Хруст французской булки. Как Россия не сказала миру ни слова о том, что она о себе думает
Игорь Порошин объясняет, почему церемония открытия Олимпиады – символ полной интеллектуальной остановки современной России.
Зимние Олимпийские Игры – одно из самых чудесных изобретений человества. Под этим небом, кажется, больше нет ни одного всемирного сбора людей, который бы так мягко внушал мысль о том, как этот мир мал и уютен. В сущности, он похож на лесную избушку, укутанную снегом. Хорошо жить в такой избушке.
Кроме того, Зимние Игры без надрыва внушают нам мысль о значимости отдельного человека. О важности того, что он делает. Несмотря на глупое и необратимое разбухание олимпийской программы, это в меньшей степени касается зимы. Здесь есть время рассмотреть румяное лицо чемпиона и даже призеров. Порадоваться за них. Послушать музыку гимна. Подумать, обсудить увиденное.
Это не бестолковая суета летних Игр, когда все внимание, в конечном счете, обращается к нервному щелканию медального счетчика, а лица сотен чемпионов сливаются в одно. И оно, разумеется, оказывается лицом Уссейна Болта. Лыжник, ползущий в горку среди сонной, добродушной природы, – одна из самых умиротворяющих аллегорий человеческой жизни.
То, что Россия не собирается проводить зимние Игры такими, какими мы их знаем, стало уже понятно в тот момент, когда мы их получили. Сочи – самое южное, самое теплое пристанище Белых Олимпиад за всю их историю. Это уже давно обсудили. Сочи-2014 стали не просто самыми дорогими зимними Играми, а самым затратным спортивным событием в истории мира, – это предстоит обсуждать еще долго. И не только на просторах интеренета, но, боюсь, и в душных залах заседаний судов. То, что Россия разрушит образ церемоний открытий Зимних Игр, было практически неизбежно.
Этот образ непрочный. Он сложился совсем недавно, начиная с Альбервилля (92-й год). У нас зимы слишком много. Поэтому русский человек ругает зиму почем зря. Между тем, для огромной части человечества снег что Пальма-де-Майорка для Шуфутинского – символ исключительно другой, конечно же, лучшей жизни. Там хорошо, где нас нет. Открытие зимних Игр (Альбервилль, Лиллехаммер, Нагано, в меньшей степени – Турин) стали особым зрелищным жанром – счастливым сном человечества о снеге на размытом этнографическом фоне. Спектаклем без попыток впихнуть в него весь учебник истории страны с эпическими обобщениями о национальной миссии. Это как раз предписывается постановщикам открытий летних Игр.
Казалось неизбежным, что Россия разрушит образ церемоний открытий зимних Игр
Сочи мог продолжить, развить эту традицию постановок открытия зимних Игр. Три русских балета «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» – великие дары России миру. «Щелкунчик» стал всемирным знаком зимы и его праздников. «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» очень близки сновидческому духу церемоний зимних Игр. Как и все великое искусство, это истории об отношениях сна и яви, мечты и реальности. Перед этими историями все равны – и дети, и самые яростные реформаторы искусства. Эти сказки можно переворачивать, растягивать, кромсать на части или вовсе никак не трогать. Через них можно рассказать обо всем – о вере, любви, исторических подвигах. Не обязательно только в танце. Сами истории помогают сохранять структуру рассказа, дисциплинируют мысль. Но куда там – мы не ищем легких путей.
С первой секунды церемонемейстеры Сочи дали понять, что они будут творить именно на территории летних Игр – мощными и размашистыми жестами. И поначалу это нисколько не расстроило.
Девочка засыпает с русской азбукой. Азбука падает из рук и страницы раскрываются. А – это, собственно, азбука с изображением Кирилла и Мефодия. В – вертолет Сикорского.
«Русская азбука» – лучшее наше пропагандистское сочинение в жанре короткого видео, которое мне доводилось видеть. До сих пор емкое патриотическое высказывание в России существовало исключительно в двух регистрах – застенчивого пустомельства и кабацкого погрома в духе Аркадия Мамонтова. Любопытно, сколько человек получили увечья в результате споров над Русской Азбукой? Но портрет победителя спора восхищает. В нем есть все то, чего нет в русской официальной идеологии – воля, вкус, дерзость, принципы. Одним словом – Выбор.
