9 мин.

Около «Около футбола». Как снимают русское кино о фанатах

По заданию журнала Total Football корреспондент Алексей Шевченко и фотограф Федор Савинцев приняли участие в массовой драке футбольных фанатов с ОМОНом недалеко от центра Москвы. Специальный репортаж со съемок финальной сцены фильма «Около футбола» — в декабрьском номере TF и в блоге журнала на Sports.ru.

Около футбола

Две большие звезды

На небольшом пятачке около выхода из метро, там, где Кутузовский проспект пересекается с Третьим транспортным кольцом, множество крепких молодых людей, ОМОН и специальные полицейские машины, которые невозможно ни разбить, ни перевернуть. Картина для неподготовленного зрителя жуткая. Особенно поначалу, когда ты не замечаешь софиты и камеры — да не простые, а с какими-то наворотами. Но и после того, как заметил, все равно не по себе.

— Мы тут сейчас батальную сцену снимаем, — объясняет один из тех, кто активно помогает создателям фильма, Евгений Селеменев. — Драка фанатов при участии ОМОНа. Вот с той стороны спартаковские болельщики стоят. А с этой — армейцы.

— Настоящие?

— Самые настоящие. Есть и актеры, конечно, но их немного. Основная массовка состоит именно из болельщиков.

И полицейские настоящие. Я ищу среди них главного и подхожу к натуральному броневику, в котором засели сотрудники правопорядка. Стучусь в окно, но понимаю, что стука не слышно. Стекла такой толщины, что их и гранатой не разобьешь. Подпрыгиваю, чтобы меня увидели.

— Кто у вас тут может на вопросы ответить? — интересуюсь, когда, наконец, удалось привлечь к себе внимание.

— А ты ищи среди омоновцев самого высокого. Его Сергей зовут, он подполковник. Это две большие звезды на погонах.

— Он ведь снимается.

— Ну да, снимается. А у нас тут в машине киношник сидит и рассказывает, как российские сериалы делаются. Интересно. Только ты это… не перепутай. Там в отряде ОМОНа еще два подполковника. Это каскадеры, но им почему-то такую форму дали.

— Каскадеры-то зачем, если все безопасно?

— Да мало ли что. Придется снимать драку — не наших же бойцов выставлять. Небезопасно, в первую очередь для фанатов.

Опыт разгона

В том, что кино не примирило омоновцев и фанатов, можно было убедиться тут же. Как известно, съемки любого фильма — это крайне нудный процесс. Хоккеист Никита Зайцев рассказывал, что на съемках простого рекламного ролика, в котором он практически ничего не делает, ему пришлось выдержать почти двести дублей. А тут целый фильм. Так вот, сотрудники в полной экипировке несколько десятков раз должны были выбежать из укрытия и выстроиться у стены, чтобы приготовиться разгонять фанатов. У одного из полицейских упал щит. Со стороны болельщиков сразу же раздались ободряющие крики:

— Эй, руки уже не держат?! А теперь давайте, все упор лежа примите!

Я присмотрелся к сотрудникам. Они заметно нервничали.

Около футбола

Но еще более серьезный эпизод произошел в самом начале съемок. В какой-то момент фанаты побежали к омоновцам и стали фотографироваться на их фоне, выкрикивая разные ужасные слова, которые могут произносить только во время настоящих драк.

— Вы что делаете! — закричал вдруг один полицейский. — Хотите, чтобы я команду дал? Так они вас разгонят моментально.

Это и был подполковник Сергей. Уже через минуту он улыбался.

— Отдали бы команду?

— Нет, конечно. Просто припугнул. На самом деле здесь ситуация очень дружелюбная и контролируемая.

— То-то вы едва всех не повязали.

— Да просто успокоил людей. Мои парни тоже ведь не железные, могут сорваться. Но я же вижу, что тут несерьезно.

— Как понимаете?

— Во-первых, огромный опыт. Во-вторых, только со стороны кажется, что подобные драки происходят хаотично. Это не так. Мы сразу выделяем заводилу, организатора и все делаем, чтобы нейтрализовать его. С остальными справится проще.

