10 мин.

Эдди Маккриди, или пропавшая легенда «Челси»

Перевод статьи Алана Патулло из «The Scotsman»

Отыскать Эдди Маккриди сейчас может быть не так просто, но были времена, когда каждый знал, где его найти. Позиция левого защитника в лондонском Челси стала существенным прорывом для бывшего игрока «Ист Стерлингшир».

До конца сезона 1961/62 он играл во втором шотландском дивизионе, а уже в начале следующего оказался в основном составе «Челси», подписав контракт, предложенный Томом Дохерти сразу же после матча шотландской лиги. «И я играл там еще 12 лет», – говорит Маккриди.

Он был неотъемлемой частью «Челси» на протяжении 1960-х и в начале 70-х. После того, как Эдди завершил карьеру, ему было предложено место в тренерском штабе. «Я был всего лишь десятым тренером в истории клуба, основанного в 1905 году, это очень почетно», - отмечает Маккриди с объяснимой гордостью. Из десяти тренеров, пятеро были шотландцами, что доказывает прочную связь клуба с северной частью страны. Данный факт подчеркивает загадочность и противоречивость долгого отсутствия Маккриди на «Стэмфорд Бридж» после его увольнения, которому предшествовало триумфальное возвращение клуба в Первый дивизион.

                           

Эдди родился в Глазго, но уехав работать в Теннеси, словно заново родился там. «Мой акцент, конечно, немного изменился, но я по-прежнему считаю себя шотландцем и горжусь этим, - говорит он и добавляет: это из-за того, что я не возвращался сюда некоторое время». Несмотря на все изменения, которые произошли в клубе, память о былых временах с Маккриди прочно закрепилась в умах болельщиков. Возле Shed End до сих пор есть бар, носящий имя бывшего тренера - «McCready’s». «Я там не был, но видел фотографии. Он очень уютный!»

Даже сейчас иногда можно услышать чант «Oh Eddie Mac, when are you coming back?», грустно напеваемый болельщиками «Челси». Совсем недавно поддержка вспоминала его, когда «Челси» играл на выезде против «Манчестер Сити» в пятом раунде Кубка Англии. В том же городе в 1970 году Маккриди помог «Челси» завоевать первый кубок этого турнира. Для определения победителя понадобилась переигровка финала против «Лидс Юнайтед» на «Олд Траффорд», к которому в тот день были прикованы взгляды 28 млн телезрителей. Они наблюдали за тем, как Маккриди в полете чуть было не лишил головы своего друга и соотечественника Билли Бремнера (это видео до сих пор популярно на YouTube). Удивительно, но пенальти не назначили, и «Челси» продолжил свой путь к победе, в итоге выиграв матч в дополнительное время со счетом 2-1.

«Мне самому тоже доставалось, но должен сказать, что в этом есть и моя вина, - признает Маккриди, считающий Джорджа Беста лучшим игроком, против которого ему доводилось выступать, притом, что в его списке присутствует и Пеле: Я играл довольно жестко, мне нравилась эта составляющая футбола, но я не думаю, что мою игру можно было назвать грязной».

Если кому-нибудь вдруг захочется приобрести футболку, в которой Маккриди провел первый матч против «Лидс» на «Уэмбли», её сейчас можно купить на Ebay за 5000 фунтов. Судя по всему, футболка была подарена продавцу «другом семьи сразу же после матча». Это определенно подкрепляет заявление Маккриди о том, что у него нет ни единой памятной вещи со времен его футбольной карьеры, он предпочитает отдавать всё.

Маккриди рассказывает: «Где-то полтора года назад мне позвонили из «Челси» и попросили передать что-нибудь, например, мою футболку, в музей. А у меня ничего нет! Я всё раздал. Каждую футболку, каждую медаль, я всё поотдавал, и не спрашивайте, кому. У меня было кое-что дома в Лондоне. Спустя какое-то время я понял: не нужно, чтобы твоим гостям сразу бросалось в глаза, кто ты есть. Хотя я очень горжусь своей карьерой, мои убеждения переменились, и я собрал и всё раздал».

Можно сказать, что Маккриди будто отрекся от былой жизни. И, возможно, в этом есть доля правды. Сейчас почти нет новой информации о бывшем защитнике «Челси» и сборной Шотландии, и может показаться, что ему это нравится. Последний известный факт – это поездка в США, чтобы занять пост тренера в «Мемфис Рогс» в недолговечной Североамериканской футбольной лиге. Одно ясно точно: он не появлялся на «Стэмфорд Бридж» десятилетия, с тех пор, как неожиданно покинул тренерское кресло в июле 1977 года.