Пикет казаков на Большой Морской улице Петербурга получил по голове буквой Н. Н – это, конечно, наш Владимир Владимирович Набоков. А Ш – это ни разу не ваш Шолохов. Ш – это Шагал. Русский балет – не ходульный Григорович, а, конечно же, Дягилев, ни одного балета, на самом деле, не сочинивший. Гомосексуалист, между прочим. А книжку в руках держит несоверешеннолетняя. Но понятно, что на суде истории Дягилев сшибает одним щелчком любую госдуру с ее законами одноразового использования.
В азбуке нашлось место шалостям. У – ушанка. Нежным, только нам внятным привязанностям: Ё – ёжик Юрия Норштейна. Великолепному имперскому произволу: мы присвоили витебского еврея Марка Шагала, прожившего 12 из 97 своих лет на территории современной России. И даже строгому учительскому назиданию нашлось место. Каюсь: почему Пушкин – Ъ, я не смог сообразить без интернета.
Подумалось: как здорово, как лихо Сочи стартовал! Но тут на экране второго канала телевидения Черногории, где я смотрел трансляцию, случилась реклама. Черногория находится в зоне уверенного влияния России, поэтому я не удивился, что реклама русская. Она была только очень длинной. Под завывание музыки примерно к 700 голливудским блокбастерам актер Машков на ладье высадился туда, где его встретил человек, похожий на актера Безрукова. Закоанчилось все Н.С. Михалковым в белой каске. Я упустил только, чья это реклама была – Газпрома или Сбербанка. Хотел спросить: а что в этот момент в России показывали?
«Русская азбука» – лучшее наше пропагандистское сочинение в жанре короткого видео
Реклама с Безруковым, к счастью, не забрала ни секунды парада команд. Но несколько притупила свежесть восприятия главного события – спектакля на стадионе. Он, как и рекламный ролик, тоже оказался уроком истории. Растянутым как раз примерно на академический час. Ну что ж, век живи – век учись, если ты не помнишь, почему Пушкин – твердый знак русского языка.
Итак, история России – это. Вначале был Северный Ядовитый океан. Потом он оттаял в одном месте. В результате чего появилась возможность построить собор с луковками и немножко водить хороводы странным существам, на людей справедливо не похожих. Затем от нелюдей произошел энергичный император. Человеком его сделало голландское платье. Платье помогло построить ему чудесный город. Он был предназначен для балов. Танцевали в Петербурге очень красиво и долго. Под музыку молдавского композитора Евгения Доги. Но потом зазвучал Шнитке и с неба ударила революционная молния. Все испугались. Так ты пойди-ка попляши! – услышали красивые господа. Пора России и за работу браться. Все окрасилось красным цветом и появились люди в касках. Только теперь они не были Н.С. Михалковым. Работа шла дружно. Много дел сделали. Потом, правда, тучи снова нахмурились и загудели железными насекомыми.
Но зато когда все опять расцвело красным цветом – во жизнь пошла! Так со Старыми песнями о главном, в том же красном цвете – до самого сегодня. Очнувшаяся, наконец, от многовекового анабиоза девочка Любовь, с ее чудесным букварем, застала Россию в момент высшего счастья. Наконец, россияне после изматывающих балов и не менее изматывающей индустриализации приступили к самого приятному занятию на свете – стали жениться и делать детей.
Подобно Игорю Талькову, я долго силился понять, что означает эта финальная сцена. Этот прощальный загул, где спутались люди, кони, знаки. Что это – отчаянная попытка людей, погибающих под тяжестью собственного замысла, ухватиться за краешек одежды гения Феллини? Отсыл к главному визуальному гуманистическому высказыванию ХХ века – его хороводу в финальной сцене «8 ½»? Все хреново, противоречия жизни непреодолимы и все, что у нас остается: всем – униженным и оскорбленным, богатым и бедным, женам брошенным и женам еще не брошенным, обманутым мужьям и мечущимся художникам взяться за руки и водить хоровод. Или это такой же отчаянный, с испугу прорыв к христову «плодитесь и размножайтесь»? Но почему слово «СВАДЬБА» И «ДЕТИ» написано конструктивистским шрифтом, придуманным как раз в ту пору, когда в России, смеясь, громили и грабили христовы церкви?
