9 мин.

Стоп-кран. Почему Алексею Миллеру следовало потерпеть Спаллетти до лета

Знаменитый рубильник имени Алексея Миллера сорвало в пятый раз. Как было установлено ранее, резкие движения в футболе патрон «Зенита» совершает ритмично, как бы повинуясь некоему природному алгоритму. В первое газпромовское лето «Зенита» было потрачено больше 40 миллионов евро на новую команду для нового тренера Дика Адвоката.  

Спустя два года, в горячем и безумном для России августе 2008-го за одного игрока было заплачено почти столько, сколько на полное обновление состава. «Зенит» перевел 30 миллионов евро «Динамо» за Мигеля Данни (третья сделка всех времен в российском футболе).

Летом 2010-го новому тренеру «Зенита» Лучано Спаллетти были пожалованы Бухаров и Бруно Алвеш за 34 млн. евро.

А 04.09.12 еще двое – за 95 млн. евро. И этот подарок команда переваривала потом целый сезон.

Алексей Миллер чуть не выдержал свой двухгодичный график.

Отставка Спалетти, как мы видим, выпадает из этого ряда. Первые четыре действия были связаны с щедростью, если угодно, любовью к «Зениту» (в понимании Алексея Миллера). Изганание Спалетти дышит жаром большой человеческой обиды. В сущности, мы видим первое очевидно негативное деяние Миллера в отношении своего детища. Негативность исключительно в несвоевременности.

Если Спаллетти совершенно потерял контроль над командой, то это обстоятельство никак не могла выявить только игра с «Томью». В этом случае «Зенит» опоздал со сменой тренера. Если же нули с «Томью» стали точкой кипения Миллера, то почему нельзя было покипеть еще немного, до июня? Видали мы «Зенит» Спаллетти и похуже – с «Тюменью» в Кубке, например. Не говоря уже про Вену – вот, где по-настоящему все бежало через край, все вопило о том, что так дальше жить нельзя.

«Зенит» этой зимой как раз решительно и расставался с прежней жизнью, воплощенной в местных звездах вчерашнего сияния. Освобождение вакансий и зарплатной ведомости для новых сил и профессиональное здоровье того, чьими руками эта кадровая перетряска осуществляется, в этой ситуации вполне можно рассматривать отдельно. Как два разных вопроса. Это даже было бы в высшей степени разумно, дальновидно провести расчистку, возможно да, слабеющей, но еще вполне твердой рукой Спаллетти, чтобы летом его сменщик уже не тратил силы на поиски скелетов в шкафу и войну с привидениями, а целиком посвятил себя созиданию.

Но если такой план существовал, то он за один день был уничтожен большой человеческой обидой патрона «Зенита»: я тебе новых игроков покупал, я твою сторону против игроков держал, всех, кто славу «Зениту» добывал, всех дорогих моих людей выгнал, даже Рому, а ты мне что – 0:2 против «Боруссии» к 5-й минуте и 0:0 с «Томью»? Отставка Спаллетти – вся целиком про то, как один человек разом обманулся в своих представлениях о другом человеке.

Умозрительные построения у Спаллетти сменила настоящая, выстраданная мечта – стать петербургским Венгером, высоким маяком, светящим отдельным, другим светом от костров мировых футбольных амбиций

Обманулся и Спаллетти в своих надеждах. То, что он сделан не из того материала, что Капелло, Анчелотти или Алекс Фергюсон, мы догадывались. Но вот представьте, что вы Спаллетти, у вас есть довольно пестрая профессиональная биография, так что вы легко можете себе внушить, что она успешная и идет по поступательной, и вот кто-то, пусть даже внутренний голос, тебе говорит: Не-а, ты не Капелло! Хочется этот внутренний голос заткнуть или изящно возразить: Ну пусть и не Капелло, но с Венгером мы одной породы!

Никаким Венгером, конечно, Спаллетти в Петербурге поначалу не хотел становиться. Он ехал в Россию более или менее за деньгами, с верой во вселенскую мощь «Газпрома». Хотел быстро взлететь с «Зенитом» и на волне успеха вернуться в Европу, в Англию. По приезде в Питере начал учить английский с преподавателем. Но скоро забросил – работа засосала. Сразу все заладилось, Спаллетти стал прикипать, а с первыми неудачами буквально врастать в новую почву. И тогда, как всегда это бывает, умозрительные построения сменила настоящая, выстраданная мечта – стать петербургским Венгером, высоким маяком, светящим отдельным, другим светом от костров мировых футбольных амбиций. Его финальное послание болельщикам «Зенита» можно было бы признать образцом искусства прощания, если бы в нем не было столько искренности.