«Пожалуй, нужно было бы объединить таланты Холмса и Пуаро, чтобы узнать всё про Эдди», - пишет Алан Хадсон в своей колонке в «Stoke Sentinel» в 2002 году после встречи с бывшим другом по клубу. Хадсон – один из немногих бывших игроков «Челси», которые виделись с Маккриди за последние 25 лет. В той же статье Алан отметил, что его старый приятель охарактеризовал себя, как «2 в 1: левый защитник и вингбэк (крайний защитник)». Он всегда немного отличался от остальных. Например, не многие могут похвастаться стихотворением собственного сочинения в памятном издании:

Я никогда не был так счастлив/ но всё же мне грустно/ я люблю тебя сегодня, но завтра может похолодать.

Эти строки, вероятно, о его отношениях с «Челси». Кажется, они предвосхищают, что клубу и Эдди предстоит пойти разными путями. Именно это и случилось, когда Маккриди привел «Синих» к выходу в Первый дивизион через 2 сезона после его назначения тренером в 1975 году в клубе, который переживал далеко не лучшие времена. Разговоры долго крутились вокруг клубного автомобиля, которого не было у Эдди, но был, например, у Бобби Кэмпбелла, заклятого «коллеги»  Маккриди из Фулхэма.

Даже тогда подобная ситуация могла показаться абсурдной. Что уже говорить о нынешнем «Челси», когда щедрость клуба, вероятно, позволяет даже смотрителю поля пользоваться таким приятным бонусом.

«Я знал, что ты спросишь об этом, - говорит Маккриди в ходе почти часовой беседы, которая была ненадолго прервана из-за разрядившегося радиотелефона. Эдди сразу же перезванивает с мобильного, чтобы опровергнуть расхожий миф: Сплошное недоразумение. Мой уход никак не связан с машиной. Я не собираюсь вдаваться в детали. Я ушел по собственному желанию. Считают, что я не был счастлив тогда, и я на самом деле не был. У нас с клубным директором были разногласия, но такое случается. Злюсь ли я на кого-нибудь? Конечно, нет, но я чувствовал, что это было именно то решение, которое мне нужно было принять».

«Я люблю «Челси», Алан», - продолжает Эдди.  «Пожалуйста, запиши это. Это величайший клуб в мире, и там относились ко мне с уважением, обо мне заботились, в том числе и как о тренере в течение каждого дня, который я там провел. У нас просто были разногласия. Такое случается. Было непонимание, и я ушел, потому что чувствовал, что это будет правильным решением. Мне было нелегко, но и им тоже».

«Челси», конечно, сильно изменился с тех пор. Когда Маккриди пришел на пост тренера, клуб был на грани банкротства. Эдди назначил капитаном 18-летнего Рэя Уилкинса – «все думали, что я сумасшедший» - и вывел «Челси» на первоклассный уровень, как и обещал. «Я сделал это не для себя, не для кого бы то ни было еще, самым важным было вернуть клуб туда, где он и должен быть. Я чувствовал, что сделал свою работу. Это было самым важным для меня в то время».

Маккриди подчеркивает, что нет никакой обиды, что он по-прежнему постоянно смотрит матчи «Челси», хоть и издалека (с двумя немецкими овчарками – одну зовут Мак, другую Челси). Но вернется ли он когда-нибудь на «Стэмфорд Бридж»?

«По какой причине я не вернулся обратно? Когда я жил в Лондоне, я много веселился, как и большинство людей. Сейчас моя жизнь изменилась. Если бы мне хотелось потешить собственное эго, я бы вернулся в Лондон завтра же». Так в чем же причина таинственного исчезновения шотландцев из лондонских клубов на такой длительный срок? Разговор с Маккриди напомнил про Алана Гильзина, еще одного загадочного талантливого парня. Как и Гильзин, Маккриди источал очарование и жил на полную катушку в столице Англии. И как и в ситуации с Аланом, видно желание оставить это время в прошлом, хотя Гильзин в конце концов вернулся к «Шпорам» и в 2013 году был включен в Зал славы «Тоттенхэма». А фанаты «Челси» просто хотели бы увидеть Маккриди на газоне «Стэмфорд Бридж», чтобы поблагодарить его за надежду, которая легко могла быть разбита.

Эдди описывает футбол и всё, что с ним связано, как то, что поглотило его в Лондоне:«Я был окружен футболом и людьми, которые не дали бы мне покинуть его», - говорит он. «Но это нормально, такова жизнь. Я не жалуюсь. Я рад, что это все в прошлом. Я не держу зла ни на кого. Вы нечасто можете увидеть меня в газетах, я не публичный человек, меня не волнует всё это. Я был профессиональным футболистом уже в 17 лет. И сейчас, Алан, я думаю: «Поиграли и хватит. Да, хватит с меня».