И почему словами «СВАДЬБА» и «ДЕТИ» отмечена та эпоха, когда наша страна уверенно вошла в число мировых лидеров по количеству разводов и абортов, а население, если иногда и прибывало, то только благодаря тем, кто эти слова на русском произносил с сильным акцентом?
Жанр линейного исторического эпоса в формате академического часа – опаснейшее предприятие, обреченное на досадные умолчания, нелепые оговорки и символические конфузы. Все это можно преодолеть, заглушить хор зануд с их мелкими вопросами, только ошеломляющей художественной точностью.
Взятая в аренду у создателей церемонии Открытия Олимпиады в Сиднее и переименованная в абстрактную, неохватную русскую Любовь, девочка в австралийском оригинале была Алисой в Стране Чудес. Алиса, если вы помните, в своем волшебном сне поминала антиподов. То есть буквально – австралийцев. Для Алисы антиподы были символом удаленности от мира. Она не добежала до них в своем сне, проснулась. В финале Открытия Сиднейской Олимпиаде Алисе устраивают свидание с Австралией: вот, Алиса, это мы – те самые, антиподы. Мы и есть Страна Чудес – но ты не спишь. Эта страна – явь. Мы ее построили – твои, Алиса, дети. Метафора точна, понятна и потому она сработала на 100 процентов. И идите вы к черту с вашими претензиями по поводу освещения вопроса геноцида аборигенов в Стране Чудес.
Придумщики сочинского шоу прячутся от зануд ровно за ту же завесу грезы, называя представление «Снами о России». В нем только нет свободы и безумия сна. Безумие этого сна разве в том, что он тютелька в тютельку совпадает с самым серым, скукоженным представлением западного мещанина о России. За вычетом, разумеется, ГУЛАГа и бандитов. Это колыбельная для тех, кого Александр Солженицин (не попавший в букварь) называл «образованцами». Баю-баюшки-баю – война и мир, русский авангард, лебединое озеро – ты ложися на краю, прийдет серенький волчок, не укусит за бочок. Мы теперь Би-Эм-Даблю в Калининграде собираем и хаус играем. А картинка? А-а, какая у нас телекартинка – не хуже лондонской. Мы твои прилежные ученики, Страна Чудес, Лучший из Миров. Спи, малыш, не бойся.
Я долго силился понять, что означает эта финальная сцена
Что ж, задача понятна. В послевоенную эпоху, которую устроители сочинского шоу, представили как самую светлую в нашей истории (причем буквально), это называлось «низкопоклонство перед Западом». За это выгоняли с работы и давали сроки.
Не к этому мы, разумеется, призываем. Просто в больших заботах о влиятельном мировом большинстве забыто меньшинство. 100 миллионов телезрителей в России. С Моденой, Клермон-Ферраном и Цинциннати все понятно, а какое сообщение предлагалось считать в фейерверковом небе Сочи, скажем, Благовещенску? Что мы? Куда идем и зачем? Какую мысль нужно прожить в этом часовом кувыркании над русской историей?
Пожалуй, самый значительный ляп сочинской церемонии Открытия Олимпиады, это первые слова председателя Оргкомитета Дмитрия Чернышенко. Он начал так: «Наш город (т.е. Сочи – прим.И.П.). уникален».
Ни одного даже крохотного подтверждения уникальности Сочи представлено не было. «О, Петербург!» – глядя на экран, прокомментировал новый посетитель бара, где я смотрел Открытие. Понятно. Тяжело создать мифологию территории, которая в нынешнем ее смысле не существует и ста лет. Да и зачем? Ведь единственное, что случилось в русской истории – это площадь перед собором Василия Блаженного и Петербург. И, в общем, ничего и не случится больше. Поэтому будет правильно, если ты, дорогой зритель, сразу же после окончания нашей трансляции купишь билет в один из двух русских эдемов. Устроишься для начала официантом или продавцом магазина сети гаджетов, а там – как пойдет. В любом случае, пойдет лучше, чем в Благовещенске. Нормально мы тут живем. В Питере, правда, море холодное. А в Москве работы навалом, но моря нет вовсе. Но ничего, денег накопишь – поедешь на море. Тратить. В Сочи. Теперь здесь весело. Все есть.
