2 мин.

Спортсменбаши, или Farewell патриота

Шедевр русской словесности породил в своем прощальном мини-спиче Леонид Васильевич Тягачев. Ребята с Вестей.ру преступно (иначе и не скажешь) отредактировали это чудо на письме. Вот, скажем, куда делось это замечательное «я, как ответственный руководитель, находясь на закрытии Игр в Ванкувере, считаю»? Или потрясающая фраза: «Я знаю, что все результаты, которые будут у нас в спорте, на Олимпиаде в Лондоне и в Сочи – они все впереди!» Редакторы написали: «у нас все впереди». Убили неподражаемый оттенок. Смысл убили. Нельзя править гения!

«Солисты поют: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди!» – и при этих словах бит-группа «Сполохи» ручками показывает – впереди, мол, впереди. Так, должно быть, по мысли их руководителя, осуществляется на сцене драматургия песни» (В. Аксенов)

Результаты – они, конечно, ВСЕ ВПЕРЕДИ. Попал пальцем в небо Васильич, находясь в больничной палате и одновременно на церемонии закрытия в Ванкувере. Потрясающие способности развивает в человеке Олимпийский комитет. Структура, члены которой не отвечают ни за что осязаемое, но при этом очень-очень важны. Как высшая жреческая каста в Индии – горшки не таскают, молоко не льют, мантры не произносят, гимны не поют, зато молча сидят и про себя корректируют ритуал.

ЛВТ размазал сопли по объективу телекамеры и назвал это красивым заявлением. И еще выяснилось, что так поступают патриоты и ответственные руководители.

Тягачев – не ответственный руководитель. Это слезодавительное бла-бла-бла. Ответственные руководители знают, за что они отвечают, а ЛВТ не признался, сколько его ни пытали. Сказал, что чувствует себя ответственным «в принципе». И за каждого спортсмена. Отвечать за каждого спортсмена – значит не отвечать ни за что. За каждого спортсмена может отвечать разве что Отец спортсменов. Моральный и духовный лидер. Медиум, проводник патриарших благословений. Спортсменбаши. Именно так себя, похоже, и видит Леонид Васильевич.

И еще он видит себя героем грандиозной эпической драмы. Человек перед лицом обстоятельств. Они сильнее его. Он сопротивляется, а вместе с ним – группа единомышленников. Братство Кольца. И вот – беда. Обстоятельства берут верх. Вокруг – кровожадная толпа. Над всеми – жесткая, но мудрая и справедливая администрация. Она говорит: придется, придется быть мужественным. Так нужно. Для дела. Никто не может решиться. Все знают: они все делают правильно. Они кожей чувствуют человеческую неблагодарность, грубость, жестокость. Кто-то должен принести себя в жертву. И он решается. Он закрывает собой друзей, он погибает под градом стрел и камней, а они, его команда, утерев слезы, мужественно тащат российский спорт в 2014 год. Туда, где все впереди...

ЛВТ называет это патриотизмом, хотя куда больше это напоминает фантазии подростка, начитавшегося приключенческих книжек. В общем, не один он таков. Все чаще приходится осознавать, что наш патриотизм – не в ответственности за совершенно конкретную работу, а в жесте, вопле, позе, безумных глазах.

Так не уходят. Так вызывают к себе жалость.