Дэну Риккардо – 36! Его наследие в «Ф-1» грандиозно – великий буст доходов

Двигатель революции Netflix.

1 июля день рождения празднует Дэн Риккардо – ему всего 36 лет, а он уже почти год на пенсии и не собирается возвращаться. Серьезно: по последним инсайдам, новичок «Ф-1» с 2026-го «Кадиллак» пробовал уговорить его присоединиться, но австралиец отказался. Сейчас он вполне счастлив: развивает бренд одежды Enchante, занимается виноделием, светит довольным лицом в рекламе уровня Beats by Dre и Walmart и почти не появляется на Гран-при.

А еще у него теперь своя марка картов и картинговый турнир в Австралии – и там Дэн проводит свободное время, когда скучает по гонкам.

«Я фотографировался с группами детей и вижу, какая у них дружба, и эта дружба у многих из них продлится всю жизнь. Мой лучший друг по сей день — это друг, с которым я гонялся на картах. Приятно вернуться к истокам, к самой чистой форме гонок.

Думаю, теперь, когда я немного отошел от всего этого и жизнь не такая хаотичная, приятно вспомнить, каково это было в начале карьеры. Все хорошо! Я просто наслаждаюсь жизнью в медленном темпе. Звучит странно, но это уход, по крайней мере, из того мира, в котором я жил. И это круто».

Загружаю...

Казалось бы, и статистика у него в Гран-при не самая великая – 8 побед и 32 подиума на 14 сезонов с одним третьим местом в общем зачете.

 

Однако Дэна будут помнить – он помог сделать «Ф-1» очень, очень успешной.

За последние пять лет доходы большинства крупнейших спортивных лиг растут взрывными темпами – на топливе от маркетинговых и спонсорских сделок, а также новых грандиозных контрактах на вещание с ТВ и стримингами. Причина – колоссальный рост интереса, посещаемости и аудитории буквально повсюду.

В спортивном маркетинге топливом успеха видят несколько кранов (вроде после «великого возвращения после локдаунов», трат ковидных субсидий и повышения уровня работы медиагрупп в битве за ковидное выживание), но одним из важнейших факторов выделяют и волну крутейших спортивных фильмов на стримингах вроде Netflix. «Последний танец», «Сандерленд» до гроба»...

Загружаю...

Но одним из первых прогремевших стал сериал из-за кулис «Формулы-1» Drive To Survive – первый сезон вышел в 2019-м как раз до пандемии, концентрировался на кампании 2018 года, и фактически главным героем в нем выступал Дэн Риккардо и драма в его «Ред Булл». И он оказался настолько успешным, что фактически стал корпоративным стандартом, а рост популярности всех гонщиков, команд, посещаемости Гран-при и всей «Ф-1» до сих пор часто списывают на «эффект Netflix» (хоть это и огромное упрощение и умолчание).

Однако трудно не согласиться: документалка действительно раскрыла мир середняков и аутсайдеров миру, приблизила их к зрителям, подсветила эмоциональную часть – и привлекла множество людей следить если не за гонками, то за персоналиями. «Как дела у Риккардо/Гасли/Норриса?» – теперь такая же равнозначная тема обсуждения селеб, как и «что там с разводом Деппа?» или «Откуда вообще взялась Джорджина?»

Более того, Drive To Survive задал новый корпоративный стандарт для всего спортивного мира. Сами видите, как ВСЕ бросились снимать подобные документалки!

А ведь ничего бы не случилось без «Ред Булл» – продюссер сериала Джеймс Гэй-Рис признался: первоначально картина планировалась только про эту команду. И даже круче: ничего не вышло бы без Дэна Риккардо!

Тот же Гэй-Рис признавался, как Риккардо первым из гонщиков откликнулся на предложение съемочной команды на встречу и обсуждение формата документалки (еще даже до старта самого процесса!), пригласил их к себе домой в Монако, выступал «проводником» по миру возможного для показа и вообще помог сформулировать шоу в нынешнем виде.

Загружаю...

«Без Дэнни не было бы шоу, – признавался и второй продюссер Пол Мартин в феврале 2023-го в интервью Australian Financial Review. – Он был первым, кто реально взял идею в оборот. Понял, в чем оно должно заключаться, что потребуется… Если бы не Дэнни и Кристиан Хорнер, не уверен, что мы бы дожили до конца первого года».

