Кими Райкконен: «В ралли совсем другая философия...»
Мы встретились с Кими перед гонкой в Иордании на террасе отеля на берегу Мертвого моря. На телевизионное интервью для российского автомобильного канала Райкконен пришел в сопровождении пресс-атташе «Ситроена» Марека Наварецки – долговязого поляка, немного говорящего по-русски. Босой, на двадцать минут раньше, в кепке с прямым козырьком и темных очках. Пока мы заканчивали интервью с Дани Сордо, Кими подсел к своему штурману Каю Линдстрему, заказал one big ice-cream, и водрузил ноги на стол.
Володя Гриневич, наш оператор, выставил план, Дани Сордо, только что нахваливавший Лео Месси, уже спускался к Мертвому морю, а Марек позвал Райкконена.
«Кими» – бурчит себе под нос финн и протягивает руку. Микрофон готов, Райкконен тоже. Начали?
– Очки пусть снимет, – говорит Вова. – Может он очки снять? – поворачиваюсь к Мареку. Марек морщится. – Пишем так, Вов. – Ладно, *** с ним. – Пять минут, – Марек зачем-то говорит по-английски. Кими слышит. Пришла моя очередь морщиться, ведь изначально было обещано десять. – Хорошо, пять с половиной, – поддается Марек. – Пишем, – командует Вова.
Интервью с Кими – задача не из легких. Райкконен сидит перед камерой практически неподвижно, губы лишь слегка приоткрываются. Да и то с амплитудой в полсантиметра. «Как наркоман», – скажет после Вова. У операторов и фотографов всегда очень точная характеристика. Задавать вопросы про «Формулу-1» – гиблое дело. Тогда он по ходу всего интервью будет отвечать только «да» и «нет». Начать надо с чего-нибудь необычного. Чего-то вроде…
– Кими, это правда, что у тебя была русская машина?
– Русская машина? Да, у меня была Lada. Это первая машина, на которой я ездил сразу после того, как получил права. У родителей на самом деле было несколько таких машин. Но эта мне досталась от одного друга семьи. У нее были проблемы с двигателем, но я ее починил.
– Ну и как тебе Lada?
– Хорошая машина. Тогда мне просто было важно просто перемещаться по городу, и она справлялась. У нее было неважно с тормозами. Но для первого автомобиля – в самый раз. Потом я продал ее другу.
– У тебя есть машина мечты? Вот Микко Хирвонен уйму времени тратит на восстановление своего раллийного Ford Escort…
– Не думаю, что смогу что-то выделить. Я люблю разные машины. И спортивные, и старые. Странно было бы называть какую-то одну.
– Ралли для тебя это развлечение или все же результат имеет значение?
– И то, и другое. Конечно, я стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы показать хороший результат. Но пока я проехал всего семь ралли. Этого мало. Я должен учиться, причем самым простым вещам. Тут не только стиль пилотирования нужно менять, тут и много других вещей. Стараюсь все осилить…
– Говорят, самое сложное для новичка – научиться слушать штурмана...
– Самое сложное – это составить легенду. Тем более – хорошую. Сейчас мне очень много приходится работать со штурманом, он мне очень многое объясняет…
– Почему ты выбрал именно Кая?
– Я был немного знаком с Томми, и когда захотел попробовать ралли, именно его фирма готовила для меня автомобиль. И Кай был рядом. Мы познакомились несколько лет назад в Монако. Это было в 2006 году. И уже тогда мы шутили, что может быть стоит выступить как-нибудь вместе. Сейчас он старается научить меня всему, что знает. Он очень помогает.
Спустя двадцать минут уже сам Линдстрем – бывший штурман Томми Мякинена и нынешний Райкконена – очень удивится моему вопросу о том «каким выдалось знакомство с Кими в 2006-м?» «Вообще-то это было в 2004-м, – поправит швед. – Нормальный парень. Веселый». В том же ключе затем о Кими говорили и боссы новой команды Райкконена Оливье Кеснель и Свен Смитс. «Все пугали «iceman, iceman», – вспомнил француз. – Ничего подобного. Шутит, смеется. Команда им очень довольна». У нас подобного ощущения пока как-то не сложилось. С другим пилотом две трети подобных ответов и публиковать бы не стоило. Впрочем, в случае с Кими и они неплохи…
– Опыт, полученный в «Формуле-1», как-то может помочь?
