7 мин.

Что не так с новой квалификацией

Глеб Каланов – о провале главного нововведения в «Формуле-1».

Ведущая гоночная серия мира в очередной раз не смогла сделать все как надо. Объявление о смене формата квалификации многие восприняли с воодушевлением – субботние сессии на бумаге казались напряженным турниром на выбывание, однако первая же реальная битва по новым правилам вышла настолько провальной, что теперь чемпионату мира требуется срочное хирургическое вмешательство – если не исправить квалификацию, зрители убегут от телеэкранов и перестанут ходить на трибуны. Почему так вышло и что теперь делать дальше?

Что мы увидели?

alt

Первый сегмент начался достаточно бодро – из боксов сразу выехали практически все пилоты и устроили настоящее сражение за позиции. Начальные минуты получились насыщенными и, казалось, стали аргументом в пользу новых правил, но уже во второй части что-то пошло не так. Гонщики резко снизили активность и не пытались улучшить даже откровенно слабые и «стоящие на вылет» времена. Итоги были понятны за пару минут до клетчатого флага – при старом формате второй сегмент был, пожалуй, наиболее «драйвовым», и плотная борьба в нем не прекращалась даже после взмаха клетчатого флага.

Но настоящей катастрофой стал третий сегмент: после первых попыток никто кроме «Мерседесов» во второй раз на трек не поехал – от борьбы отказалась даже «Феррари», которой перед стартом уик-энда прочили борьбу за лидерство. Хотя до завершения квалификации оставалось несколько минут, борьба завершилась – Феттель отправился на процедуру взвешивания, а зрители начали покидать трибуны «Альберт-парка». Обладатель поула приехал в закрытый парк последним, но официально в тот момент квалификация еще продолжалась – когда же дирекция гонки взмахнула клетчатым флагом, на автодроме стояла полная тишина. Худшей антирекламы для «Формулы-1» на старте сезона и придумать сложно.

«Мы должны извиниться перед болельщиками. Все получилось не слишком зрелищно. Мы попытались, но не сработало. Это неправильно, когда у быстрых ребят в лице Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена нет возможности ответить конкурентам, а борьба в квалификации заканчивается за пять минут до фактического окончания сессии», – руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер был одним из первых, кто выразил общее мнение.

Тотальная экономия

alt

Корни испорченной квалификации – в ограничениях числа комплектов резины для команд и, как ни странно, в новых шинных правилах. Причина, по которой конюшни предпочли отсиживаться в боксах и сдались без боя даже в критичной ситуации – экономия резины. У команд в наличии не так много комплектов «суперсофта» на гонку, поэтому коллективы предпочли поберечь покрышки в ущерб стартовым позициям. Проблема для «Формулы-1» на самом деле старая, но при новом формате вышедшая на передний план.

Раньше сильные команды в первом сегменте могли себе позволить выехать на более жестком комплекте по крайней мере на первую попытку, а бывало и так, что ее оказывалось достаточно – и, следовательно, сберегали шины на последующие сегменты. Сегодня даже «Мерседес» не рискнул выехать на «софте» – цена ошибки слишком высока и остаться за бортом в самом начале квалификации не хотелось никому. Таким образом, зрелищность первого сегмента была во многом достигнута за счет «пресности» двух последующих.

«Новые правила квалификации несправедливы по отношению к не слишком конкурентоспособным командам, потому что мы использовали все имевшиеся комплекты шин еще в первом сегменте квалификации. А во втором у нас остался всего один шанс», – это слова Фернандо Алонсо, которого трудно заподозрить в нежелании бороться до конца.

Также ситуацию немного усугубили новые шинные правила. Как известно, команды теперь сами вольны выбирать, сколько и каких комплектов покрышек им необходимо. Соответственно, гонщики, решившие взять на Гран-при побольше жестких комплектов резины, сталкиваются с необходимостью экономии более мягких шин в квалификации.

Разница в силе

Другой причиной провала стали большие разрывы между командами. Идея квалификации на выбывании могла бы сработать, если бы речь шла о моносерии с примерно одинаковым уровнем болидов. В «Формуле-1» равенства никогда не было, а в нынешнем чемпионате «расслоение» коллективов уже сейчас видится довольно серьезным. В «Торо Россо» отчетливо понимали, что Ферстаппену не светит опередить «Феррари» или тем более «Мерседес» и потому не отправили голландца на вторую попытку. На решение Скудерии отказаться от борьбы за поул также наверняка повлияло не столько отсутствие свежих шин, сколько осознание недосягаемости «Мерседеса».

Как это исправить?

alt

Забавно, но громче всех новую квалификацию критикуют руководители команд, которые больше всех настаивали на смене правил – правда, некоторые (например, Ники Лауда) пошли на это как на компромисс между старым форматом и радикальными предложениями Берни Экклстоуна, задвинувшего идею реверсивной решетки.

Гонщики же высказываются в более осторожном ключе:

«Вероятно, новый формат стал шагом в неправильном направлении, но я не скажу, что нужно сразу возвращаться к старым правилам, ведь они были у нас долгие годы. Нужно сделать шаг назад и найти новый путь, который будет более интересным», – говорит триумфатор худшей квалификации за последние несколько лет Льюис Хэмилтон.

Первым на ум приходит отказ от нововведений и возврат к привычному старому типу субботней сессии. В принципе, он никогда и не вызывал больших нареканий – особенно отчетливо начинаешь это понимать сейчас. Если такое решение будет принято, то оно наверняка устроит всех.

Если же пытаться что-то сделать при нынешнем формате, то вырисовывается два пути. Во-первых, можно вернуть старую систему исключительно для третьего сегмента – первый сегмент с 22 болидами и при новом формате смотрелся живо, второй – уже не очень, а вот третьему сегменту новые правила уж точно никак не подходят. Кстати, команды говорили об этом еще перед стартом сезона, но их не услышали на Совете ФИА, который предпочел поменять всю систему разом. Розыгрыш поула по привычным правилам может стать компромиссом.

Другой путь – выделить командами дополнительные комплекты резины на квалификацию. Сейчас никаких преимуществ для пилотов в этом плане нет – прошедшие в третий сегмент участники просто обязаны сдать один комплект «суперсофта» «Пирелли» после квалификации – сберечь на гонку его нельзя, поэтому гонщики совершают в заключительной сессии минимум одну попытку. Если же «Пирелли» выделит хотя бы один лишний комплект (а лучше два) исключительно на квалификацию для всех пилотов, то субботние заезды пройдут веселее. Но дополнительные комплекты шин – это дополнительные расходы, как для «Пирелли», так и для команд, и маловероятно, что стремящиеся к экономии коллективы пойдут на подобный шаг.

В любом случае перемены нужны, причем срочные, иначе смотреть «Формулу-1» по субботам будут только самые преданные фанаты, а трибуны автодромов начнут заполняться лишь по воскресеньям. Болельщики в ярости, паддок пребывает в растерянности, а Берни Экклстоун уже заявил, что к Гран-при Бахрейна необходимо вернуть старую квалификацию. Судя по последней информации, боссы команд намерены провести экстренную встречу уже в это воскресенье и обсудить текущее положение дел. В истории «Формулы-1» было немало случаев, когда изменения регламента негативно влияли на спорт, но столь громкого провала мы не видели давно. Кажется, сейчас тот самый случай, когда лучше вернуть все обратно и сделать вид, будто ничего не произошло.

Почему нужно продолжить курс изменений в «Формуле-1»

Почему новый формат квалификации имеет право на существование

Фото: Gettyimages.ru/Robert Cianflone (1), Mark Thompson