15 мин.

Битва Львов

Моя долгая дорога на Евро началась с самолета из Барселоны в польский Катовице. Испанцев на рейсе не было, кажется, вообще. Поляков – не более трети салона. А подавляющее большинство пассажиров составили фанаты сборной Португалии, выделявшиеся повязанными на рюкзаках красно-зеленым шарфам и – несколько реже – футболками национальной сборной. Аэропорт Катовице показался удручающе пустым, но объяснение тому было очевидно – только что начался матч Польша – Греция. Радиотрансляция сходившего с ума от эмоций польского комментатора стала фоном в поездке на маршрутке до Кракова. На фасадах проносившихся домов частенько виднелись польские флаги с футбольными мячом, а маленькие красно-белые флажки украшали многие машины.

В Кракове – самом красивом городе Польши, почему-то обделенном матчами Евро-2012 – болельщики следили за игрой в обнесенной гигантским тентом фан-зоне на привокзальной площади.

После финального свистка сотни фанатов с раскрашенными в красно-белые цвета лицами хлынули на улицы, причем большого расстройства из-за ничьей у польских болельщиков не наблюдалось. Они были на удивление бодры – в отличие от… гулявших у вокзала португальцев и немцев. У них была одна беда – отсутствие мест в поезде до Львова. Кассирши на хорошем английском объясняли, что «поезд распродан», а организованный специально в честь матча Германия – Португалия еще один состав отправится из Львова только в 6 утра и приедет во Львов лишь примерно за четыре часа до стартового свистка в главном сегодняшнем матче.

Меня это кардинально не устраивало – и я отправился искать счастья на автовокзал Кракова, где в кассах заявляли, что у них билетов нет, но «может быть, вы сможете договориться с водителем». В ожидании автобуса до Львова у стоянки толпились несколько украинцев, на русском обсуждавшие перипетии первого игрового дня.

– Россия 2:0 ведет уже!

– А кто забил?

– У кого было, тот и забил!

Автобусов до Львова было два – в один сажали пассажиров с паспортами ЕС (чтобы быстрее преодолеть пограничный контроль), в другой – всех подряд. «Если свободное место останется, то возьмем вас», – заверил меня один из водителей, оказавшийся украинцем и ловко миксовавший украинский, английский, польский и немецкий языки, чтобы распределить пассажиров по автобусам. Но этого было мало – среди пассажиров оказались и португальцы, не говорящие ни по-английски, ни по-украински (почему-то). В результате мне пришлось стать официальным переводчиком между португальскими фанатами и львовскими водителями. В этом плане особенно любопытно, что я не знаю ни португальский язык, ни украинский. Но португальцы понимали по-испански, а украинцы – по-русски.

– Passport, show me your passport, – сказал водитель привычную фразу двум подошедшим пассажирам. Ребята достали мексиканские паспорта, и водитель отправил их в автобус у украинским пассажирам. «Эй, почему мы должны ехать в украинском автобусе? Мы хотим ехать в европейском», – заявил мексиканец. Львовский водитель покачал головой и указал им на автобус для пассажиров с паспортами не стран ЕС. Мексиканцы уныло поплелись сдавать багаж, на ходу приговаривая: «Он даже не посмотрел в паспорт, этот сукин сын! Вот козел! Он просто увидел, что у нас мексиканские паспорта, и отправил нас в автобус второго класса. Везде обижают мексиканцев, во всем мире обижают мексиканцев»…

Странно, что они не жаловались, что сборную Мексики не допустили к участию в чемпионате Европы.

За минуту до отправления водитель прошелся по салону и заявил мне: «Сидай, хлопец. Есть одно свободное место». Мне воздалось за работу переводчиком! И я имел удовольствие три часа сидеть в автобусе на границе, пока польские пограничники вне очереди пропускали все машины с гражданами ЕС – там были в основном машины с вывешенными из окон немецкими флагами. И автобусы, набитые португальцами.

В шесть утра мы наконец приехали во Львов – родину… польского футбола. Именно здесь в 1894 году состоялся первый матч между сборными Львова и Кракова, от которого пошло летоисчисление польского футбола. Именно во Львове в 1911 году была основана польская федерация футбола, здесь же в 1903 году был создан первый польский футбольный клуб. Львов тогда был третьим по величине городом Польши, и стал родиной не только польского футбола, но и польского хоккея, баскетбола и даже регби.