– Если только на асфальтовых гонках. Те, что я проехал в начале сезона – в Швеции и Мексике – были очень сложными. Ничего общего с «Ф-1». Постоянно меняются условия, от поворота к повороту. Нужна совершенно другая философия…
– В «Формуле-1» надо постоянно пилотировать на пределе, выжимать максимум из резины, тормозов. В ралли же нужен запас – не рисковать, не разбить машину. Не с этим ли связаны твои аварии в ралли?
– Нет, вовсе нет. Я просто переставал слушать штурмана, и заходил в поворот быстрее, чем нужно. В Мексике я слишком поздно затормозил, мы налетели на насыпь, и перевернулись. Мне просто не хватает опыта. Других причин нет.
– В конце сезона будет несколько асфальтовых гонок. Можно рассчитывать на прогресс…
– Да, наверное, на асфальте мне будет чуть проще. Но сейчас главное не думать о результате. Я хочу просто прогрессировать от гонки к гонке. Это и есть главная цель.
– Когда ты бы ребенком, ты хотел стать чемпионом мира в «Формуле-1» или в ралли?
– И там, и там. С первой задачей я уже справился, осталось – со второй. Посмотрим. Я только в самом начале пути, но готов работать.
– Одна минута, – шепчет на ухо Марек. Морщиться уже нет смысла. В газетах любят писать что-то вроде «мы договаривались о тридцатиминутном интервью, а вместо этого просидели полтора часа». У нас с Кими получилось нечто вроде этого. Вместо пяти с половиной минут, мы уже проговорили семь. И есть еще одна в запасе. Прекрасно! Пора переходить к «Формуле-1».
– Ходит много слухов относительно твоего возвращения в «Формулу-1». Говорят, ты можешь заменить в «Ред Булл» Марка Уэббера…
– У меня нет контракта на будущий год – ни здесь, ни в «Формуле-1». Еще очень рано говорить о том, что будет.
– Ты часто говорил, что тебе больше по душе та «Ф-1», что была в 70-х, во времена Джеймса Ханта…
– Да, в те дни «Формула-1» была другой. В спорт не было вовлечено столько денег. Атмосфера была более расслабленной, более открытой. Но так происходит с любыми популярными видами спорта. Компании стремятся попасть туда, приносят деньги. Но все становится сложнее, напряженнее. Та «Формула-1» мне действительно нравилась больше.
– Почему ты не приехал на чествование чемпионов в Бахрейн?
– У меня тесты были в ралли. Так что – без шансов.
– Каким ты видишь свое будущее? Чем ты будешь заниматься, скажем, лет в 60? Останешься в этом спорте или купишь себе домик на берегу озера, и будешь ходить на рыбалку?
– Я не знаю, что буду делать в следующем году, а ты меня спрашиваешь про 60… Сейчас пока не время об этом думать. Понятия не имею. Главное – быть здоровым. Естественно, я понимаю, что наступит тот момент, когда придется закончить с гонками. Тем более в 60. Если все будет в порядке, я думаю, что останусь в гонках. Вся моя жизнь связана с ними. Это не может просто исчезнуть.
Ну, вот и все. Еще одна фраза на камеру в духе «Привет, меня зовут Кими Райкконен, вы смотрите...», и он уходит вновь за столик к Линдстрему. Там – снова ноги на стол и еще одно big ice-cream. И, правда, нормальный парень. Шутит, смеется...
Да, да... Мог, да не смог. И предпочёл он, если уж по чесноку, не ралли, а ничегонеделанье... оплачивалось оно лучше :) Ралли это так, чтобы мхом не зарасти :) И если я прав, а я прав :) в 2011-ом он попытается вернуться.
Если бы он ХОТЕЛ остаться в Ф-1, он просто бы без оглядки побежал в Тойоту. А в Маки чего тоже не пошёл? Он же «намекал» что с удовольствием останется?!;)))
Да, в Феррари ему дали отставку, но эта была, я бы сказал почётная отставка. Были у него и неплохие варианты для продолжения карьеры в Ф-1, но сейчас ему интересней ралли. Не сгущайте краски...
А вот «тупо уволен» был, к примеру, Бурде, спокойно и даже немного цинично.
Почему не пошел в Маки? А нужен он там? Был бы нужен, наверно подписали бы, даже с учетом его пожеланий. Про Тойота, вообще, смешно... Куда бы он спрашивается в итоге без оглядки прибежал? :)
Можно конечно долго радоваться, что Кимка занимается любимым делом, и что он просто не хотел того, чего, в итоге, просто не смог получить, но, по сути, для Ф1 он НИГДЕ... Дальше только Мото, а там и до Вело рукой подать :)
Очень заслуженная и достойная победа.