Если Маккриди не шел к «Челси», то «Челси» делал попытки пойти к бывшему рулевому, когда во время «первого прихода» Жозе Моуриньо клуб поехал в Калифорнию на предсезонную подготовку. Эдди получил письмо от представителей «Челси» с просьбой приехать на запад от Теннеси за счет клуба. Он ответил, поблагодарив их за любезное приглашение. «Это удивительный поступок, очень милый с их стороны. Но я отказался, сказав, что очень польщен их просьбой и что я думаю о «Челси», но не планирую отправляться на встречу с клубом».

Он не был отшельником или кем-то в этом роде. Просто жизнь продолжалась, и он двигался дальше. Или, возможно, правильнее будет сказать, что его жизнь изменилась, как объясняет сам Эдди. Есть несколько доказательств тому, что Маккриди обратился к светлой стороне. Его крестили восемь лет назад, почти 20 лет бывший рулевой обходится без алкоголя. Сейчас он играет в гольф и может приготовить обед на 60 персон, тогда как еще 10 лет назад его умения ограничивались мытьем посуды. Сейчас, в 73, он живет на ферме своих родственников, окруженной 500 акрами полей; его главная забота – это животноводство и выращивание табака. Он построил дом на ферме со своей женой Линдой, с которой познакомился в Мемфисе, когда учился на юриста.

Эдди прошел долгий во всех смыслах путь, начиная с детства в районе Cowcaddens в Глазго. Он вырос на Cambridge Street, которую сам характеризует как трущобы, и поддерживал «Патрик Тисл». Клуб как-то приглашал его на прпросмотрно посчитал, что Маккриди не был достаточно хорош, поэтому Эдди присоединился к «Ист Стирлингширу».

Тот факт, что Эдди не возвращался на Туманный Альбион с посещения матча на «Хэмпдэн Парк» в середине 70-х, возможно, покажется еще более удивительным, чем то, что Эдди не был в «Челси» с тех пор, как покинул клуб. В конечном счете, он был частью культовой сборной Шотландии, которая стала неофициальным «чемпионом мира» после того, как обыграла Англию в 1967 году, Маккриди 23 раза вышел на поле, защищая честь своей страны.

 

        

сборники синих

Та памятная игра на Уэмбли, случилась как раз в 27-ой день рождения Маккриди. Джим Бакстер, сотоварищ Эдди, левый полузащитник сборной Шотландии, поддразнил британских соперников, набивая мяч в их штрафной площади в ожидании товарищей по команде. Но лучше всего ему запомнилось, как команда выстроилась в линию для исполнения национального гимна перед началом матча. «Как и перед большинством матчей, я очень переживал. А играть за сборную своей страны еще волнительнее. Я помню, как думал: «Господи, скорее бы уже начали, это ожидание невыносимо». Я увидел напротив нас Бобби Мура, Джеффи Херста, Алана Болла, и подумал: «Будет трудно». А потом посмотрел на своих ребят и увидел Дениса, Джима, Билли Бремнера, Джона Грейга и сказал себе: «Да о чем я переживаю?».

Сейчас Маккриди черпает такое успокоение в своей вере. Характерная для многих футболистов потеря чувства причастности настигла Маккриди после трехлетней тренерской карьеры в "Кливленд Форс", которая закончилась осознанием гнетущей пустоты. «Однажды я почувствовал, что всё стало не очень хорошо, - объясняет Эдди. - Большинству людей свойственно иногда впадать в депрессию, и я не исключение. Это со мной и случилось. Я искал что-то, чего не мог найти, мне нужна была помощь. И я нашел Бога. Это звучит банально, но так и есть. Однажды я просто взял Библию и стал читать её».

«Мы ходим в церковь каждое воскресенье, как и многие люди, и в течение недели тоже. Это самая важная составляющая моей жизни. Футбол и рядом не стоит. Если ты христианин, ты веришь, что рай существует, ведь правда? И это значит, что мы собираемся в другой мир, и мы собираемся прожить там тысячи и тысячи лет с Богом, так ведь? Вот о чем говорит нам Библия. Существует ли что-либо важнее этого? Неужели футбол важнее? Или «Челси»? Не думаю. Не может быть ничего важнее этого, если ты христианин».

Эдди перезвонил мне, побоявшись показаться невежливым, и настаивал только на одном:

«Скажи там своим ребятам, что Эдди Маккриди перезвонил тебе, - и он добавляет еще одну просьбу, -если ты столкнешься с кем-нибудь из этих ребят: Билли Макнилл, Джон Грейг, Вилли Хендерсон - я даже не уверен, живы ли они, - передай им привет».

«Если ты когда-нибудь увидишь кого-то из них, пожалуйста, скажи им, что ты разговаривал с Эдди Маккриди, и он просто хотел передать привет».