9 мин.

В Комитет по безопасности и работе с болельщиками Российского Футбольного Союза

 В Комитет по безопасности и работе с болельщиками Российского Футбольного Союза

 

                                                                        О Б Р А Щ Е Н И Е

 

Мы, болельщики ФК “Север” (г. Мурманск), принимающего участие в матчах проводимого под эгидой РФС Чемпионата России по футболу (зона "Запад" 2-го дивизиона), выражаем категорическое несогласие с рядом положений, нашедших отражение в вынесенных на публичное обсуждение “Правилах обеспечения безопасности зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей под эгидой Российского футбольного Союза” (далее по тексту - “Правила...”). Отдавая дань уважения РФС за большой объём работы, проделанный в части описания процедуры обеспечения безопасности зрителей и участников матчей, являющихся для команд домашними, мы, тем не менее, не готовы признать законность ряда положений, которые, на наш взгляд, ограничивают права болельщиков, поддерживающих команду гостей. По нашему мнению, отдельные пункты упомянутых “Правил...” противоречат действующему законодательству Российской Федерации и являются неконституционными. Ниже приводится список оспариваемых положений с вопросами и комментариями.

 Раздел “Определения”

“Объединение зрителей/болельщиков  – организация болельщиков (отдел по работе с болельщиками, фан-клуб, общественная организация, общественное движение и т.д.) или объединение таких организаций, официально признанные в таком качестве Клубом”.

Абсолютно неясна позиция РФС по вопросу обязательности/необязательности регистрации объединений болельщиков. Если данный пункт является обязательным - какое время на решение данного вопроса отводится тем клубам, чьи болельщики не зарегистрированы в качестве общественных объединений? Как в течение этого времени должны регулироваться спорные моменты, связанные с многочисленными предъявляемыми ниже требованиями к согласованиям атрибутики? Какой срок отводится на прохождение процедур согласования и какие санкции будут накладываться на клубы за посещение матчей (в т.ч выездных) болельщиками, не являющихся членами перечисленных организаций?

 Раздел “2. Организация секторов и системы контроля”

Проигнорирована возможность посещения матчей команд иногородними болельщиками и, соответственно, отсутствуют положения по организации просмотра ими матча (разделение на сектора, правила досмотра).

 Раздел “3. Средства поддержки”

п.3.2.; также Приложение №1 - список возможных средств аудиовизуальной поддержки является неполным; отсутствие конкретных наименований таких средств может явиться основанием для их запрещения к проносу на стадион, несмотря на отсутствие в списке запрещённых (например, невозможно предсказать реакцию контролирующих органов на наличие двуручных “растяжек” - даже размером 2х1,5 м на пластиковых пустотелых древках разрешённых размеров).

 п.3.2.1. “Баннеры и флаги должны быть размером 2 м х 1,5 м и меньшего, изготовлены из негорючих малоопасных материалов, в том числе на пластиковых гибких пустотелых древках, размеры которых не превышают 1,5 м в длину и 5 см в диаметре, изготовлены из не воспламеняющихся материалов”.

Требуем обязать контролирующие органы производить замеры флагов, баннеров и т.д. в присутствии всех заинтересованных лиц (болельщики, ответственные работники клубов) с применением специальных инструментов (линейка, метр складной) - в противном случае открывается широкое поле для злоупотреблений и противоправных действий. Кроме того, неясными остаются следующие вопросы: кто и каким образом определяет степень негорючести материалов баннеров и флагов, а также степень гибкости древка? Какое значение стрелы прогиба при какой нагрузке на метр древка допускается и какие инструменты используются для контроля данного параметра? Способно ли РФС обеспечить наличие специалистов, способных профессионально в короткие сроки провести экспертизу по данному параметру на каждом матче? За чей счет проводятся данные экспертизы?

 п.3.2.2. “Не содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера”.

Экстремистский характер материалов определяется только по решению суда с занесением в “Федеральный список экстремистских материалов”. Для нас остаётся неясным, почему РФС, являясь членом UEFA, позволяет себе подобные, весьма вольные формулировки, при наличии действующего списка запрещённой символики, используемой данной организацией. Кто и по каким критериям определяет “провокационность” содержания средств поддержки или их рекламный характер?

 п.3.2.4. “Средства поддержки, содержащие слова и выражения на государственных языках республик Российской Федерации, должны иметь заверенный Клубом перевод”.