Мне кажется удивительным что его не уволили в таком случае с формулировкой «за служебное несоответствие», т,е. за слабые результаты. Я не знаю подробностей контракта, но думаю неустойку платить не пришлось бы, или она была бы гораздо ниже.
//мне кажется это не очень похоже на почетную отставку :) //
Ну так почитайте высказывания ферраровского руководства... Может, «почётная отставка» - слишком громко сказано, но это больше соответствует действительности чем ваше «ТУПО УВОЛЕН». Уж точно его не выгоняли с треском, как Да Матту например.
//Почему не пошел в Маки? А нужен он там? Был бы нужен, наверно подписали бы, даже с учетом его пожеланий//
Ога, так можно спорить до бесконечности :) А если бы он действительно хотел остаться в Ф-1, он принял бы любые условия :)
//Про Тойота, вообще, смешно.//
Я не знаю почему вам смешно, мне так совсем нет... Тойота заявила о свёртывании формульной программы ПОСЛЕ отказа Райкконена. У Тойоты были ресурсы чтобы побороться за титул, тем более у Кими был бы статус первого пилота в команде.
//Дальше только Мото, а там и до Вело рукой подать :)//
А закончит Кими свою карьеру в гонках газонокосилок... ;)))
Конечно, он не планировал уходить из Феррари, и не его вина, что этот разрыв состоялся. Он мог, а не только пытался остаться в Формуле, но предпочел ралли. О чем мы вообще спорим?
Не могу молчать! (С) :)
Вы это серьёзно? Человека досрочно выставили из команды, заплатить готовы лишь бы его не было... Для Кими, который в принципе, ничем перед феррари не провинился, это было, мягко говоря, неприятно... И откуда вам известно за что именно его попросили на выход... Здесь может быть всё что угодно, и не в последнюю очередь, слабые результаты. Если бы он выигрывал гонку за гонкой, ну или хотя бы просто был убедительно быстрее напарника, вряд ли даже деньги Santander заставили бы феррари отпустить его, ну или сделать выбор в пользу Массы.
Ну и разумеется, формулировки, если они, вообще были, выглядели предельно лицеприятно. По другому и быть не могло. В феррари всё же не конченные идиоты сидят, чтобы пытаться создавать скандальность вокруг собственной команды. С Алонсо тоже в 2007-ом прощались очень спокойно, хотя, наверняка, там было что сказать вдогонку...
~ А если бы он действительно хотел остаться в Ф-1, он принял бы любые условия :)
А Робертсон, видимо, суетился по собственной инициативе... Думал уломает потом :) Не надо говорить о том, чего он действительно хотел, вам это неизвестно...
~ Я не знаю почему вам смешно, мне так совсем нет... Тойота заявила о свёртывании формульной программы ПОСЛЕ отказа Райкконена. У Тойоты были ресурсы чтобы побороться за титул, тем более у Кими был бы статус первого пилота в команде.
Понимаю... тут не до смеха. Надеюсь, вы не намекаете на то, что Тойота ушла ИЗ-ЗА отказа Райкконена :) Если так, то ваша взяла :) Мне на это просто нечего будет возразить :)))
Представляю, если бы она ушла после его согласия :) Кими сейчас бабки ещё и с Тойоты бы получал... в раллях то сидя :)))
// Человека досрочно выставили из команды, заплатить готовы лишь бы его не было... Для Кими, который в принципе, ничем перед феррари не провинился, это было, мягко говоря, неприятно... И откуда вам известно за что именно его попросили на выход... Здесь может быть всё что угодно, и не в последнюю очередь, слабые результаты. Если бы он выигрывал гонку за гонкой, ну или хотя бы просто был убедительно быстрее напарника, вряд ли даже деньги Santander заставили бы феррари отпустить его, ну или сделать выбор в пользу Массы.//
Согласен, причины для увольнения были разные. Только вот спортивные результаты были здесь по большому счёту не при чём.
Доменикали: «Как вы знаете, у Кими контракт с Ferrari на следующий год, и об этом мы можем говорить. Мы довольны его результатами, поскольку он великолепно выступает, проводя гонки очень хорошо…» И ещё: «К сожалению, в этом году мы не смогли предоставить ему конкурентоспособную машину, и я благодарю Кими за то, что он никогда не опускал рук: чем сложнее была ситуация, тем напряженнее он боролся.»
