6 мин.

Мадрид и Франко: Над пропастью во лжи

Попытка разобраться в непростой и противоречивой ситуации.

В мире существует немало исторических несправедливостей и заблуждений. К примеру, многие считают, что Америку открыл «португалец» Колумб, а майонез придумали во Франции. В какой-то степени это верно, но с целой кучей оговорок и уточнений. В футбольной среде болельщикам так же свойственно ошибочно приписывать те или иные заслуги разным людям или клубам, но с еще большей категоричностью, хотя большинство вопросов имеют различные нюансы.

Одной из самых горячих тем среди любителей испанского (и не только) футбола является употребление фамилии Франко применительно к мадридскому «Реалу». Любой мало-мальски увлекающийся этой игрой человек слышал старинную байку, передаваемую из уст в уста поколениями недоброжелателей «бланкос», среди которых, естественно, особенно отличились болельщики «Барсы». Частично некоторые обвинения можно назвать справедливыми, но большинство из них выглядит просто смешно на фоне бесспорных исторических фактов.

Будущий диктатор никогда не был мадридистом, родился он вообще довольно далеко от испанской столицы, - в небольшом галисийском городке Эль-Ферроль. Его мифическая любовь к родине «сливочных» выглядит особенно странно, если учесть, что Мадрид стал последним городом Испании, сдавшимся войскам генерала во времена Гражданской войны. Кстати, забавным является еще и то, что Франко, всегда считавшийся фашистом, и, как следствие, гонителем евреев, сам имел иудейские корни. Его фамилия для иберо-романских народов имеет такой же смысл, как Рабинович для Восточно-Европейских. Но мы отвлеклись.

Безусловно, во время Гражданской войны соратниками диктатора совершались различные преступления против своих врагов, коими среди прочих считались баски и каталонцы. Болельщики «Барсы», конечно же, имеют право быть обиженными на режим Франко, ибо их клуб ощутимо пострадал в то время, но чьи-то футбольные пристрастия тут абсолютно ни при чем. Широко известна история про то, как диктатор лично подписал смертный приговор тогдашнему президенту «блауграны» Хосепу Суньолю, но это не совсем верно. Суньоль был активным республиканцем, но кто из здравомыслящих людей тогда им не был? Немало таковых нашлось и в самом Мадриде, и именно туда ехал президент «Барселоны», чтобы обсудить важные вопросы по организации дальнейших действий сопротивления, когда его машина была остановлена военными. Суньоля сразу же опознали и расстреляли прямо там же, где-то в окрестностях Мадрида, без суда и следствия, то есть по законам военного времени. Печально, но факт. По окончании войны отношение к «Барселоне» со стороны правительства не изменилось, к смертной казни был приговорен вице-президент Николас Касаус, а его соратники находились под следствием. Только когда президентом «сине-гранатовых» стал законопослушный приверженец Франко Энрике Пинейро, гонения постепенно прекратились. Но ненависть к «сливочным» только разгоралась. Хотя в чем тут был виноват футбольный клуб не очень понятно. Возможно, в том, что диктатор был центристом по призванию и именно по этому осел в Мадриде? К слову, в столице Испании были и другие команды.

Итоги Гражданской войны оказались печальны и для футбола тоже. Мадрид был почти полностью опустошен, даже футбольное поле оказалось разрушено. У клуба не оказалось ничего: ни игроков, ни денег, были украдены трофеи, добытые «бланкос» в начале века. Материальной помощи от государства, вопреки сложившемуся стереотипу, «Реал» не получил.

Еще во время войны, 17 октября 1937 года на территории, контролируемой сторонниками Франко, была создана Национальная федерация футбола, месяц спустя признанная ФИФА. А сразу же после окончания боевых действий, с 14 мая по 25 июня, проводится первый официальный турнир на Кубок Генералиссимуса. «Реал» и «Барса», обескровленные войной, участия в турнире не принимали. Странным образом в финал вышла команда «Расинг» из родного города Франко Эль-Ферроль. То ли уровень турнира был очень низким, то ли у земляков диктатора зашкаливал энтузиазм. Однако, в финале «Севилья» не оставила дерзким выскочкам никаких шансов, разгромив их на стадионе «Монтжуик» в Барселоне со счетом 6:2. Через год в финале Кубка Генералиссимуса барселонский «Эспаньол» в дополнительное время победил мадридский «Реал» со счетом 3:2.