Каким образом должна осуществляться процедура заверения перевода в случае возможного отказа Клуба, связанного с отсутствием среди его работников специалистов с лингвистическим образованием, которые могли бы этот перевод осуществить?

 п.3.2.6. “Средства поддержки, содержащие аббревиатуры и сочетания цифр, должны иметь письменное разъяснение значения аббревиатур и сочетаний цифр, заверенное Клубом”.

Претензии аналогичны п.3.2.4.: каким образом должна осуществляться процедура заверения средств поддержки в случае возможного отказа Клуба, связанного с отсутствием среди его работников специалистов, способных беспристрастно и единственно верным образом истолковать значение той или иной аббревиатуры или сочетания цифр? Кроме того, аналогично п.3.2.2, возникают вопросы относительно вольностей, допускаемых РФС при интерпретации действующего списка запрещённой символики, используемого UEFA и включающего, среди прочего, аббревиатуры и сочетания цифр.

 п.3.2.7. “Владельцы вышеуказанной атрибутики не менее чем за 3 часа до начала Матча обязаны предъявлять ее на предмет соответствия требованиям представителям Организатора матча, собственника (арендатора) Стадиона и штаба правоохранительных органов, МЧС”.

Выполнение данного требования существенно ограничено особенностями календаря Чемпионата и слабым развитием транспортной инфраструктуры РФ: проведение матчей в будние дни, а также труднодоступность отдельных мест их проведения существенно сокращает возможность выполнения данного пункта правил при посещении выездных матчей. Кто определяет порядок процедуры предъявления атрибутики (конкретное время и место проведения) и каким образом предполагается информировать общественность о результатах выбора упомянутых места и времени? Какой срок отводится Организатору матча для  информирования общественности о результатах выбора упомянутых места и времени? Предполагается ли для этого использовать местные СМИ, сайты Клубов, РФС? Также хотели бы выразить восхищение относительно уверенности РФС в наличии на стадионе представителей штаба правоохранительных органов и МЧС за три часа до матча, проводимого в будний день в рамках второго дивизиона Чемпионата России.

 п. 3.3. “Не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала матча, Объединение болельщиков имеет право подать Организатору матча письменную заявку на размещение на Стадионе во время проведения Матча, средств поддержки, не удовлетворяющих условиям п. 3.2. настоящих Правил (баннеры, большие флаги, барабаны и т.п.)”.

Каким образом Объединение болельщиков должно регулировать взаимоотношения с Организатором матча в части подачи упомянутой письменной заявки при переносе матча на другой стадион (например, в связи с форс-мажорными обстоятельствами) или в случае, если события, которым посвящены баннеры, произошли менее, чем за 5 дней до Матча (например, слова поддержки родственникам погибших и пострадавших при терактах или ЧС и т.д.)?

 Раздел  “4. Зрители обязаны:”

п.4.2. “Находясь на Стадионе и прилегающей к нему территории, соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения”.

Термин “общепринятые нормы поведения” в условиях полиэтнического и многоконфессионального общества может трактоваться весьма широко и нуждается в дополнительных разъяснениях, т.к., на наш взгляд, при использовании данной формулировки перед представителями контролирующих органов открываются практически неограниченные возможности для злоупотребления полномочиями.

 п.4.8. “В целях обеспечения безопасности и воспрепятствованию проноса запрещенных предметов при проходе или проезде  на Стадион,  проходить спецконтроль (досмотр)”.

Требуются разъяснения по процедуре прохождения спецконтроля (досмотра)Кто, на каком этапе и в каком объёме осуществляет обозначенный контроль? На каком основании процедуре дополнительного контроля должны подвергаться члены зарегистрированных объединений болельщиков, если их атрибутика и средства поддержки проходили согласование до матча, как это указано в п.3.2.7 настоящих Правил? Любой дополнительный досмотр со стороны сотрудников правоохранительных органов должен проводиться в соответствии с действующими нормами законодательства - а именно, в присутствии понятых, что, на наш взгляд, поможет избежать злоупотреблений и провокаций со стороны указанных сотрудников.

 Раздел “5. Зрителям запрещается”

п.5.1.6. “Использование элементов одежды, иных предметов или методов с целью скрытия лица, как при проходе на Стадион, так и во время нахождения на нем”.