— Тут заводилы нет?

— В том-то и дело. Ну попрыгали ребята, посмеялись. Все-таки необычное дело, кино снимают, эмоции, мы стоим, нас не любят.

Словацкие, вперед!

Фанаты успокаиваются и начинают заниматься своими делами. Никто не знает, когда начнутся съемки. На улице довольно прохладно.

— Давайте, становитесь по разные стороны, — кричит помощник режиссера. — Значит, встаем, а два лидера по сценарию выходят на переговоры.

Начинается сцена. Выбегают полицейские, две толпы фанатов встают друг против друга, в центр выходят лидеры и начинают переговоры. Они расходятся, начинаются крики, и все бегут не друг на друга, а на ОМОН.

Оператор нервничает.

— Я когда к вам подхожу, вы не все смотрите в одну сторону. И не в камеру, а мимо нее. Не надо кому-то смотреть на ОМОН, а другим на толпу врагов-фанатов.

С ним неожиданно начинают спорить.

— У нас ведь две угрозы. Кто-то туда смотрит, кто-то сюда. Мы же все контролируем.

Оператор не понимает, что реальная жизнь далека от киношных сценариев, и не соглашается:

— Но смотреть нужно только в одну сторону. Это будет правильно.

Опять начинаются споры.

В центре толпы спартаковских болельщиков мелькают знакомые лица. Ох, так это же хоккеисты Бранко Радивоевич и Штефан Ружичка из «Спартака». А ведь они пару часов назад были на льду и играли против «Трактора». Сыграли плохо, уступили в серии буллитов, но на фильм пришли.

Около футбола

— Они наши друзья и согласились посниматься, — объясняет Селеменев. — Нормальные ребята.

В массовке вообще много колоритных фигур, и если бы я был не знаком с хоккейными клубами, то того же Ружичку принял бы за настоящего фаната. По-русски он говорит хуже Бранко, с ним меньше общаются, так что он сосредоточен на съемках. Делает страшное лицо, когда требуется, кричит: «Русские, вперед!», вкладывая в это душу. Смешно будет смотреть этот эпизод. Словак и «Русские, вперед!» А вот Радивоевич вполне может и подраться, что неоднократно доказывал как в России, так и в НХЛ. Уроки боев он брал у тафгая Дерека Бугарда.

Как повезло «Динамо»

Где-то возникает настоящая ­потасовка, правда, легкая — ее моментально гасят свои же.

— Болельщики «Спартака»? — уточняю у организаторов.

— Да какие это болельщики? Просто напились и начали ссору на ровном месте.

Патрульный полицейский специально прошел мимо драки, чтобы все поняли: если что — повяжут. Но конфликт продолжения не получает.

Многие действительно выпившие. Отчасти из-за того, что прохладно, отчасти из-за того, что уже поздний вечер. Полностью оккупирована близлежащая кофейня, получившая таким образом неожиданный профит — ведь обычно поздно вечером в выходной там никого не бывает.

Болельщики «Спартака» общаются между собой, болельщики ЦСКА тоже кучкуются в своей компании.

— Да никто здесь не будет драться, — успокаивают меня. — Мы, конечно, враги, но с головой. Все битвы происходят в других местах, вдали от горожан. Есть такая русская забава — кулачные бои. И мы просто последователи.

— Сейчас вообще противостояние между фанатскими группировками уходит, — добавляет другой участник массовки. — Да, на игре ЦСКА — «Спартак» все враги. Но, как только закончится футбол, мы снова вместе. Есть более серьезные противники.

— Кто?

— Вы же видите, что на улицах творится. Сейчас многие объединяются из-за национального вопроса, например.

Парни говорят об этом осторожно, так как у меня диктофон. Но потом алкоголь делает свое дело. Ругают клубы, считают, что именно они рушат футбол. А фанаты, дескать, чуть ли не единственное, что делает игру живой.