Именно по тем разговорам с Дэном съемочная команда и поняла, как должен выглядеть сериал – а затем №3 стал его главной звездой и лицом благодаря непосредственности, шуткам и личной драме попыток успеха в «Ред Булл», скандальных трансферов в «Рено» и «Макларен», фэйлов и побед.

И теперь именно Риккардо – самый узнаваемый и любимый пилот среди зрителей с огромным отрывом, его признавали «центральной звездой». Во многом именно вклад Риккардо помог принести Drive To Survive и «Формулу-1» в поп-культуру и шоу-бизнес. Именно его образ привлек широкую массу обычных зрителей. И, выходит, именно он – вдохновитель «эффекта Netflix» не только на автоспорт, но на расширение публики и доходов кучи лиг и команд.

Когда его уволили из «Макларена» в 2022-м без определенной перспективы возвращения, продюссеры уже не знали, кем будут менять «центральную звезду» в последующих сезонах. Предполагался Пьер Гасли, но в итоге все закончилось просто голливудской историей камбека: контракт пилота шоукара с «Ред Булл» (по слухам, старая семья платила Дэну аж по 30-35 тысяч долларов только за появление в их комбинезоне на их ивенте!), затем халявные тренировки на одном из лучших симов «Ф-1», шинные тесты в доминирующем болиде и… Триумфальное возвращение в Гран-при – хоть и в аутсайдера «РБ» на место уволенного Ника де Вриса.

Загружаю...

Затем сценарист жизни Дэна словно решил попретендовать на «Эмми»: №3 сломал руку в аварии во время практики Гран-при Нидерландов, вновь остался без кокпита – и со стороны смотрел, как всех впечатляет могучий юниор «Ред Булл» Лиам Лоусон. Пошли разговоры в стиле «такого классного новичка надо и оставлять», но благодаря накопленному медийному весу Риккардо все-таки дали еще один шанс – и он выстрелил вновь на Гран-при Мексики с четвертым местом в квалификации и седьмым в гонке – сразу после серьезнейшего перелома.

Тогда пошли уже другие разговоры: будто №3 и правда все-таки еще способен быть прежним топ-пилотом и всерьез претендовать на место в «Ред Булл». И после погонь за очками в Бразилии и Абу-Даби – темп австралийца казался стабильным, а команда хвалила его за грандиозный вклад в подбор настроек и техническое развитие болида. Амбиции на место напарника Ферстаппена казались оправданными – особенно с учетом вечных страданий и истекающего контракта Серхио Переса.

В новом сезоне от Дэна ждали вообще прорыва: ведь он уже сразу участвовал в разработке болида с технологиями от машины «Ред Булл» (на презентации и обкатке даже маниакально искали сходства!), базу развития техники переносят в Милтон-Кейнс ближе к основной фабрике и возьмут больше деталей у основной команды, новые спонсоры переосмыслили айдентику и выдвинули Риккардо на роль лица и фронтмена – в максимально комфортное положение явного №1.

Загружаю...

Однако… Прорыва не случилось. Более того, Дэн НАСТОЛЬКО не впечатлил, что слухи о выставленном ему ультиматуме насчет потенциальной высадки начали вбрасывать в прессу и развеивать уже после третьего домашнего этапа сезона в Австралии.

Риккардо протянул до 18-го – но Гран-при Сингапура покидал так, словно он его последний. Официального заявления о разрыве и смене на Лоусона не было, но инсайды и публикации начали выходить каждые 2-3 дня – да и в целом все выглядело так, словно каждый в паддоке знает правду, просто из-за контрактов и эмбарго на разглашение не может ничего сказать

Риккардо выиграл только 8 Гран-при и ни разу не подошел даже близко к реальной битве за титул, но все-таки попал в число пилотов, реально поменявших «Ф-1» (и отчасти мир спортивного бизнеса). Просто его наследие пока не осмысленно в принципе и еще только предстоит до конца осознать.

Но одного факта достаточно: одним из первых отреагировал именно Netflix – двухминутной нарезкой тех самых моментов, которые и прославили Дэна на широкую аудиторию.

