16 мин.

Луи Широн

Поразительно, что извилистые улочки княжества Монако знамениты не только популярной гонкой серии Гран При, но также наиболее легендарным гонщиком в мире, гонщиком, чья карьера длилась 35 лет, гонщиком, который побеждал на Гран При Франции четыре раза и множестве других, что можно сравнить только с результатом великого Нуволари.

 

Луи Широн родился в 1899 году в Монако в семье французов. Сохраняя двойное гражданство Широн вступил во французскую армию во время Первой мировой войны в качестве артиллериста. Он должен был рано продемонстрировать настоящий талант гонщика, так как в 19 лет он уже стал шофером маршала Фердинанда Фоха, командующего западным фронтом. В начале 20-х он вернулся домой «работать в «Отель де Пари» в Монако», как говорится в биографических книгах, стыдливая формулировка факта, что молодой и хорошо выглядящий монегаск, олицетворение галльского шарма и изящества, зарабатывал как «партнер для танцев» для богатых дам. Дело в том, что богатые леди в то время в нескольких случаях выступали в роли «спонсоров» тех гонщиков, которые не имели счастья родиться с голубой кровью в венах или иметь отца-миллионера.

Широн начал свою карьеру гонщика в 1923 году, пилотируя «Брешия Бугатти» в локальных соревнованиях. Позже он поменял автомобиль на «Бугатти Т35». В 1926 году Широн встретил молодого немецкого гонщика, который стал его близким другом – Руди Караччиолу. В этот год он также познакомился с Альфредом Хоффманом, наследником знаменитой фармацевтической компании «Хоффман-Ля Рош». Богач Хоффман интересовался гонками и также владел компанией по производству свечей зажигания «Нерка», поэтому он решил поддерживать «Бугатти» с Широном в качестве гонщика. Итак, Широн вышел на международную арену и купил первый «Т35В» с 2,2-литровым турбодвигателем, который произвел завод «Бугатти» и теперь его результаты стали лучше. Широн дебютировал в Гран При в 1927 году на Большом Призе Испании, и шел в гонке на втором месте, перед тем как сошел. Он также финишировал четвертым позади «Деляжей» в Гран При Англии.

В 1928 году он совмещал выступления за Хоффмана и заводскую команду «Бугатти». Первая большая победа пришла на Гран При Сан-Себастьяна на трассе Ласарте в июле 1928 года. Продолжение последовало на Гран При Испании на этом же треке и на Гран При Антибов, Марна и Рима, но главная победа года была на европейском Гран При в Монце, где он побил трех мушкетеров – Варци, Кампари и Нуволари и зарекомендовал себя как один из топ-гонщиков Гран При в Европе. Также он в этом году отправился в Индианаполис в составе «Деляжа», финишировав седьмым из-за длинного пит-стопа.

У Альфреда Хоффмана была красавица жена – Алиса Хоффман-Тробек, но все ее знали как «Бэби». Родившись в Америке от отца шведа и матери немки и живя в центре Европы, она была дружелюбна, вежлива и знала несколько языков, а позже стала большим помощником команды «Мерседес-Бенц» как переводчик и хронометрист. Из-за своего гоночного энтузиазма она начала путешествовать на все гонки как хронометрист Широна и вскоре всем стало ясно, кроме ее мужа, что она не ограничивается только замером времени.

В 1929 году Широн выиграл немецкий и испанский Гран При. В тот год он навсегда изменил историю гонок, вместе с Антони Ноге, организовав наиболее гламурный Гран При – в Монако. В следующем году он выиграл ГП Бельгии, но в остальных гонках выглядел разочаровывающе. Выступая на «Бугатти Т51» в 1931 он добавил в свой список побед Гран При Монако, Франции и Чехии, годом позже – Дьеппа, Чехии и Ниццы.

