2 мин.

Воспоминания о соцреализме и детстве.

Это было в Кракове во время очередной прогулки в одиночку. Утреннее солнце ярко светило, но делало это оно не так ласково как сейчас летом. Однако, и этих лучей формальной вежливости было достаточно для доброго туристического настроя на многокилометровые прогулки. Пусть и какие-то километры в тот день были преодолены на трамвае, но это только вносило некоторое разнообразие. Да и передохну́ть тоже бывает полезно.

Я уже достоверно не вспомню точно в каком месте была сделана эта фотография. Скорее всего уже после того, как я переступил административную границу исторически еврейского мрачноватого, но определённо атмосферного райончика Казимеж.

В за те тринадцать дней в декабре 2012 года на одолженную мною цифровую мыльницу была отправлена куча снимков всякого рода табличек, дорожных знаков, указателей с улиц Кракова. Мне теперь даже не особенно интересно пересматривать эти фотографии: главное — эмоции и переживания — остались при мне. А снимал я эту мелочь только для того, чтобы заставить себя активней смотреть по сторонам. Благодаря этому я сфотографировал и эту табличку.

Чем она меня привлекла? Стоит признаться, что таких надписей на стенах домов я не видел никогда. Оригинальность, знаете, привлекательна всегда, даже при наличии стремящейся к идеалу посредственности и обыденности. Это был, наверное, главный повод для того секундного порыва.

По прошествии полугода этот кадр я вспоминаю как бы не чаще всех остальных. Он стал для меня эдаким маленьким произведением искусства, которое по содержанию просто как три копейки, но является раздражителем, задевающим самые звонкие струны души. Эдакий соцреализм.

Соцреализм — это позитивное преломление повседневного опыта человека, мечтами устремлённого в будущее. В сим же случае меня запечатлённый фотокамерой «соцреализм» отправляет не в грядущее, а в прошедшее — в детство. Хоть это моё детство никак не ассоциируется у меня с городом, в котором я живу с пяти лет. Моё детство — это деревня, райцентр в шестидесяти километрах от Новосибирска, это улицы Большевистская, Кирова и Максима Горького (она же «Максимка»), это велосипеды, и, конечно же, футбол.

В век победившей компьютеризации и власти интернета бывает страшно представить, что родись я лет эдак на десять позднее и я сам себя бы лишил удовольствия гонять мяч и тем самым лишил бы себя детства. Поэтому так приятно думать, что до сих пор есть те, кому адресовано это маленькое послание на торце самого обычного здания на одной из сотен улиц столицы Малопольски.

«Запрещено бить мячом о стену».