3 мин.

Не без комментариев

Андрей Тихонов в блоге на Sports.ru радуется возвращению Олега Романцева в футбол, а также рассказывает о своем отношении к комментаторам – к учителю русского языка Василию Уткину, не сдержавшему эмоций Виктору Гусеву и любимцу всех вратарей Владимиру Маслаченко.

Недавно узнал, что Романцев возвращается в футбол. Пока, правда, комментатором. Но я все равно рад.

Такой специалист, как Романцев, когда-нибудь должен был вернуться. Для начала, может, и хорошо, что он возвращается комментатором. Послушаем, какие у него взгляды, как они изменились за эти четыре года. Романцев должен оставаться в футболе – человек много выиграл и считался лучшим специалистом в стране. Если у тренера такой опыт, он должен его передавать. Я рад, что Романцев возвращается.

Мое отношение к работе комментаторов очень уважительное. И я всегда смотрю футбол со звуком. Больше всего мне это нравится делать, когда работает Вася Уткин, один из моих любимейших комментаторов. Он ведет эфир очень своеобразно. То, что Вася – учитель русского языка и хорошо владеет речью, ему очень помогает.

На мой взгляд, профессии не вредит тот факт, что большинство комментаторов никогда не играли в футбол профессионально. Уткин в футбол не играл, но его интересно слушать. Потому что он комментирует нестандартно. «Иванов отдал мяч Петрову, Петров отпасовал Сидорову» – это скучно. Когда в комментарии идет разнообразие, когда выдаются серьезные смешные перлы – вот что захватывает. Все-таки комментаторство – это не только знание дела, но и шоуменство.

Или вот Маслаченко, бывший вратарь. Во время трансляции он много высказывается об игре вратарей. Как сыграл, как должен был сыграть. Маслаченко комментирует хорошо, но его детальные разборы вратарской игры интересны голкиперам. Интересно ли это остальным? Наверное, не всем.

Знаю, что многие футболисты с пренебрежением относятся к тренерам-экспертам. Мол, почему он рассказывает, как надо играть сборной, если сборная в Австрии, а этот эксперт в студии? Но я думаю, что у каждого тренера свое видение, и очень часто его интересно послушать. Есть много специалистов, которых я уважаю и к которым прислушиваюсь. Хотя есть и те, кого начинаешь слушать и почти сразу переключаешь.

Во время чемпионата Европы разразился скандал, в котором участвовали Рома Широков и Виктор Гусев. Когда Гусев говорил, что Широков – не игрок уровня сборной, это, видимо, было в пылу страсти, его захлестнуло. Все-таки проиграли Испании, и не только у него тогда была обида. Но такие эмоции надо сдерживать. Собственное мнение есть у каждого. Может быть, я тоже считаю, что некоторых футболистов брать на чемпионат Европы не стоило. Но публично об этом никогда не скажу, потому что я действующий футболист.

Самая памятная комментаторская атака на меня была в 1997 году. Правда, не столько на меня, сколько на весь «Спартак». Мы не прошли «Кощице», и Вася Уткин нас просто уничтожил. Сначала в трансляции, которую он вел, потом в «Футбольном клубе». «Спартак» после этого даже не работал с НТВ. Но, может быть, все было по делу. Критику мы восприняли, в том же сезоне дошли до полуфинала Кубка УЕФА, и все забыли о «Кошице».

Мой комментаторский опыт ограничивается парой матчей в Самаре. Когда у меня была травма, пригласили комментировать матчи «Крыльев». Говорят, вышло неплохо. Но я там не столько комментировал, сколько помогал. Был основной комментатор, а я периодически помогал – высказывал мнение с позиции футболиста. Правда, уже сейчас могу сказать, что по окончании карьеры комментировать я не буду. Не потому что «было у отца три сына: два умных и один футболист». Просто есть ощущение – не мое.