1 мин.

Почему «Спартак» снова заставляет болельщиков страдать

Репортаж Владислава Воронина и Кирилла Благова с «Открытие Арены», где «Спартак» спасли штанги и боковой арбитр.

Ловкая игра в стенку, головокружительные комбинации, изящные передачи и прочие элементы ажурного футбола. «Спартак» ассоциируется с этим уже не одно поколение, и есть ощущение, что продолжит мыслиться именно так, даже когда вырастут те, кто всего этого не застал и не видел. Не исключено, что похожий стиль, адаптированный под время и дух футбола, когда-нибудь вернется к «Спартаку», но случится это точно не сейчас, не завтра, и вряд ли даже в следующем сезоне.

Просто задайте себе вопрос: с чего вдруг «Спартак» должен выглядеть не так, как выглядит сейчас? Абсолютно средний состав среди тех команд, которые на что-то претендуют. Пара игроков, уровень которых чуть выше. Еще несколько – обещают быть заметно лучше других. Их возможности и роль в нынешнем «Спартаке» сейчас даже чуть переоценены, именно на фоне очень среднего уровня команды. Но располагает ли «Спартак» хоть кем-то, кто принципиально превосходит игроков «Кубани»? Нет.

Это прекрасно понимает и Леонид Федун, который рекомендовал болельщикам запастись терпением.  Терпение нужно как раз на случай таких матчей, что случился в субботу с «Кубанью». Матчей, в которых встречаются равные по уровню соперники.

Весенний «Спартак» – удивительное зрелище. Вроде бы стабильно набирает очки, крепко держится в группе преследования и даже грозится проникнуть в тройку, но при этом играет так сбивчиво и нестабильно, что даже трудно вспомнить, когда Мурат Якин в последний раз искренне улыбался. Уже стало нормой, что стойкости, аккуратности и расчетливости «Спартаку» хватает минут на 40, максимум 45. После этого его ключевые характеристики атрофируются, и команда начинает бродить по полю безвольным призраком.

Весной команда Якина словно проводит один и тот же мучительно долгий и неприятный матч с повторяющимися ошибками. Матч даже не против «Торпедо» или там «Краснодара», а против собственных слабостей, которые не получается удалить или хотя бы заткнуть какой-нибудь привлекательной альтернативой. «Спартак» сначала задорно вкатывается в матч, поддавливает соперника, генерирует три-четыре отличные атаки, здорово перекрывает кислород на своей половине. Потом раздается свисток на перерыв – и через 15 минут на поле появляется разбитая команда.

Во вторых таймах «Спартак» был избит «Краснодаром», чудом унес ноги от «Торпедо» (судьи ошибочно не засчитали гол, а Ребров признался, что ему было даже тревожнее, чем с «Краснодаром»), теперь удалось спастись с «Кубанью». Когда Якина спросили, чем это можно объяснить, он не стал лить воду. Ответил честно.

– Сейчас мы не готовы ответить на вопрос, что произошло с командой во втором тайме. Наверное, стоит предложить отменить перерыв в матчах. В это время нам нужно остаться на поле.

– Это шутка, – оперативно добавил пресс-атташе «Спартака» Федор Турбин.

Но смеяться не хотелось. Якин произнес это с такой холодной интонацией и с таким сосредоточенным лицом, что поверить в искренность предложения было очень легко. Тем более что других конструктивных идей, как прервать негативную тенденцию, «Спартак» пока не показывает.

Осенью мы вступались за Якина и защищали его в том числе аргументом о том, что он ищет разные варианты, пытается делать «Спартак» более гибким и универсальным. Сейчас у швейцарца категорически не получается воздействовать на команду по ходу матча – попадая в зону турбулентности, «Спартак» начинает истерить, ошибаться и тормозить, но только не брать себя в руки. В таком состоянии не получается ничего.

Оборона начинала медленно прогибаться под давлением соперника: если в первом тайме «Кубань» едва-едва доходила до штрафной, то во втором подбиралась к Реброву чуть ли не в каждой атаке, потом частенько преуспевала в подборе и снова шла вперед.

Выход в атаку барахлил – матч с «Кубанью» «Спартак» заканчивал бесперебойными дальними забросами, после которых мяч нужно было выковыривать в верховой борьбе. Кто мог зацепиться за мяч в таких условиях – 170-сантиметровый Жано или 175-сантиметровый Давыдов, который вообще заточен под другую игру?

Почти весь матч в нападении «Спартака» солировал Юра Мовсисян, который выпал из стартового состава – критерием для его возвращения стал гол, забитый за сборную в товарищеском матче. 20 касаний мяча, 12 передач, 6 потерь (больше всех на поле), 2 фола, 1 выигранное верховое единоборство (3+5 у Бальде и Алмейды), ни одной успешной обводки, ни одного удара по воротам – результат работы нападающего на протяжении 80 минут. Если бы не заработанный пенальти, было бы совсем тоскливо. После матча Мовсисян был краток: «Говорить о себе не хочу». Одно из лучший решений вечера, особенно на фоне того, что наговорил его агент.

На неделе Мурат Якин лично ассистировал Денису Давыдову, когда тот после тренировки отрабатывал удары по воротам. Артем Ребров подтравливал нападающего: «Скажи, сколько раз ты не попал». Давыдов не возражал, что много: «К игре надо патроны беречь». В игре до патронов дело не дошло: Давыдов вышел на десять минут и за это время получил мяч всего однажды. В общем-то, это все, что можно сказать об атаке «Спартака».

Вдобавок к глобальным проблемам во втором тайме перестали работать даже банальные передачи. Якин потом обратил внимание на то, что неточные пасы не только осложняют организацию атак или приносят проблемы сзади, но и выматывают команду физически.

– Во втором тайме начала расползаться организация, наши футболисты наблюдали за тем, что происходило на поле. Когда случаются потери, брак в передачах – приходится наматывать лишние километры, все это имеет негативные последствия во втором тайме.

Самая главная проблема этого раздробленного «Спартака» даже масштабнее, чем физика, рыхлая оборона или неловкая атака. Пока у команды Якина не получается стабильно играть в свой узнаваемый футбол – среди более-менее серьезных команд в России это умеют делать все, кроме разве что «Локомотива». Сталкиваясь с резкостью и давлением соперника, начиная проседать, «Спартак» не меняет собственную стратегию, а податливо подчиняется воле соперника. Он позволяет себя продавить и терпит все более и более острые удары – словно у него пропал инстинкт самосохранения или резко повысился болевой порог.

В итоге все это приводит к таким серым матчам, которые «Открытие Арене» хочется проводить свистом и забыть навсегда.

Но это сегодня на помощь пришли штанги, типичная игра португальского нападающего и боковой арбитр. Вряд ли все это может так чудесно сойтись еще раз.

Все видео матча «Спартак» – «Кубань»

«Добить – неправильное слово, это не бокс». Бундеслига переехала в Химки

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Epsilon