Автобус от автовокзала до железнодорожного вокзала Львова стоит всего лишь 2 гривны (8 рублей) и идет аж более получаса. Сдаю на вокзале чемодан в камеру хранения и отправляюсь к стойке информации с эмблемой Евро-2012 за главным вопросом: как дойти до «Крыивки». Пять юных девушек-волонтерок начинают отвечать на вопрос одновременно. И все при этом говорят разное.

– Не забудьте там сказать пароль – «Героям слава», – говорит одна.

– Нет, надо сказать «Слава Украине». А ответ – «Героям слава», – исправляет другая.

– Вам лучше поехать на трамвае, – переходит к сути вопроса третья.

– Лучше всего дойти пешком, так вы сможете увидеть много красивых зданий!

– Но лучше на трамвае, а уже от площади Рынок гулять!

– Нет, прогулку следует начать здесь!

– Все-таки я бы вам посоветовала ехать на трамвае.

– А я – пешком!

Пока они спорили, начался ливень, и пришлось ехать на такси. Водитель, коренной львовянин, охотно берет на себя роль экскурсовода и сам предлагает поехать по самым красивым улицам – прежде, чем я догадался его об этом попросить.

– Смотрите на двери, во Львове восхитительные двери на старых домах, – рассказывает водитель, протирая стекло тряпкой, чтобы мне было лучше видно. – А какие решетки на балконах. Вот это здание справа – от польского периода. А вот следующее – от австро-венгерского.

– А от советского периода хоть что-нибудь интересное осталось?

– Нет, тогда строили только какие-то ужасающие коробки. Вот как раз одна из них – ну как можно такой ужас в центре города поставить? Ну, зато хоть при СССР не так много разрушили, и на том спасибо. Разве что храмы посносили.

Въезд в центр города перекрыт из-за построенной там фан-зоны, поэтому таксист высаживает меня максимально близко к площади Рынок – около «музея мазохизма», как он называл концептуальное «Мазох-кафе», построенное рестораторами из холдинга «Фест» в память о родоначальнике мазохизма, львовянине Леопольде Захер-Мазохе. В этом кафе клиентов могут отхлестать, например, – по их желанию.

Меня интересовало несколько иное времяпрепровождение – ролевые игры в москалей и хохлов, которым посвящено другое концептуальное заведение холдинга «Фест». У бара «Крыивка», стилизованного под землянку бандеровцев, нет вывески – его надо найти и постучать в деревянную дверь. «Слава Украине!», – выкрикнул открывший дверь дедуля в форме бандеровца с автоматом наперевес. «Героям слава!», – ответ на пароль. Дедушка налил 50 грамм какой-то настойки для проверки. Друг из Киева предупреждал меня, что отказываться нельзя. «Если не выпьешь, сразу поймут, что ты москаль, потому что какой же хохол откажется от 50 грамм на шару».

После настойки ранним утром терять было уже нечего – а потому, пройдя вглубь заведения и отвечая «Героям слава» на приветственные возгласы «Слава Украине» от всего персонала заведения, я потребовал коктейля «Кровь москаля». Но оказалось, что разведка меня подвела, и коктейля «Кровь москаля» в меню нет, а есть только «Москальскi тельбухи».

 – А тельбухи – это что?

 – Это кишки. Будете?

 – Нет, мне пожалуй борщичка лучше.Судя по описанию, в борще было больше шансов обнаружить москалью кровь.

А выпить я взял грузинского вина. Чтобы если уж предавать Родину – то по полной! Три четверти посетителей «Крыивки», как и я, говорили только по-русски (хотя в ответ на мое «спасибо» официант и сказал, что так говорят только москали, а лучше произносить «дякую»), и все эти три четверти посетителей типа делали вид, что они не москали. А официанты изображали, будто они думают, что клиенты – не москали. Говорят, по вечерам тут даже ищут по залу москалей с автоматом. Но вроде еще ни одного не нашли.

Между тем ребята за соседним столиком (один из них был в совершенно неприметной красной футболке сборной России) обнаружили, что у них счет на 400 гривен, а если он будет превышать 500 гривен, то они получат право пострелять из винтовки в Сталина. Ребята решили взять еще по пиву.