Нет, не это думали сказать церемонемейстеры Сочи-2014. Никак не хотели они обидеть своих зрителей в России – самых любимых зрителей. Но получилось обидно. Потому что очень честно.
Начавшаяся с великолепной Русской Азбуки и развернувшаяся в визуально совершенное, звеняще пустое представление для интуриста, Церемония Открытия Олимпиады-2014, на самом деле, точно доложила о состоянии современной России. Режим полной остановки. Интеллектуальный блэк-аут.
Сто, двести или пусть хоть всю тысячу лет – пусть историки спорят – волей русской истории, ее культуры был поиск смыслов, работа со смыслами, рождение новых смыслов. Пусть некоторые из них и вели к катастрофам. Не блеск «картинки», не гармония формы – тут Россия никогда не была чемпионом.
Россия больше не умеет работать со смыслами. Или не хочет. Или боится. Страх тому виной или бесплодие. Возможно, беспрецедентно активная работы пищеварительного тракта от мыслей отвлекает. Сто раз правы сочинители церемонии Открытия про настоящее время. Россия ведь, действительно, никогда не жила так хорошо. Не отрыгивала так часто. Со смыслами потом разберемся. После Олимпиады.
Открытие Олимпиады в Сочи. Как это было
«Русские приятно удивили». Как церемония открытия смотрелась с трибуны
Фото: REUTERS/Pool
И в какую историческую эпоху из представленных должен был быть вклинен Сочи? 19 век? Советский Союз? Игорь, если вы в Сочи, давайте встретимся с вами и выпьем пива с хачапури? Я серьёзно!
Так увлеченно выковыривать какашки из красочного доброго шоу... Это конечно определенный акт самоотречения.
Кошмарный текст.
Единственный вопрос, который у меня возник после ознакомления с текстом -"Зачем я это читал?"
Но эта истерия и глумление уже просто надоели и бесят, ну сколько можно? Ну потратили уже бабки, что получилось то получилось, давайте порадуемся спорту и антуражу.
Церемония открытия получилась хоть и немного затянутой местами, но крутой, я даже посмотрел с начала до конца впервые в жизни. К чему теперь кричать, что было что то не так? Мне балет не нравится, я ж не хожу на выступления чтобы сидеть и плеваться, другим нравится - порадуюсь за них.
"Сочи-2014 стали не просто самыми дорогими зимними Играми, а самым затратным спортивным событием в истории мира" - если считать сопутствующие затраты на инфраструктуру и инфляцию, падение покупной способности доллара, то Нагано, например, выглядит вполне в уровень.
Остальное по тексту - примерно такой же шлак по качеству.
http://www.colta.ru/articles/society/1980
Вообще, эстетское самолюбование Порошина чем дальше, тем беспомощнее и беспомощнее. Бодрийяр на марше. Стены текста и полная пустота.
Как раз со смыслами - несмотря на действительно смазанную и не до конца понятную концовку - все прекрасно. Историческая Россия. Прекрасная Россия. Настоящая Россия. С одной стороны - без клюквы "медвкди-водка-балалайка-Калашников". С другой - без гомофобских истерик, духовных скреп, гламура, зашкаливающей НЕНАВИСТИ, без Путина, Сталина, лицемерного культа Победы, сумасшедших депутатов,. Зато с авангардным Стравинским, Чайковским и Римским-Корсаковым, Кандинским, Шагалом, балом Наташи Ростовой, балетом, Масленицей, петровскими реформами, футуризмом двадцатых, дядей Степой. Это и есть та любимая великая и родная Россия. Россия, в которой личго мне хочется жить и которую хочется любить.
Ну, а если вам не хочется - ну, кто ж неволит...