Со своим фаворитом в чемпионате Испании Франко определился довольно быстро. Им стал мадридский «Атлетико», в те времена переименованный в «Атлетико Авиасьон». Кто-то из близких родственников диктатора был военным летчиком и министром в той же сфере, а по совместительству болельщиком «матрасов». Силовые структуры страны взяли шефство над клубом, к ним примкнул и милитарист Франко. Денежные средства потекли в казну «Атлетико».

В промежутке между двумя кубковыми турнирами был проведен первый послевоенный чемпионат страны, по итогам которого 12 его участников расположились в следующем порядке в турнирной таблице: «Атлетико Авиасьон» (Мадрид), «Севилья», «Атлетик» (Бильбао), «Реал Мадрид», «Эспаньол», «Эркулес» (Аликанте), «Сарагоса», «Валенсия», «Барселона», «Сельта» (Виго), «Бетис» (Севилья) и «Расинг Сантандер». На протяжении всего турнира на титул чемпиона страны больше всех претендовал «Эспаньол», лидировавший большую часть первенства. Но 10 марта 1940 года, незадолго до конца турнира, команда попала в автомобильную аварию, многие игроки были госпитализированы и «попугаи» тут же потеряли лидерство, в итоге финишировав лишь пятыми. «Севилья» была лидером перед последним туром, на одно очко опережая «Атлетико Авиасьон». Любимчики Франко победили в последнем матче «Валенсию» и ожидали исход матча в Аликанте. За несколько минут до конца игры «Севилья» выигрывала у «Эркулеса» со счетом 3:2, но не смогла удержать преимущество.

Таким образом, «Атлетико Авиасьон» выиграл свой первый чемпионский титул сразу же после окончания войны. Главной звездой в команде «миллионеров» был вратарь Рикардо Самора по прозвищу «Божественный», а «миллионерами» игроков «Атлетико Авиасьон» назвали после слияния мадридской команды «Атлетико» с клубом «Национальная Авиация». Получившаяся «сборная», как уже было сказано выше, стала получать огромные инвестиций от военных ведомств. После смерти Франко «матрасы» выиграли лишь одну Ла-Лигу, остальные титулы были завоеваны ими во время режима.

Несогласие с политикой диктатора выражали и некоторые мадридисты. Среди них был легендарный Сантьяго Бернабеу. Во время баскетбольного матча между мадридским «Реалом» и «Маккаби» из Тель-Авива, Дон Сантьяго снял свой золотой значок «Реала» и подарил его израильскому генералу Дайяну. Этот поступок спровоцировал гнев и негодование правительства, так как режим Франко не признавал государство Израиль, многие франкисты поклялись в вечной ненависти Бернабеу и «бланкос».

Если же посмотреть на статистику выступлений испанских клубов, то можно заметить, что во время усиленных репрессий «Барселона» занимала одни из лидирующих позиций, а «матрасы» и вовсе стали успешным клубом именно в тот период. Мадрид же становился великим во времена «оттепели» и следующие после смерти Франко годы. Пять Кубков Чемпионов были завоеваны тоже не в самый могущественный период правления диктатора. И неужели кто-то думает, что Ди Стефано, Копа, Пушкаш, Хенто не были способны выиграть эти титулы? Да просто они были на тот момент лучшими. И пригласил их в клуб ненавистный для франкистов Сантьяго Бернабеу. К слову, на самом деле после успехов Мадрида в Европе, особенно после полуфиналов КЕЧ с «матрасами» в 1959 году, Франко не скрывал, что его симпатии теперь больше на стороне «сливочных». Он был просто глориком, господа.

Да, были кубковые скандалы с нереальными разгромами 11:1 и разговорами в раздевалках. Но виноват ли в этом «Реал» и его игроки? Может быть, Баринага? Или тот же Бернабеу, постоянно конфликтующий с властями? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что клубы так же были лишь игрушками в грязных политических играх тех непростых времен. Футбол и политика несовместимы, но с ними постоянно пытаются это делать всякие нехорошие и неумные люди. Но вы же не хотите примкнуть к их рядам? Смотрите футбол, играйте в футбол, любите свой клуб и уважайте соперников.