Загружаю...

«Навсегда наш МЕДОЕД»

«Ред Булл» выжал из нынешнего Риккардо все до последнего мгновения

Казалось бы, если второй пилот Юки Цунода – не котирующийся как «следующий непременночемпион», а просто сильный талант – стабильно укатывал Дэна и на одном круге, и на длинной дистанции, и по контролю шин, то почему обычно строгая программа «Ред Булл» столько держала 35-летнего ветерана? Особенно когда он сам вновь и вновь постепенно признавал превосходство напарника словами «я видел, что он делает в тех поворотах, и я так не могу».

Дело в стратегическом перепозициониовании команды.

«РБ» переживает уже, наверное, третий ребрендинг и/или смену идентичности с новыми спонсорами Visa и Cash App за время принадлежности концерну «Ред Булл» с заявлениями о превращении в «команду-сестру» с целями вместо «просто фарма для тренировки юниоров» – но, кажется, сейчас впервые все действительно всерьез. И потому команде активно требуется «больше, чем гонщик» – лицо, лидер и ментор.

Загружаю...

И «РБ» сполна капитализировал Дэна! Люксовый бренд одежды Hugo Boss пришел явно не под зумера Юки – а после включения №3 в мир большой моды на Met Gala. То же самое и с брендом роскошных часов Tudor – «как Rolex и от Rolex, но специально для спорта, экстрима и вообще смелых». Потому вклад Риккардо – именно в помощи по закладке фундамента новой организации и через имидж (смотрите, теперь за нас может гонять и топ-пилот с фанатской базой у топ-команд!), и через дополнительную маркетинговую ценность.

Также делами Риккардо управляет агенство CAA Sports, и оно же ответственно за привлечение в команду Visa и Cash App в роли титульных спонсоров – по инсайду американского бродкастера «Ф-1» ESPN, каждая компания платит по $35 млн за брендинг. Причем именно присутствие Дэна в ростере пилотов увеличивает каждый из контрактов на 10 млн в год, а при его смене выплаты тоже уменьшатся. Правда, у компаний нет права блокировать его уход – но и повышать Риккардо в «Ред Булл» у головной организации тоже не было мотивации в любом случае. Как и увольнять в самом начале сезона – скорее всего, контракты составлены с привязкой к конкретным медиаактивностям, охватам и количеству Гран-при (просто на случай потенциальных травм, например), и сильно снизить их сумму после преодоления части бенчмарков уже нельзя – остается только подключать переговорное айкидо. По инсайдам из паддока, именно этим и занялись менеджеры Риккардо вместе с союзными спонсорами – вступили в прения с «Ред Булл» в попытках найти юридические рычаги для «еще хотя бы Гран-при».

Загружаю...

Косвенное подтверждение плана по медийной активации – решение о смене еще за две недели до Сингапура и удержание Риккардо именно под совместную джинсовую коллабу с Hugo c особенной ливреей.

 

И особенной формой для пилотов:

Как часть презентации совместной осенне-зимней коллекции – в контракте точно был прописан Риккардо как одно из рекламных лиц:

Еще одно косвенное подтверждение – заявление Марко о продолжении сотрудничества: Риккардо пока думает. Похоже, он ушел без сохранения вообще каких-либо маркетинговых обязательств (либо выполнив их до конца) – и, похоже, участие в спонсорских продвижениях действительно было частью торгов или рычагом по удержанию в «Ф-1» «еще хотя бы на недельку», пока все стороны не получили возможность выйти из сделки без крупных убытков.

Но вряд ли разрыв с Риккардо все-таки испортит долгосрочные отношения команды и ее партнеров – например, Visa изначально целилась в активное и многолетнее сотрудничество. По заявлению босса «РБ» Петера Байера, планы уже сверстаны на сезоны вперед:

«Visa – невероятный партнер, невероятная возможность. Один из лидирующих брендов в спортивном маркетинге, весь мир их знает.

