккенхайме уже ни у кого не вызывал сомнений. Попутно Алонсо продолжил коллекционировать подиумы и места в непосредственной от него близости, что в итоге привело к образованию существенного преимущества в личном зачете, и только ленивый не говорил о том, что чемпионский титул у Алонсо уже в кармане. Однако ставший уже знаменитым маневр Грожана в Бельгии прервал впечатляющую серию Фернандо из финишей в очках, а также разом съел значительную часть преимущества.

По ходу всего сезона он допустил всего одну ошибку, и, возможно, в итоге именно она стоила ему титула. Понятно, что на инцидент в Японии с участием пилота «Феррари» и Кими Райкконена у каждого может быть собственное мнение, но, учитывая все обстоятельства, а также порой даже чрезмерную рациональность Алонсо, его действия в том эпизоде, в результате которого гонщик «Феррари» сошел, можно расценить как слишком агрессивные.

В остальном он провел потрясающий год, хотя злые языки наверняка вспомнят несколько не слишком впечатляющих заездов в конце сезона на фоне напарника, а также полную поддержку команды, готовой ради Фернандо свернуть горы и сорвать пломбы.

Что же до Фелипе Массы, то сезон бразильца можно охарактеризовать всего одним словом – нервный. В первой половине чемпионата – а это, как-никак, десять гонок – Фелипе набрал всего 23 очка. Причем двадцать из них пришлось всего на два этапа – в Монако, где Масса впервые подал хоть какие-то признаки жизни, и в Сильверстоуне, где бразильцу удалось собрать в кулак все, что на тот момент осталось от него, как гонщика «Формулы-1», и добраться до финиша на четвертом месте.

Учитывая то, что контракт бразильца заканчивался в конце года, по паддоку активно поползли слухи о том, что своими результатами, а точнее их отсутствием, Масса окончательно доконал руководство Скудерии, и различные СМИ начали прочить на место Фелипе всех пилотов, которых только могли вспомнить. В данном отношении спасительным для Массы стал традиционный летний перерыв – помучившись еще две гонки, пилот отправился «перезаряжать батарейки», а в «Феррари» решили хоть как-то помочь своему второму пилоту, поколдовав над болидом.

Манипуляции инженеров «Феррари» с красной машиной определенно принесли свои плоды. В результате F2012 стал гораздо устойчивее в задней части, увеличилась прижимная сила, машину перестало бросать из стороны в сторону, и Масса, ощутив все эти перемены, заметно повеселел. Бразилец, без сомнения, является очень хорошим гонщиком, но никогда не умел ездить на машинах, которые «болтает» по трассе. Именно в этом и заключается его главное отличие от Фернандо Алонсо, или, например, Льюиса Хэмилтона.

Другим моментом, заслуживающим внимания, является работа с все теми же пресловутыми покрышками «Пирелли». Алонсо, как упоминал в своем подведении итогов сезона эксперт BBC Гэри Андерсон, сходу сумел приспособиться к работе с капризной резиной, адаптировав собственный стиль пилотирования к новым условиям. Что же касается Массы, то тут процесс адаптации несколько затянулся, и Фелипе перестал убивать резину за пару кругов, только когда это стала позволять техника.

В итоге сочетание данных действий принесло просто феноменальный прогресс. Шутка ли – пилот, в первых двенадцати этапах лишь пять раз набиравший очки, в восьми оставшихся умудрился ни разу не оказаться за пределами топ-10, дважды финишировал на подиуме, и в итоге именно благодаря его усилиями Скудерия получила солидный денежный куш, который полагается за второе место в Кубке конструкторов. В итоге, собственная реинкарнация принесла Массе и душевное спокойствие в виде нового контракта, а уже сидевшие на чемоданах Серхио Перес и Нико Хюлькенберг вынуждены были отправиться не в «Феррари», а в «Макларен» и «Заубер» соответственно.

Лучшая и худшая гонки

Особого упоминания стоят два Гран-при. Первый из них состоялся в Валенсии. Без сомнения, если бы не проблемы у конкурентов – у Феттеля и Грожана сломались генераторы переменного тока, – Алонсо вряд ли бы удалось стать триумфатором. Да и Масса в тот день, мягко скажем, не блистал. Но неожиданность и выстраданность этой победы, ее значимость для испанского гонщика и команды все объясняют.

Если же говорить о Гран-при, в котором сильно выступили оба гонщика, то здесь особого упоминания стоит заключительный Гран-при Бразилии. Алонсо нужно было чудо, и он сделал все, что только мог, в очередной раз выжав максимум из имеющейся техники. Что касается Массы, то этот Гран-при был для него, по вполне понятным причинам, совершенно особенным, и бразилец сделал все, что только мог, чтобы порадовать местную торсиду. В итоге «Интерлагос» стал единственным автодромом, где по ходу сезона на подиуме оказались оба пилота Скудерии.

Худшим же для Скудерии стоит признать этап в Китае. Очередная невыразительная квалификация, старт в конце первой десятки, и итоговое девятое место Фернандо Алонсо. Что касается Массы, то бразилец так и вовсе добрался до финиша на тринадцатой позиции. Без сомнения, оба пилота старались, но их усилий оказалось явно недостаточно.

Перспективы в сезоне-2013

Успех в чемпионате невозможен без хорошей машины, и прошедший чемпионат показал слабости и достоинства F2012. С одной стороны, болид итальянской команды во второй половине первенства продемонстрировал очень приличную скорость в гоночных условиях, однако в то же время остался «трудным ребенком» – инженеры и конструкторы Скудерии в решающей части сезона оказались не в состоянии как следует приладить к машине очередную порцию новинок – техника не реагировала на изменения должным образом.

Отчасти трудности «Феррари» можно связать с покрышками «Пирелли» и с неэффективностью аэродинамической трубы, но также нужно принять во внимание тот факт, что при создании модели F2012 инженеры из Маранелло пытались реализовать некоторые новые для себя идеи – процесс привыкания к особенностям техники тоже занял какое-то время.

Мы рискнем предположить, что революции в линейке болидов «Феррари» в 2013 году не произойдет – слишком много сил команда отдала на развитие F2012, слишком опасно резко менять вектор развития перед сезоном-2014 и слишком высокие надежды на команду возлагает Лука ди Монтеземоло (который, к слову, подчеркнул, что болид должен остаться надежным). Безусловно, конструкторы пересмотрят многие узлы машины и некоторые даже создадут с нуля – особенно носовую часть автомобиля, – но этим дело и должно будет ограничиться. 2013 год – не время для экспериментов, если только команда не планирует пустить сезон под откос ради каких-то перспектив в 2014-м.

Если машина с первых гонок окажется стабильной и хорошо управляемой, мы наверняка увидим Массу образца второй половины 2012 года – гонщика быстрого и напористого. И тогда будет интересно понаблюдать за возможным противостоянием пилотов «Феррари» – мы давно не видели Фернандо Алонсо под прессингом напарника. Есть мнение, что испанец под прессингом не столь хорош, как многие его себе представляют.

Как бы там ни было, за Алонсо горой стоит вся команда, и Массе придется очень сильно постараться, чтобы изменить расстановку сил в коллективе.

Итоги года в «Формуле-1». «Макларен»

Итоги года в «Формуле-1». «Заубер», «Мерседес», «Лотус»

Итоги года в «Формуле-1». «Торо Россо», «Уильямс», «Форс-Индия»

Итоги года в «Формуле-1». «ХРТ», «Маруся», «Катерхэм»