Вчера я увидел то, как бережно мы относимся к истории, увидел стремление сохранить самобытность, вчера я увидел то, что не может не вызывать гордость и уважение! И Азбука, и Бал и ряд других приятных моментов, согревающих душу и заставляющих с неимоверной скоростью поглощать все то, что я вчера видел в экране собственного ТВ. И останавливаться не хотелось. Хотелось еще.
Вчера я по-настоящему гордился такой богатой и уникальной страной, как Россия.
Сегодня в этом тексте я вижу желчь, поливание грязью с элементами абсолютного и наглого вранья, желание испортить прекрасное, насолить и плюнуть в душу, и, самое противное, уничтожить чувство гордости, которое вчера возникло.
Сложно мне назвать автора своим соотечественником.
Лучше бы наших спортсменов поддержал автор. Это, как мне кажется, более нужное и более приятное занятие
Причем очень громоздко и неуклюже.
Лишний раз убедился в том, что любое знаковое событие не может быть абсолютно "нравящимся" или "не нравящимся" всем без исключения...
Конечно, и я, как человек с верхним образованием, настрополенный М.Н.Задорновым искать всегда и во всем тайный смысл, ляпы и косяки, выискивал оные в процессе просмотра...
И вот к какому (абсолютно субъективному) выводу я пришел:
- Все проблемы, связанные с оценкой данного шоу, как "шедеврального" или "провального"... с дисбалансом одного по отношению к другому... связаны с наличием в рядах писателей и читателей "сверх-умных" интеллигентов-буквоедов, которые смыслом своей жизни сделали поиск косяков своей власти... своего народа... своей страны... и перестали тупо (и одноклеточно) радоваться простым жизненным событиям...
Есть такая передача - "Закрытый показ" с А.Г. Гордоном... Где порой откровенный шлак и треш киноиндустрии раскручивается, как гениальное произведение... и прилагается рецепт, как это блюдо кушать безмозглому "быдлу", чтобы понять суть вещей... (т.е. как нужно GOвно завернуть в красивую этикетку, предварительно приправив по вкусу)...
На мой взгляд, в данной статье задача была обратная - убедить всех, что данное шоу является кучей испражнений организаторов на головы зрителей (извините, если я статью воспринял не правильно)...
- Можно (и нужно) ли было что-то сделать в шоу по-другому?... Ответ каждый найдет сам...
Лично я просмотрел открытие Олимпиады 2 раза... Первый раз - как "быдло", которое просто смотрит и тупо радуется... Второй - как интеллигент, ищущий косяки и нестыковки... В обоих случаях чаша весов склонилась в пользу положительной оценки данного действия... Но это - лишь мое субъективное мнение...
- Не понравилось:
Как комментировал диктор...
Как выступал Чернышенко...
Звукорежиссер при исполнении гимна олимпиады А.Нетребко - немного слажал (но во-время исправился... так что практически никто ничего не заметил)...
Все остальное (на мой взгляд) было шикарно... логично... и на уровне...
- Не стоит мешать олимпиаду и политику (хоть данная смесь трудно-сепарируема)... В древности, на время олимпиады останавливались войны (не стоит вспоминать уродов, типа Гитлера и Саакашвилли), что являлось знаком того, что спорт вне политики... И не надо считать с3,14зженные бюджетные деньги при подготовке к олимпиаде... Будьте уверены, если бы не Сочи-2014 - нашлось бы куча других лазеек, как растащить народные деньги... (в любом случае детских домов не стало бы больше... подъезды не стали бы чище... и дороги в стране не стали бы лучше)... Будьте реалистами... :-)
- Отсутствие ВОВ, как эпизода истории нашей страны в представлении, на мой взгляд абсолютно обоснованно (хотя по гулу сирены или двигателей пикирующих истребителей в конце одной из сцен я понял - "далее была война")... Обоснованно с позиции полит-корректности к тем странам, которые сегодня не имеют отношения к фашизму, как в то время...
- Открытие игр Сочи-2014 по сравнению с предыдущими олимпиадами (а их я видел 5 штук) - на уровне... Организация и креатив устроителей заслуживает уважения...
P.S. Господа интеллигенты!!!... Не возможно угодить всем и во всем... Недовольные будут всегда...