Их президент и СЕО приехал на гонку в Монако и сказал мне: «Петер, все, что мы делаем, делаем на долгосрочную перспективу и по-крупному. Мы участвуем в ЧМ по футболу, спонсируем Олимпийские Игры, мы в НФЛ, а теперь у нас проект Visa в «Формуле-1». Они хотят это размещение, и хотят и дальше приводить партнеров вроде Cash App или турецкого банка Is Bankasi. Так что моя реакция была: «Блин, мне придется больше ходить в зал, чтобы раздобыть больше места на футболке»!

И ни слова о роли Риккардо – хотя вообще по ходу сезона «РБ» подтверждал: Дэн для них больше, чем просто пилот.

Больше, чем просто пилот для «РБ» – ментор. Но скорость из него не выжали

Загружаю...

Прощальная речь шефа гоночной ветки «РБ» Лорана Мекьеса на самом деле честно и емко резюмировала, в чем именно заключался вклад №3. Забудьте на секунду о гонках и представьте, о ком такое могли бы сказать?

«Все в «РБ» благодарны Даниэлю за упорную работу. Он принес в команду огромный опыт и талант, а также фантастическое отношение к делу, которое помогло всем развиться и укрепить командный дух. Даниэль был настоящим джентльменом и на трассе, и за ее пределами, и никогда не прекращал улыбаться. Его будет не хватать, он всегда будет занимать особое место в семье «Ред Булл».

Вполне можно представить прощание с ценным и классным тимлидом или менеджером высшего звена!

И, на самом деле, «РБ» весь год представлял Риккардо как «больше, чем просто пилота» – исполнительный директор Петер Байер часто повторял о переносе опыта, прогрессе команды как коллективе ради ее перестройки и выведения на уровень повыше, до околотопов и оценок повесомее.

«Нам нужен хотя бы один опытный гонщик – это сильно влияет на прогресс. У нас это Дэн. Я продолжаю утверждать: он гораздо больше, чем просто пилот. Он тот, кто многолетним опытом помогает как в настройке машины, так и в общении со средствами массовой информации, в сотрудничестве со спонсорами. Он знает все детали этого дела.

Для такой молодой команды вроде нас гонщик типа Дэна – бесценный актив. Это касается настройки машины, аэродинамического баланса, технического баланса. Он говорит, почему бы нам не попробовать это или другое. Это маленькая, но очень важная разница».

Загружаю...

Риккардо помогал «РБ» везде – не только в привлечении спонсоров: делился опытом в подходе к настройкам и доработкой машины, общей рабочей этике, поддержании настроения в паддоке и даже менторинге напарника.

«Нужно признать: Юки не совсем готов, – комментировал Байер вклад Риккардо в начале сезона. – Он многому учится у Даниэля, если речь о технической обратной связи, развитии, коммуникации. Кроме того, он учится у Даниэля по части контроля над эмоциями, структурирования и планирования уик-энда.

Мы все еще в процессе обработки неограненного алмаза – Юки – с помощью Даниэля, так сказать. Безусловно, он оправдал свое место в команде».

Риккардо тоже выделял новую менторскую роль:

«Я давно в «Ф-1», пилотировал множество болидов, многое повидал, у меня есть знания. Пожалуй, я это недооценивал.

Команда испытывала некоторые проблемы в тот момент, и я видел, что мой опыт помогает. То, как люди реагировали на мои слова, какие вопросы задавали… Мне начал по-настоящему нравиться этот аспект работы.

С возрастом понимаешь, что обладаешь способностью менять настроение в боксах, отклик коллектива. В командах трудятся сотни людей, но ты являешься одним из двух, за которыми следит мир, оценивая общие выступления. Ты не просто управляешь машиной, ты можешь менять атмосферу, и, безусловно, я стал лучше это понимать».

И вклад действительно оказался быстрым и положительным: «РБ» влетела в начало сезона лучшей командой середины пелотона, билась за очки в каждой гонке и даже пугала скоростью прогресса. Только к маю – после волны обновлений у соперников и провала второй стадии улучшений у команды Риккардо – организация столкнулась со стагнацией и падением результатов. С тех пор «РБ» никуда больше не двигается – кажется, из знаний №3 быстро выжали все полезное, а их – особенно в техническом плане – оказалось не настолько много, чтобы двигать команду и на долгом сроке. В общем-то постоянные провалы с болидами «Макларена» и «Рено» и трудному привыканию к их сложным характеристикам уже давно на это намекали: чем запутаннее и навороченнее правила «Ф-1» и поведение машины – тем больше Дэн страдал и терялся.