Не учтена география проводимых соревнований (а в них принимают участие, например, команды из Мурманска и Якутии), а также переход на систему проведения соревнований “осень-весна”, при которой ряд матчей в этих и других регионах будет проводиться при отрицательных температурах воздуха. В данных условиях использование шарфов является средством недопущения обморожений и не может быть отменено или запрещено подобным образом. Чем будет регулироваться ношение марлевых повязок для предотвращения распространения инфекционных заболеваний в осенне-весенний период или респираторов для предотвращения влияния смога? Каким образом регулируется процедура ношения солнцезащитных очков и фиксирующих масок, применяемых при травмах носа? На каком основании данное положение должно распространяться на членов официальных фан-клубов, все данные о которых (включая фотографии и сведения о присутствии на конкретном матче) находятся в распоряжении Клубов, при условии непрерывно производимой видеосъёмки и возможности использования данных видеозаписей в уголовно-процессуальных или административно-процессуальных целях.

 п. 5.1.10. “Выкрики, скандирование, речевки или песнопения, публичный показ знаков и/или иной символики, распространение печатных материалов, а также иные действия, унижающие человеческое достоинство участников мероприятия и Зрителей, оскорбляющие нравственность, либо носящие экстремистский характер, либо направленные на разжигание расовой, социальной, национальной розни, против РФС, его должностных лиц, ветеранов футбола, в том числе умерших”.

В случае, если упомянутые в данном пункте Правил “выкрики, скандирования, речёвки или песнопения...,направленные против РФС, его должностных лиц” содержат критику, не классифицируемую как “возбуждение социальной ненависти” и не содержат ненормативной лексики, считаем данный запрет противоречащим ст.28, 29 Конституции РФ.

 В настоящее время посещаемость матчей футбольного первенства России, проводимых в рамках второго дивизиона, находится на катастрофически низком уровне, фактически не превышающем в среднем 30% от потенциально достижимой, исходя из возможностей домашних стадионов команд-участниц первенства и численности населения представляемых ими городов. Введение же дополнительных мер ограничительно-репрессивного характера (к коим, на наш взгляд можно отнести ряд положений настоящих “Правил...”) способно снизить зрительский интерес к матчам до абсурдно низкого уровня. Мы абсолютно уверены, что нормы поведения граждан в достаточной степени регламентируются Уголовным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ и нарушения вне зависимости от места их совершения - речь в том числе идёт о стадионах - должны караться в соответствии с указанными документами. Дополнительные запреты и ограничения на наш взгляд излишни, их законность вызывает сомнения, а единственным следствием их внедрения станут пустые трибуны.

В качестве нововведения, способного, на наш взгляд, избежать оттока болельщиков мы можем предложить следующее: в связи с активно обсуждаемой возможностью заимствования опыта Великобритании в части обеспечения безопасности на стадионах - речь идёт о составлении списков болельщиков, посещение матчей для которых находится под запретом, т.н. “чёрных” списков - абсолютно необходимым, по нашему мнению, является формирование противоположных им списков болельщиков, не запятнавших свою и клубную репутацию на протяжении достаточно длительного времени - например, в течение сезона. Списки подобного рода должны поступать в распоряжение организаций, ответственных за безопасность проведения матчей (структуры клубов, полиция) от команд-участников и только с разрешения лиц, указанных в данных списках, с целью упрощения процедуры досмотра и допуска на стадионы данных лиц.

Мы отдаём себе отчёт в том, что РФС, вероятнее всего, предпочтёт апробировать положения “Правил...” на матчах, не связанных с повышенным риском , а также с возможностью причинения вреда здоровью и жизни сотрудников полиции и лиц, ответственных за обеспечение безопасности на футбольных аренах России - а именно, матчах второго дивизиона и, возможно, ФНЛ. В связи с этим мы призываем руководство РФС к проявлению мудрости и дальновидности при принятии решений, связанных с принятием данных “Правил...” - ведь гарантий применимости подобной политики в отношении болельщиков, адекватной на матчах второго дивизиона, на матчах с повышенным зрительским интересом - в рамках турниров ФНЛ и РФПЛ - просто не существует, а последствия подобных неподготовленных решений труднопредсказуемы и зачастую трагичны.

Болельщики ФК "Север" (г. Мурманск)

18.08.2011 Контактное лицо – Лышенко Алексей, тел.8-929-567-86-01