Не получилось. Спаллетти, скажем, спокойно и тихо, так чтобы он нас не услышал – всего лишь обыкновенный ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ тренер. Таких 20-30 в мире, не больше. Они составляют как бы второе кольцо всемирных профессионалов, окружающее всех тех, кто наперечет, тех, кто движет, разгоняет игру и всегда в центре внимания, даже если остается без работы.

Есть известная теория, согласно которой полноценный цикл жизни с одной командой проживается обыкновенным тренером за три-четыре года. Все лучшие, удавшиеся проекты Спаллетти столько и жили. Три года он был с «Эмполи». Три года – с «Удинезе». 4 года и 2 месяца – с «Ромой». 4 года и 3 месяца – дольше всего – с «Зенитом». Петербургский опыт Спаллетти – тоже, конечно, удавшийся.  Потому что совершенно невозможно было помыслить эти 4 года и 3 месяца назад, что тренер «Зенита» может быть отставлен за 10 туров до окончания чемпионата за утерю лидерства в нем. Даже в безумные итальянские 90-е, по-моему, ничего подобного не случалось. Это рекорд на века. Не думаю, что мы когда-нибудь увидим в нашем футболе тренерскую отставку при подобных турнирных обстоятельствах.

Я убежден, что Спаллетти, пусть и с дурацким футболом даннихалк в духе прошлого сезона, все равно вытянул бы один из двух билетов в  Лигу чемпионов-2015. Давайте просто вспомним, что «Зенит» в прошлом сентябре лучше всех в России играл в футбол. Как казалось, с непокрываемым отрывом. Кризис «Зенита» – это всего лишь сугубо спортивный кризис. В такую хлябь раз в пять лет обязательно вляпывается любая большая команда. Но что сделано, то сделано. И теперь для «Зенита» нет важнее вопроса, кто теперь убедит команду перейти в режим даннихалк, кто будет доставать из шкафов скелеты и полемизировать с привидениями.

У меня не было два дня ответа на этот вопрос. И пока я над ним раздумывал, sports.ru опубликовал список тех, кто может заменить Спаллетти. Человек, составивший его, либо считает себя большим остроумцем, либо просто зарегистрировал все знакомые слова, написанные на ближайшем заборе. Надо сказать, это был вполне респектабельный забор. На нем попалось только одно неприличное слово. На букву «г».

Поистине только великая ненависть к «Газпрому» может порождать такую веру в его величие. Никак не отзываясь на иероглифы «Симеоне» и «Клопп», я все же прокомментирую в этом троллинг-списке только одну позицию – Капелло, понимая как часто в наших пределах реализуется самый болезненный бред. 

Это ни разу не нужно не только самому Капелло, но и в еще бОльшей степени самому «Зениту». Трудно представить, что бы так, как назначение Капелло, формализовало образ команды власти, который генерирует ненависть вокруг «Зенита», и так досаждает ему. «Зенит» как хоккейный советский ЦСКА с тренером Тихоновым-Капелло – это разворот на 180 градусов в каменный век советского спорта. При этом никакого советского спорта больше не существует, а российская премьер-лига не в пример всей стране живет в условиях высочайшей, исторически беспрецедентной конкуренции. «Тосно» может запросто побить «Спартак», а «Томь» уволить тренера, который дважды за три года выигрывал чемпионат и дважды выводил свою команду в плэй-офф Лиги чемпионов. Если ставится задача одним щелчком колпачка Паркера превратить «Зенит» в пугало, в которое бросает камни уже не половина страны, а четыре пятых, то да – Капелло самое то.

Далее. Призвание молодых тренеров команд второго мирового эшелона на гребне успеха – не Симеоне или Клопп, я умоляю, а тех, кто движется за ними – сопряжено с колоссальным риском. Прежде всего, политическим. Молодой Наполеон будет неизбежно взывать к реконструкции, то есть к новым кредитам и платежам. В условиях, когда за месяц рубль просел по отношению к евро на 20 процентов, «Газпром» – компания, находящаяся в политическом поле – такие риски на себя не возьмет.