Ответьте на вопрос: "Смог бы я организовать это лучше, чем орг-комитет?!?"... Если ДА, то где Ваши предложения и попытки участия в данном процессе?... Где заслон, который преградил Вам путь в реализации своих гениальных идей??...
"Каждый мнит себя стратегом,... видя бой со стороны"...
А пока Вы читаете и думаете, простой народ (вместе со мной) тупо смотрит... и радуется жизни...
Ведь знаковых и радостных событий не так много сегодня в нашей повседневной жизни...
Главное, чтобы наши атлеты не подвели... А уж мы за них по-болеем... От души!!!...
Кричали "Горько! Пей до дна!"
И только диссидент Геннадий
Держал плакат "Долой режим!
Зимние Олимпиады в субтропиках проводятся практически постоянно. Нагано те же — чистые субтропики.
Сочи — 43°36′00″ с. ш.
Приблизительно на широте Сочи:
Саппоро — 43°03′00″ с. ш.
Сараево — 43°52′00″ с. ш.
Южнее Сочи:
Нагано — 36°38′55″ с. ш.
Скво-Велли — 39°11′47″ с. ш.
Солт-Лейк-Сити — 40°45′17″ с. ш.
Я не призываю к ура-патриотизму, но за подобные нюни не мешало бы к стенке ставить. Для профилактики.
Да, спорные вопросы по поводу церемонии есть. Но это не повод усрать ее всю. Может автор решил плюсов нарубить? Так я ставлю минус. Со спокойной душой. Не то что бы мне понравилась церемония, но и такие упаднеческие тексты неуместны. Здесь по крайней мере. И в первый день соревнований.
Я думал над недочетами. И кажется понял, не стоит весь сценарий досконально перебирать. Смотрите на исполнение. Оно прекрасно. Грандиозно. Остальное не столь важное на спортивном мероприятии,
Автор же считает себя умней других, намешал кашу и сидит довольный. Просматривается явная неприязнь к молодой России. А это не лечится. Хотя, может быть, автору просто нравится кидать в бочку с медом свою жалкую ложку дepьма? Ну тогда ладно. Пустяк. Итак, пожалуйста, не пишите больше. Вы нытик.
А спорстсу не следовало бы этот шлак в главные вытаскивать. Прочел, жалею.
Тем не менее, всем удачи. И успехов Российской сборной.
Москва не сразу строилась. Россие быть!.
================
Учитывая, что журналисты обычно одна из основных движущих сил интеллектуального потенциала страны, очень самокритично. Хотя, читая статью, понимаешь, что про интеллект работников пера - фраза в точку
Но вы это и сами прекрасно понимаете. Вы все это пишете, просто вы по сути своей безнадёжные неудачники. Вы не умеете ничему радоваться. Вами управляет озлобленность и апатия. Именно о вас Милтон Эриксон писал, что иные люди умирают в 25, но хоронят их только в 70. Вы уже давно умерли. Вам даже не вспомнить будет, когда в вашей жизни в последний раз была хотя бы минута чистой радости и веселья.
Я не смотрел открытия олимпийских игре и мне безразлично это мероприятие. Мне было противно, когда всюду писали и говорили об олимпиаде. Это напоминало какое-то зомбирование. Я рад, что это скоро закончится. Но вы, злобные, деградировавшие, черствые нытики, отравляющие атмосферу своей желчностью и упадочностью, гораздо противнее.
Сначала татаро-монгольское иго. Бату-хан рубит бошки русише швайнам и берет Рязань
Потом Иван Грозный расправляется с жителями Новгорода. Опричники насилуют и рушат церкви, а нелюдь-царь лично пожирает младенцев
Потом Петр Первый бухает со своими сподвижниками и допивается до почечной болезни
Потом Сталин лично расстреливает миллиард человек, а советский солдат- не победитель, а насилует нсчастных немок на ступеньках Рейхстага
Ну и олимпийский огонь зажигают Толоконникова с мужем, а потом прямо там...ну... "за наследника медвежонка", в общем.
Выдержанно, не пафсоно, абстрактно и глубоко гуманитарно так бы я назвал открытие.