— Скоро за фанатов так возьмутся, что мы еще будем вспоминать эти счастливые времена, когда можно было прийти на стадион, покричать за клуб, — говорит болельщик ЦСКА.

— Сколько времени властям на это понадобится?

— Где-то два-три года. Уже все приметы видны. Гайки закручиваются очень лихо.

Иду к спартаковцам.

— Мы согласны, сейчас стало все предельно жестко, — слышу от них. — Но мы надеемся, что уже через год ситуация в стране так изменится, что всем опять будет не до фанатов.

Я срочно бегу к подполковнику Сергею, чтобы понять: права ли та сторона или ей просто постоянно кажется, что все не так.

— Фанатов нужно убирать со стадионов, — уверяет он. — Не будет фанатов, не будет и агрессии.

— Говорят, что агрессия сейчас как раз из-за того, что слишком много полиции, а они заточены совершенно под другое.

— Мы бы с радостью отдали организацию игр клубам, но пока это невозможно. Стоит нам уйти, так такое начнется, что представить страшно.

Иду снова к фанатам, те в недоумении. Уверяют, что драк на стадионах давно не бывает и про агрессию — ложь. И про то, что фанаты отморозки, тоже.

— Но вот обстреляли же игроков «Динамо» из пейнтбольного оружия, — вспоминаю недавнюю «акцию». — Это разве не агрессия?

Мне объясняют, что игроки «Динамо» сами виноваты. Им же на встрече с болельщиками четко сказали: надо сосредоточиться на футболе, а не тусоваться. А после поражения от «Анжи» многие пошли в клуб: курить кальян и развлекаться.

— Им еще повезло, что они не в Италии, — напоминают мне. — Там бы и машину сжечь могли.

Ожидания

Вообще обсуждать тему фанатов — дело неблагодарное, так как у каждой стороны по тысяче аргументов в свою пользу. Им говоришь, что фанаты «Спартака» как-то убили якутского шахматиста, а мне в ответ предлагают вспомнить хотя бы одного сильного шахматиста из Якутии. Я вспомнить не могу.

Лучше вернуться в кино. На сайте «Кинопоиск» уже есть анонс картины: «Это кино о тех, кто называет себя „фирмой“, для всего остального мира они — „ультра“, футбольные хулиганы — наиболее агрессивные представители фанатов, которые избрали в качестве хобби своеобразный „бойцовский клуб“, куда входят противники из лагеря команды соперников. Это самая закрытая каста болельщиков. Попасть туда крайне непросто, но если уж попадаешь, то, как правило, это всерьез и надолго».

Режиссер фильма — Антон Борматов, и он известен как автор картины «Чужая», чуть ли не самого правдивого боевика последнего времени. Поэтому у всех есть уверенность, что и про фанатов снимут честно. Не будут выставлять их упырями, которые, видя чужую «розу», сразу начинают драку, а попытаются объяснить их философию.

— Вы-то будете смотреть кино? — интересуюсь у подполковника Сергея.

— Только чтобы увидеть, как в итоге вышло. Интересно же. Столько дублей уже сделали, три часа провели ради одной сцены — а что в конце-то будет?

— Фанаты уверены в создателях картины. А вы уверены, что полицейских не выставят исчадием ада?

— На самом деле, мне это совсем не интересно. Я уже насмотрелся всего, так что привык.

— Кстати, все бойцы согласились сниматься?

— А у них же выбора нет. Они на работе. Вот сегодня мы здесь работаем.

Около футбола

Текст: Алексей Шевченко

Фото: Федор Савинцев

Также в декабрьском номере TotalFootball читайте:

- Федор Смолов рассказывает о друзьях, долгах, партнерах и родителях;

- Лучшие маршруты для новогоднего путешествия по футбольной Британии;

- Как и для чего делались «30 спартанцев»;

- Тактический разбор проблем молодежной сборной России;

- Андрей Тихонов — о своей послеигровой карьере;

- Интервью Марио Манджукича и очерк о новом герое Мюнхена.

Total Footbal #12 (83) 2012