Ещё есть вопросы?;)
//Ну и разумеется, формулировки, если они, вообще были, выглядели предельно лицеприятно. По другому и быть не могло. В феррари всё же не конченные идиоты сидят, чтобы пытаться создавать скандальность вокруг собственной команды.//
А, ну да :) А когда они увольняют пилота, которого сами же хвалили недавно, и этим ставят себя в глупое положение, так это ничего, их устраивает? :) Не смешите. Нахваливать Райкконена им не было никакого резона. А история с Алонсо - так это совсем другая песня. Ликбезов по ней написано и так предостаточно...
//Не надо говорить о том, чего он действительно хотел, вам это неизвестно...//
Разговор слепого с глухим :) Вы хоть вникайте в мои посты, вроде на русском языке пишу... :)
//Надеюсь, вы не намекаете на то, что Тойота ушла ИЗ-ЗА отказа Райкконена :) Если так, то ваша взяла :) Мне на это просто нечего будет возразить :)))
Представляю, если бы она ушла после его согласия :) Кими сейчас бабки ещё и с Тойоты бы получал... в раллях то сидя :)))//
Нет, не из-за отказа Кими. Скорее это было последней каплей, добившей и так трещавшую по швам команду. Я вообще не понимаю причину вашего сарказма. И ещё. Ралли, если вы не в курсе, тоже тяжёлый и опасный спорт. Это ещё большой вопрос где безопаснее - В Ф-1 или ралли. Там не «сидят» и не «курят бамбук», как вы пытаетесь это здесь представить. Для этих дел есть более подходящие места:)
PS. Можете не отвечать, так как я в ближайшее время вряд ли смогу ответить. Извиняйте, если что:)
Доменикали: «Как вы знаете, у Кими контракт с Ferrari на следующий год, и об этом мы можем говорить. Мы довольны его результатами, поскольку он великолепно выступает, проводя гонки очень хорошо…» И ещё: «К сожалению, в этом году мы не смогли предоставить ему конкурентоспособную машину, и я благодарю Кими за то, что он никогда не опускал рук: чем сложнее была ситуация, тем напряженнее он боролся.»
Ещё есть вопросы?;)
Один вопрос. Вы верите во все высказывания Доменикали или как-то выборочно? «Причины для увольнения»... уже прогресс, значит всё же увольнения :) Может в моём «тупо уволен», вас смутило именно «тупо»? :)))
«Спортивные результаты не при чём»? Не согласен тут я с вами. Как раз то, что могло сохранить за Кими место в команде, (хотя бы на этот сезон, дабы спокойно отработать контракт) были именно спортивные результаты, окажись они более выдающимися, потому как сам по себе Кими совсем не вписался в эту команду (о харизме) ИМХО. Я не говорю, что он выступал плохо, но за те деньги, что ему платили в феррари, от него там явно ждали большего. Я и сам ждал, да что там ждал, был уверен, что Массу он просто уничтожит :) На деле всё оказалось сложнее.
~ И ещё. Ралли, если вы не в курсе, тоже тяжёлый и опасный спорт. Это ещё большой вопрос где безопаснее - В Ф-1 или ралли. Там не «сидят» и не «курят бамбук», как вы пытаетесь это здесь представить. Для этих дел есть более подходящие места:)
Во-первых, сразу поясню, что к WRC я отношусь с огромным уважением, и если где-то в моих постах прозвучала нотка пренебрежения, то лишь в контексте значимости Чемпионата для человека, чья жизнь и карьера - автоспорт. Ф1 - вершина, и добиться права выступать здесь, как достижение для гонщика, несопоставимо с выступлениями где бы то ни было.
Во-вторых. Безопаснее? Вообще, не понял... к чему это? Или вы полагаете автоспорт тем интереснее, чем опаснее?
И, в-третьих... Просто задумайтесь. Что более осуществимо, перейти из Ф1 в ралли, или, к примеру, наоборот? :) Может тогда согласитесь, что нынешнее положение Кими, скорее поражение, чем победа. Да, или просто, как его болельщик... Какой исход вам понравился бы больше? Кими в 2011-ом берёт титул WRC или возвращается в Ф1 и берёт титул с Red Bull?
Вы слишком буквально восприняли мои слова - это было не более, чем хохма, и с такими случаями Вы будете сталкиваться здесь не редко ;) Фан - это же не только «фанат», но и веселье! Не хотел задеть Вас, или поддать сомнению Вашу репутацию и т.д., даром что уже который сезон Вы комментируете WRC на ТВ. А про one big ice cream - отлично ;) Малайзия-2009 отдыхает ;)