Загружаю...

Потому емче всего о пользе его вклада отозвался напарник – Юки Цунода многому научился у ветерана и действительно взял две-три новые ступени, но немного другие:

«Я не копирую его настройки, они на меня не влияют, потому что у нас очень разные стили пилотажа. Это просто не работает для моего стиля. Я учусь у него другому: как справляться с какими-то ситуациями, напряженными моментами, всяким психологическим вещам».

Так что «РБ» взяла Риккардо в надежде вернуть его былую обгонную остроту и яркость и ради эффекта «опытного успешного пилота» для прогресса середняка. Второй план даже сработал – и команда с системой вытряхнули из Дэна все, что он только мог дать. Но затем скорости уже не прибавлялось, а для дальнейшего прогресса она все-таки нужна – ведь трудно превратиться в маркетингового монстра с оценкой в 2 млрд на цикле лифтов из подвала в середину пелотона. Держать №3 дальше оказалось бессмысленным – настало время расти дальше.

Загружаю...

Бум «Ф-1» неоспорим – и Риккардо тоже за это ответственен. Но и выигрывал больше всех

Да, боссы «РБ» вместе с акционерами всерьез планируют сделать из некогда маленькой второй юниорской команды ценнейший и дорогущий актив – «Формула-1» настолько изменилась! Потолок расходов, рост призовых благодаря буму интереса, посещаемости Гран-при, маркетинговых контрактов и прибыли, привлечение огромного количества спонсоров и партнеров из потребительского сектора – в том числе благодаря соцсетям и эффекту Netflix (который как раз и питает рост аудитории соцсетей) – все благоволит к активному развитию именно сейчас, пока есть шанс и еще не было множества исторических долгосрочных обязательств.

«Ф-1» прошла через грандиозную трансформацию, – описывал ситуацию в начале сезона Петер Байер. – Теперь команды представляют капитальную ценность, чего раньше никогда не было. Их продавали за доллар, за 150 млн, но теперь если посчитать прошлогоднюю оценку приведенных «Альпин» инвесторов, они фактически согласились: «Ну, мы думаем, вся команда стоит 900 млн или миллиард».

И это реальная стоимость. Думаю, если проходить через рыночные процедуры, наша команда сейчас стоила бы сильно выше миллиарда. Но что имеет значение даже больше – скорость роста. Рынок в США еще растет. Присоединилась Visa, в новом году выйдет голливудский фильм, а как насчет новых правил? Для команд траектория очень четкая… Сегодня – миллиард, а через два года будет два. Так зачем продавать такое?

Загружаю...

Сейчас я чувствую направление, и крайне доволен результатом. Вот вам инсайд, куда все двигается: в Мельбурне мы распродали вообще весь мерч. Типа вообще полностью, до последней футболки. Так что да, даже наш мерч разлетается – ну, определенно был некоторый эффект Риккардо. Но то же самое случилось и в Японии. Люди связывались со мной, заговаривали со мной в метро, в Японии! И я такой: «Вау, что-то происходит!»

И это правда: просто посмотрите на данные отчета за 2023-й:

Фантастический рост даже год к году, а уж по сравнению с 2018-м – вообще почти двукратый.

Просто Дэн – действительно один из самых популярных пилотов и в соцсетях, и в общем на решетке. У него 9,5 млн подписчиков только в запретограмме, на каждую новость о нем прилетает множество реакций – это активация мечты для любого спонсора. Потому №3 выступал лучшим кандидатом для трансформации команды из аутсайдера как минимум в середняка даже без скорости – его социального и технического капитала хватало для первого толчка.

«Риккардо – в чистом виде продукт современного имиджа и соцсетей, – открыто высказывался главный прадоруб «Ф-1» Жак Вильнев. – Его столь длинная карьера не могла бы держаться только на результатах. Этого бы просто не случилось. Потому что ничего не сходится.

Это просто удивительно. Риккардо стоит поблагодарить Netflix и все это. Свою улыбку, свое поведение перед камерами в паддоке. В конечном счете, он не выглядит действительно здорово даже на фоне Юки Цуноды. Но он приносит пользу «Формуле-1», работает на ее имидж.