Я нахожу только два молодых имени, относительно которых возможна оценка и размышления. Это Роберто Ди Маттео и Андре Виллаш-Боаш. Но Ди Маттео слишком созерцательно относится к жизни. Вот уже второй год он получает неустойку от «Челси» и, таким образом, еще и демонстрирует трезвое понимание своего опыта, пережитого с «Челси» и своих возможностей – вот повезло, спасибо тебе, Господи. В психотипическом смысле Вилаш-Боаш – полная противоположность Ди Маттео. Информация о контактах «Зенита» с португальцем – это единственное, к чему можно присмотреться всерьез в веселом потоке безумия новостной ленты последних дней. Нет никаких сомнений, что Виллаш-Боаш готов. Этот никогда не будет спокойно сидеть без дела, получая неустойку. Есть только большие сомнения в его способности держать удар. А в случае с «Зенитом», это не удар даже, а беспрестанное давление подушки обстоятельств. Надо быть мудрым, как Спаллетти, чтобы жить в браке с «Газпромом». Есть подозрение, что в Боаше ума хоть отбавляй, а мудрости – ноль. Просто подозрение.

«Зениту» сегодня нужна не реформация, а стабилизация. Реформацию худо-бедно, но почти полностью провел Спаллетти. Стабилизацию можно обеспечить только непререкаемым авторитетом. То есть это должен быть, что называется, великий старик. То есть никак не Сережа Семак. Так, наверное, точнее произносить это достойное имя в сегодняшних обстоятельствах.

Стабилизацию можно обеспечить только непререкаемым авторитетом. То есть это должен быть, что называется, великий старик. То есть никак не Сережа Семак

Со стариками все довольно плохо. Липпи совершенно счастлив быть китайским императором. Траппатони повезет на Кубок мира Кот д’Ивуар. Ван Гаал, напротив, закончит в Бразилии с Голландией. Но этот человек никогда не постареет и всегда будет идти навстречу обстоятельствам, как первый хулиган во дворе – кулаками вперед.

Хитцфельд – хороший вариант. Хотя, очевидно, натура уходящая, уже 6 лет существующая в санаторном режиме наставника больших швейцарских талантов. И к тому же, опять – Хитцфельд занят на Кубке мира. А значит до окончания чемпионата со скелетами в шкафу и привидениями будет управляться Семак. Результат этого общения с темной стороной «Зенита» непредсказуем. Или, скорее, предсказуем – «Зенит» останется без Лиги чемпионов и, таким образом, сильно потеряет темп развития. 

Юпп Хайнкес старше Хитцфельда, но никто не назовет его уходящей натурой. Потому что он уже ушел. Более того, так не уходил никто – выиграв Лигу чемпионов с «Баварией» меньше года назад.

Нужно узнать, почему он отверг несколько десятков предложений остаться в футболе. Со здоровьем у него, кажется, все хорошо. Выглядит он, во всяком случае, отлично. Нам бы всем так выглядеть в 70.

Я не вижу никого в сегодняшнем «Зените», кого можно было бы отправить к такому человеку, чтобы убедить его переменить свое железное немецкое решение. При всем моем уважении. Зато в корпорации, которая опекает «Зенит», есть целое специальное подразделение высшей мировой квалификации. Магистры лоббирования – истинные Дон Жуаны своего дела. Только им под силу соблазнить Хайнкеса.

Если суперагенты «Газпрома» уже обсуждают планировку служебного дома Хайнкеса в Петербурге, я отменяю свои претензии по поводу несвоевременности отставки Спаллетти. Если же горячечная пульсация новостной ленты последних двух дней, пусть даже в малой степени отражает подлинные сегодняшние телодвижения менеджмента «Зенита», то тогда лучшая команда страны последних четырех лет будет отброшена в своем развитии на пару лет назад. В лучшем случае. В худшем – начнет блуждать по кругу.      

Фото: РИА Новости/Вячеслав Евдокимов, Игорь Руссак, Fotobank/Bongarts/Getty Images/Alexander Hassenstein