8 мин.

Фабиахим Марадунга, или Имя Сосы

Насыщенная неделька. Два тура российского чемпионата, финал Кубка УЕФА, наш национальный поспешает за ним (об этом тоже надо, но уж завтра)... Много всякого. Между тем существеннейшим событием, если разобраться, являются декларации национальных тренеров. Объявлены составы ведущих сборных для подготовки к чемпионату мира. Бразилия и вовсе обнародовала заявку. Марадона и вовсе назвал состав на первый матч.

Что и говорить, на этой неделе были более важные события. Но неделя уже почти прошла. А вот потом два месяца мы проведем в контексте тех решений, которые были опубликованы в эти дни несколькими не особенно длинными списками. Как справки. Как дела в ежедневник. Как перечень продуктов в магазин: не забыть купить. Ничего ли не забыто? Все ли успеется?

11 июля в полдесятого вечера по Москве выяснится, кто был прав.

Анализировать шансы в достижении этой цели мы станем экономно. Сейчас будут четыре недели для накопления новой информации. Потом начнется мундиаль, и в первых играх мы посмотрим, как накопленное работает. Потом обменяемся обновленными соображениями и проследим, как сложится сетка плей-офф. Увидим, как накладываются возможности команд на путь, который им предстоит проходить. Подумаем, у кого что еще скрыто в загашнике. И потом – шаг за шагом, день за днем команд будет оставаться все меньше, с чьими-то чувствами в соответствие, чьим-то прогнозам вопреки.

Так что не будем недооценивать принятые сейчас решения. Давайте немного разберем их. В той части, где решения вызывают похожие к себе вопросы.

Вот, например, звезды, оставшиеся за бортом. Их больше, чем бывало раньше. Но чисто количественный показатель объясняется легко. Упирается все в то, что «звезда» – понятие из области общественного мнения, спортивное оно во вторую очередь.Сегодня мы просто держим в голове гораздо больший и гораздо более подробный поименный файл мирового футбола, чем раньше. Проделайте простое упражнение: посмотрите на список приглашенных в национальную команду, не слишком вам знакомую (я вот выбрал для примера Уругвай). Полное ощущение, что это сильнейшая уругвайская команда всех времен по именам! Я стольких знаю... А еще о большем количестве слышал... И, в общем, заинтригован, и жду.

Это потому, что сейчас мы куда больше, чем раньше, можем смотреть, читать, а поле безотчетного слышания вообще безразмерно. Я никогда не видел толком, как играет уругвайский вратарь Муслера, но я ж знаю, что он успешен в «Лацио». Знаю, кто, в каких странах им интересуется... А вот за игрой Форлана наблюдаю в среднем раз в неделю. Но и то, и другое в равной мере позволяет мне называть этих игроков звездами. Эластичное такое слово.

Еще одно важное соображение касательно невзятия звезд заключается в том, что эти решения не новы. Диего, например, давно вслух уже рассуждал, что его, видимо, на чемпионат мира не берут. Не станем спорить о логике; принимаем мы или нет решение Дунги (имена тренера и игрока подставьте по интересам) – все равно истинную цену этому решению определит лишь чемпионат. Сейчас мы констатируем лишь то, что все тренеры были достаточно последовательны. Причины у Лева не брать Кураньи, у Дунги - Роналдиньо, а у Доменека – Бензема довольно разные. Но во всех этих случаях информационной сенсации нет. Нет профессионального повода для разговора, если вы следили за новостями, если вы изучали работу этих тренеров... Есть разочарование у поклонников за кумира. И больше тут нет ничего.

Наконец, горячо обсуждается приглашение в сборные футболистов, имена которых мало кому мало что говорят. И это ещё мягко сказано, потому что есть, конечно, имена, которые говорят не «мало», а вообще ничего. Тут главное внимание приковалось, конечно, к сборной Аргентины. Очень характерно высказался коллега Романцов в недавней публикации на «Трибуне», причем характерно, что тема публикации с формированием сборных на чемпионат мира прямо связана не была: «Говорили, что Диего давно излечился от наркозависимости, но список людей, которых он собрался везти в ЮАР, – это же прямое доказательство обратного. Интересно, что бы со мной сделалось, если бы я вот в этой компании заявил невзначай, что мужчина по фамилии Инсаурральде сильнее Хавьера Дзанетти, а Камбьяссо и в подметки не годится 30-летнему пухлячку Хуану Мерсьеру (чей тег появился на нашем сайте как раз в связи с публикацией состава Марадоны)».

Вот смотрите: журналист с именем, пусть и молодой (то есть горячий), обсуждает состав сборной Аргентины сквозь когдатошнее употребление Марадоной наркоты и аргументирует несостоятельность игрока его комплекцией и отсутствием именного тега на сайте. Что тут скажешь? Только одно: халтура. Халтура, поскольку упущена славная возможность обыграть имя «Соса» с отсосом... 

«Эмо»-то поперло!

Но дело в том, что нам не следует путать собственную темноту с качеством игроков. Минимум информации – и мы видим, что нервы неважная замена аргументам.