Есть много гонщиков, которые как минимум не уступают Риккардо в скорости, но у них нет такого имиджа. Так что да, порой команде выбирают пилотов на основе имиджа (а не скорости)».

Загружаю...

Отчасти так и есть: «Мерседес» выстроил вокруг Хэмилтона целую прибыльную бизнес-модель по продаже вип-билетов в зону гостеприимства на возможности позависать с его друзьями-звездами (которые приезжают на гонки ради Льюиса). И теперь такой подход – корпоративный стандарт и главный источник доходов всей «Ф-1»

«Ред Булл» переживал похожий эффект с латиноамериканской аудиторией и Серхио Пересом.

Что-то подобное прлучил «Уильямс» от «эффекта Колапинто»: Франко в моменте стал самым обсуждаемым пилот в соцсетях на испанском, а любой пост о нем даже в соцсетях других команд собирал больше лайков, чем посты о собственных гонщиков. Настолько аргентинцы и воодушевлены многолетним прогрессом соотечественника из нищих юниоров в гонщики топовой серии!

Такой же эффект переживал и «Астон Мартин» с Алонсо в прошлом году – ожидания 33-й победы Фернандо вызвали целую истерию в Испании и позволили спонсору №14 Finetwork запустить мемную рекламу с тарифом за 33 евро.

«Ф-1» действительно изменилась, и в ней теперь все больше играет роль не одна только скорость пилота –то есть парень и сейчас может пробиться только благодаря ей, но оставаться и возвращаться можно и без нее. Раньше подобное удавалось только рента-драйверам оплачивающим место по семейным или личным связям, но сейчас уже сам пилот должен создавать себе ту ценность, за которую его будут котировать партнеры команды. Мест в «Ф-1» всего 20, а быстрых, опытных и технически прокачанных пилотов в мире очень много.

Загружаю...

Риккадо же по сути помог созданию новой порядка через личное участие в шоу на Netflix, но сам и сразу же стал его первым и главным бенефициаром. Более того, осознание невозможности нового шага к мечте – месту в «Ред Булл» – оказалось очевидным еще к лету, когда Переса продлили еще на два года, а порция ультиматумов прилетела самому Дэну. И тогда №3 просто смирился и постоянно высказывал медиа готовность продолжать и в «РБ» – главное, в семье «Ред Булл». Это звучало просто: «пока сами не выгоните». Ведь без шанса на повышение у австралийца быстро отказывала последняя внутренняя мотивация, а с потерей возможности повышения перестал работать и внешний «сказочный» нарратив – собиравший кассу на Netflix.

Но зато теперь Дэн при желании может сменить деятельность и посвятить все время новой карьере – ведь бывших боссов «Хааса» Гюнтера Штайнера и «Уильямса» Клэр Уильямс до сих пор зовут сниматься Drive To Survive и разъяснять какие-то эпизоды по их опыту. Ведь с №3 уже сейчас занимается продюссированием художественного комедийного сериала про «Ф-1» для диснеевского стриминга Hulu – окончательно нашел себя?

Что там еще у Риккардо и «Ред Булл»?

Фото: Gettyimages/Mark Thompson, Rudy Carezzevoli, Dean Mouhtaropoulos, Chris Graythen, Peter Fox, Clive Mason; East News/Matt Sayles/Invision/AP, ANTONIN VINCENT / DPPI Media / DPPI via AFP; hugoboss.com; IMAGO/nordphoto GmbH / Bratic, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press

Популярные комментарии
Booligan
Великий и могучий буст
Ответ на комментарий Pavel Valgin
Статьи автора не обходятся без слов буст, великий, могучий. Красивые слова в его исполнении стали паразитами
ubber
Будем откровенны: главное наследие Риккардо - проигрыш сезона Квяту и вынос того же Квята задницей при попытке вернуться на трассу.
sheva1976
очень много повторов, текст огромный, когда всю статью и смысл можно пеиедать в 5-6 абзацев
Ответ на комментарий Pavel Valgin
Статьи автора не обходятся без слов буст, великий, могучий. Красивые слова в его исполнении стали паразитами
Еще 15 комментариев
18 комментариев Написать комментарий