6 мин.

Куда уходят люди

За последний год средняя посещаемость домашних матчей «Ростова» снизилась на 2 500 человек. На неоднозначное выступление «желто-синих» болельщик среагировал рублем, заполняя до краев чашу стадиона «Олимп-2» лишь на матчах против топ-клубов. В блоге «Записки двойного котэ» - попытка разобраться, почему же посещаемость упала и как ее вернуть.

27 ноября на последней игре «Ростова» в 2011 году в рамках чемпионата России по футболу 2011/2012 был установлен антирекорд посещаемости за последние годы. Матч с «Амкаром», по официальным данным, посетило всего 4 000 человек. Продажа билетов на домашние игры для любого футбольного клуба - один из главных источников дохода. Но, увы, пока что не в донской столице.

В этом сезоне на матчи «Ростова» стали ходить меньше зрителей. Из-за нестабильных выступлений по ходу всего турнира домашние игры «желто-синих» посещали в среднем по 8 900 человек. Год назад людей было больше - встречи на стадионе «Олимп-2» собирали по 11 500 болельщиков. При этом результаты ростовчан по итогам 30 туров особо не отличаются. В 2010 году «Ростов» занял 9-е место, а сейчас 10-е. Следовательно, наша команда, не особо сдав турнирные позиции, потеряла за один год почти 2 500 болельщиков на домашних играх.

Только за прошлый год выручка с билетов и абонементов на домашних играх «желто-синих» приблизилась к отметке в 26,5 миллионов рублей. У столичного «Спартака», по некоторым оценкам, эта цифра в пять раз больше. При этом цены на «квитки» у донского клуба остались без особых изменений. Однако из-за падения посещаемости в этом году выходит, что клубная казна недополучит порядка 5 миллионов рублей. В клубном бюджете, который, по разным подсчетам, равен 600 миллионам рублей, доходы от билетов занимают, выходит, около 4%. Тогда как прибыль от продажи билетов в клубной казне ведущих европейских команд - вторая статья доходов.

Самой посещаемой встречей на стадионе «Олимп-2» в 2011 году стал матч против махачкалинского «Анжи» в конце августа. На первую игру самого богатого футболиста мира камерунца Самуэля Это′О (чей годовой оклад составляет 20 миллионов долларов) пришло посмотреть 15 840 человек. Но, что интересно, окрещенная «игрой десятилетия» встреча в полуфинале Кубка России против владикавказской «Алании» собрала всего лишь 13 000 зрителей. Тогда в мае «Ростов» впервые с 2003 года имел все шансы на выход в розыгрыш Лиги Европы, но проиграл команде Первой лиги в серии пенальти.

За последние несколько лет расценки на посещение игр «желто-синих» менялись в сторону увеличения. К примеру, билет на Восточную трибуну в 2004 году обходился 130 рублей, в 2007 году - 150-200, а уже в этом сезоне - от 120 до 500 рублей. Но результаты «желто-синих» все эти годы не cтановились лучше. Лишь в 2010 году, когда «Ростов» за один год «прыгнул» с 14 на 9 место, то и болельщик ответил тем же — посещаемость не упала, а сохранилась. В сезоне-2009, что интересно, на игры в донской столице ходили те же 11 500 зрителей в среднем. Единственный раз, когда рост цен был «заморожен», произошел перед началом сезона 2008 года. «Ростов» вылетел в Первую лигу, так что билеты продавались по расценкам 2007 года, когда команда стала худшей в Премьер-Лиге.

При этом в «Ростове» иногда могли менять билетную программу прямо по ходу сезона. В частности, летом 2009 года накануне игры против «Спартака» были в два раза увеличены цены на все места из-за слишком высокого спроса. Собрать аншлаг на стадионе «Олимп-2» все-таки удалось, но почему-то треть стадиона в той игре досталась фанатам «Спартака». В начале того же сезона несколько месяцев действовало такое правило, по которому можно было купить билет на какую угодно игру сезона. Но теперь этого нет — продажи открываются накануне каждой домашней встречи.

С 2010 появилась новая фишка, которая была направлена на получение доходов — всех соперников в зависимости от силы поделили на три категории. И чем слабее был противник, тем дешевле были билеты. А с 2011 года их осталось две. Однако на посещаемости встреч «Ростова» никак не отразилось. Болельщику было важно лишь то, как и против кого играли «желто-синие». Никаких других причин, как например период летних отпусков и падение посещаемости матчей, не имеется.

В донской столице, надо признать, главная причина заполнения стадиона - соперник, против которого играет «Ростов». Например, матчи против таких лидеров Премьер-Лиги, как ЦСКА, «Зенит» и «Спартак», в этом году постоянно собирали по 15 000 зрителей. А вот на игры с нальчикским «Спартаком», «Томью» или «Волгой» не собиралось больше 8 тысяч человек.

Желание посмотреть на раскрученный клуб - пока лишь это обеспечивает аншлаги на стадионе «Олимп-2». До весны «Ростов» будет играть с командами «второй восьмерки», а значит при нынешних условиях посещаемость матчей будет не самой высокой. Пермский «Амкар», «Спартак» (Нальчик) или даже лучшая команда второй восьмерки ФК «Краснодар» - не интересны ростовчанам. Первые две игры в турнире за 9-16 места уже доказали это. На матч 31-го тура 20 ноября с «Томью» пришло 4 002 зрителя, а спустя неделю за игрой против «Амкара» наблюдали 4 000 человек.

Возможно, одной из причин такого явления служит тот факт, что на самом стадионе «Олимп-2» пока что не на самом высоком уровне условия комфорта для зрителей. В Англии, к примеру, в день игры распространены такие явления, как «предматчевые завтраки». По сравнительно небольшой цене можно спокойно вкусно поесть, причем иногда это происходит даже в тех случаях, когда фанаты уезжают поболеть за свою команду в другой город. Да в том же Краснодаре на последней игре сезона против столичного «Спартака» в морозную погоду всем зрителям достался бесплатный горячий чай.

На матчах московских команд есть отдельные «семейные» сектора, где можно в спокойной обстановке посмотреть игру. К тому же, немалую часть выручки обеспечивают билеты в VIP-ложу, где для богатых зрителей создаются условия, словно в пятизвездочном отеле. На игру «Локомотива», к примеру, стоимость самого дорого билета - 10 тысяч рублей. А вот на встречу «Спартак» - «Локомотив» в «Лужники» продавались билеты за 11 200 рублей. В эту стоимость для богатых клиентов входил бесплатный фуршет, места с подогревом, парковочное место, эксклюзивные подарки от футбольного клуба «Спартак».

И все же единственный шанс «Ростова» увеличить доходы с билетов - начать выступать лучше. Когда наш клуб станет чаще играть с сильнейшими командами России, и, если повезет, Европы, то и зрители пойдут на стадион.

ОРИГИНАЛ ТЕКСТА ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.