Действительно, каждый третий игрок в списке готовящихся к мундиалю аргентинцев представляет национальный чемпионат. Но отметим, что отбраковать предстоит еще аж семерых – это раз. Второе: пятеро из этих десяти – люди, обороняющие собственные ворота. Факт заключается в том, что сегодня аргентинских защитников в Европе играет гораздо меньше, да и в целом поколение в сравнении с прежними проигрывает. Игроков абсолютно разносторонних, таких, как Айяла, или Пассарелла, или Сенсини среди нынешних защитников сборной просто нет. То же касается и вратарей – были времена, когда в одном испанском высшем дивизионе играло пять-шесть человек. Лео Франко, постоянно выступавший в основном составе не последних испанских команд, в сборную пробился только на закате карьеры! Сейчас и тут все не так. И один из трех вратарей, представляющих чемпионат страны – вполне нормально. Тем более, что один из потенциальных «европейских» претендентов на поездку, Каррисо, не играет уже практически полгода, уступив место арендованному в «Атлетико» третьему вратарю этого клуба, а до того играл плохо.

Для сравнения: в атаке Марадона не предпринимает никаких кадровых экспериментов. Хотя, если бы он искал, например, какого-то популистского успеха – уж на родине хотя бы под отбор, не окончательно какого-нибудь удачно игравшего атакующего футболиста он бы отыскал.

«Охаянный на лекции брюнет» Инсаурральде ростом метр девяносто, и хотя и может сыграть справа, вообще-то защитник центральный. А слева в обороне в общем-то идет речь о подмене Хайнце, который точно будет основным. Я не вижу ничего удивительного, если на подмену Хайнце приглашается хоть бы и Клементе Родригес. Это мы его знаем по «Спартаку», а в Аргентине этот парень вообще-то олимпийский чемпион, он провел отличный сезон и имеет несколько иные, в отличие от Хайнце, качества.

А реально вытесняет Дзанетти из состава Отаменди. Вас это удивит только если вы не видели Отаменди в действии. Этот парень на следующий год будет играть в Европе, и чтобы стать звездой у него есть абсолютно все качества.

Я хочу подчеркнуть, что меня самого удивляет и отсутствие Дзанетти, и отсутствие Камбьяссо. И я хотел бы видеть этих игроков на мундиале. Особенно второго. Но я вполне допускаю, что он не нужен. И могу объяснить, почему я готов это допустить.

Марадона ведь и состав на первый матч назвал. Ну, может, он еще и подумает, но очевидно же – игра его команды не имеет ничего общего с тем, как устроен «Интер», в котором блистает Камбьяссо. Марадоне в опорной зоне нужен один игрок, который справится с обязанностями «прислуги за все». Чистый опорник, «собака». Такой, как Маскерано. Потому, что в центре рядом с ним будет Верон, переставший бегать еще лет пять назад. Потому, что он решил играть с ярко выраженными фланговыми хавами, а выше Верона играть будет же еще и Месси. Эта команда собирается владеть мячом, эта команда собирается раскидывать свои атакующие построения как можно шире – и в случае потери мяча ей нужен персональный ответственный, который всегда будет на месте и никогда не подведет. Маскерано таков. А Камбьяссо – нет. Может ли он быть таким? А Бог его знает.

А про «пухлячка» Мерсьера известно, что он приглашен в качестве дублера Маскерано. И, кстати, пока он и в это качество все равно только кандидат.

Слов нет, от таких разысканий состав продолжает оставаться точкой споров. Но моментально перестает быть демонстрацией паранойи, верно? Да, Аргентина могла бы играть и иначе. Бьелса, будь тренером сейчас, взял бы Камбьяссо. И Пекерман, скорее всего, тоже. А Марадоне он не нужен.

И вот самое еще интересное соображение. В последнее время тренеры национальных сборных явно начинают задумываться о сравнительно нестандартных кадровых решениях, опираясь на более или менее интенсивную занятость игрока в течение сезона. Вспомните, например, сколько взял бразильцев из Бразилии на позапрошлый чемпионат Луис Фелипе Сколари? И тогда это тоже многих удивляло, кстати. А Липпи? На самое беговое амплуа, на позиции крайних защитников, он отобрал игроков «Палермо», который провели лишь внутренний сезон: Гроссо и Дзаккардо. Дзаккардо вообще в первых матчах вытеснил на лавку Дзамбротту (убегавшегося в тот год выше крыши)! И только потом Дзамбротта показал, что готов играть, и вернул себе место в составе.

Примечательно, что Гроссо, ставший звездой того первенства, ни до, ни после такой могучей игры уже не показывал.

Мне кажется, что решение по Дзанетти ровно из той же области. А вообще над такой проблемой думают все тренеры. И чем топовее команда, тем больше. Это их топовая проблема – у них же звезды, представляющие суперклубы, играющие на всех мыслимых фронтах. Да и долго играть на чемпионате мира, для чего силы по дистанции требуемы, тоже задумывается Италия, а не Гондурас...

Так что вот. Все указывает нам на то, что подобные решения тренеров глубоко логичны. А то, что логика при создании команды может быть тем более разной, чем сильней команда и пестрее набор возможностей – это ж очевидно. Давайте сперва постараемся понять. Попонимать давайте попробуем.

А втоптать мы успеем. Умеем и любим, и делаем это весело и изобретательно. И из-за этого удовольствия тоже стоит ожидать чемпионата мира по футболу.