На первой странице меню заведения опубликован указ 1991 года о запрете коммунистической партии Украины.

Между тем дождик кончился, и по главной площади города Рынок разгуливали португальские фанаты, бодро распевая «Кри-Кри-Криштиааааану».

Немцы тем временем группировались около фонтана с Нептуном, облаченным в футболку сборной Украины.

Немецкие фанаты как бы намекают, в каких гостиничных номерах поселились:

В украинскую форму облечены и другие статуи на площади Рынок:

Продающая леденцы девушка идет точно по маршруту трамвая:

Следить за португальскими болельщиками внезапно приехали португальские полицейские:

Огромная фан-зона на площади Свободы с утра была закрыта.

Для тех львовян, которые уже устали терпеть Евро-2012, в противовес фан-зоне открыли «зону, свободную от Евро-2012». Владельцы кафе решили привлекать клиентов тем, что ввели строгий запрет на футбольную атрибутику. Настоящая антифанатская зона! Вот она:

Но вот беда, прямо в центре антифанатской зоны находится статуя Дианы, а на ней…

Фанаты львовских «Карпат» тоже что-то имеют против чемпионата Европы – они against modern football!

«В ночь перед матчем немецкие фанаты зажгли тут так, что мало никому не показалось, – рассказал прохожий, которого я спросил, как добраться до «Арены Львов», и он довел меня до нужной автобусной остановки, хотя ему нужно было идти совсем в другую сторону. – Всю ночь пели, веселились, а пиво из магазинов забирали ящиками – потому что, говорят, у нас очень низкие цены на пиво, оказывается. Немцев приехало гораздо больше, чем португальцев. Англичан еще много в городе. Это сейчас просто все отсыпаются, а что вечером начнется… Главное, чтобы город не разгромили – поэтому я буду болеть, чтобы Германия сегодня не проиграла. А так – всем от иностранцев только лучше. Вот у меня дети все время с болельщиками из разных стран знакомятся, общаются, им очень нравится».

 

«Арена Львов» находится аж за чертой Львова.

Эту дорогу нужно было как-то пересечь, и я спросил у еще одного прохожего, в какую сторону ближе переход. «Да у нас переход везде! Где хочешь – там и переход!», – рассмеялся львовянин.

В сторону от черты города пришлось пройти еще минут пять пешком, а потом поворот и еще минут 15 до стадиона. Можно идти справа, можно слева – кому где больше нравится!

Поблизости от стадиона находится еще одна фан-зона, оборудованная, словно под рок-фестиваль – с огромной сценой, множеством биотуалетов и расписанием выступлений украинских исполнителей. До начала матча было полдня, но фан-зону еще не достроили. По крайней мере, десятки рабочих бегали с выпученными глазами, а мимо то и дело рассекали тракторы.

Рядом к стадиону шел болельщик, с которым мы разговорились – он рассказывал, как ехал в автобусе с канадцем, который болеет за Ирландию, и с японцем, приехавшим в Украину болеть за сборную Швеции.

 – К Евро у нас хотя бы дороги привели в порядок. И гостиниц много построили. И новые стадионы. Вот и все в общем-то – в остальном никаких изменений.

 – А сам-то ты откуда?

 – Из Ивано-Франковска. Я машинально напрягся – ведь приходилось слышать, что в Ивано-Франковске хуже всего относятся к русским после разве что Львова. Стоп, но ведь я во Львове прямо сейчас, обращался по-русски ко многим людям, и все отвечали очень вежливо и доброжелательно. – Подожди, а где же тут злые националисты, ненавидящие всех русских? Я что-то ни одного не могу найти. – Я тоже не знаю, где они. Наверное, только в фантазиях тех, кто придумывают всю эту государственную пропаганду. Россиянам из телевизора врут, что их якобы ненавидят в Западной Украине. А украинцам забивают голову тем, что русские с их имперскими амбициями только и хотят захватить Украину и все уничтожить.

 

На стадионе мы отправились за билетами и аккредитациями. У стадиона пока пустынно, пока лучшее место для времяпрепровождения это центр Львова, где уже начинают активно разминаться фанаты сборной Германии и Португалии. Группа смерти вступает в бой!