Наконец, секрет Широна и Алисы раскрылся, и разозленный Хоффман уволил Широна, заменив его Рене Дрейфусом. Брак Алисы с Альфредом Хоффманом был нелепостью большую часть времени, поэтому она решила развестись с ним и присоединилась к Широну к его путешествию по Европе. Тем, кто думает, что такие интриги между гонщиком и женой босса были только в довоенную эру, стоит вспомнить слухи об одном французском гонщике, более знаменитом, чем Широн, уволенном из топ-команды «Ф-1» более чем 50 лет спустя (прим.пер.-имеются в виду слухи насчет отношений между Аленом Простом и Лизой Деннис).

К разговору об увольнении – в конце сезона 1932 года Широн был уволен и из «Бугатти», после того как Широн игнорировал приказы из боксов тим-менеджера Мео Константини. Широн и Караччиола после этого решили создать собственную команду, распределяя затраты и доходы 50 на 50. И в начале 1933 года недавно образовавшаяся «Скудерии СС» (прим.пер.- латинская «С», первая буква в фамилиях гонщиков, не «S») купила три «Альфа Ромео Р3» и несколько «Бугатти», покрасив их в командные цвета – белый с голубой полосой для Караччиолы и голубой с белой полосой для Широна.

Команда дебютировала на Гран При Монако 1933 года, но во время практики Караччиола попал в серьезную аварию в повороте «Табак», которая вывела его из гонок на год. Когда жена Караччиолы умерла, во время катания на горных лыжах, гонщик впал в глубокую депрессию; только громадная поддержка Луи и «Бэби» помогла ему выздороветь и вернуться в гонки.

Широн затем присоединился к «Скудерии Феррари» (прим.пер.- которые тогда являлись официальными представителями «Альфа Ромео».) на остаток сезона, выиграв Гран При Испании, Марселя и Чехии, а вместе с Чинетти – 24 часа Спа. На 1934 год «Феррари» имела очень сильный состав: Луи Широн, Акилле Варци, граф Тросси, Ги Молль и Марсель Леу, выступали на улучшенном 2,9-литровом варианте монопостов «Tipo В».

В первой гонке сезона в Монако пилоты «Феррари» финишировали на первом, втором, четвертом и шестом местах. Широн лидировал с преимуществом в один круг, но за два круга до финиша он ошибся, въехав в мешки с песком в шпильке «Станция», в итоге финишировав вторым, а победил Молль. Широн был снова вторым в Гран При Бордино, позади напарника Варци и третьим в Триполи позади Варци и Молля. Наконец он завоевал первую победу в этом году в Касабланке. После этого он сошел на Авусе и пришел третьим на Эйфельреннене (прим.пер.-старый Нюрбургринг) позади новых немецких команд (прим.пер.- «Авто Юниона» и «Мерседеса»). На ГП Пенья Рин Широн был вторым позади Варци и показал быстрейший круг в гонке.

На Гран При Франции 1934 года в Монлери был высококлассный состав участников из всех топ-команд. Здесь произошел международный дебют для немецких машин «Авто Юнион» и «Мерседес». Караччиола вернулся в гонки после 14-месячной паузы. Он с трудом передвигался, но, едва оказавшись за рулем, показал несколько впечатляющих кругов. Фаджиоли и фон Браухич были на других «Мерседесах», в то время как Ханс Штук, «Буби» Момбергер, и князь цу Ляйнинген представляли «Авто Юнион». «Скудерия Феррари» выставила Широна, Варци и Тросси, а «Бугатти» - Нуволари, Бенуа и Дрейфуса, наконец, Зехендер и Этанселин представляли «Мазерати».

Позиции на старте определялись по жребию, и Широну достался третий ряд. Отсюда он совершил прекрасный старт, когда упал флаг (или даже возможно до того как он упал) захватив лидерство, преследуемый Караччиолой («Мерседес-Бенц»), Фаджиоли («Мерседес-Бенц») и Штуком («Авто Юнион»). Вскоре немцы начали атаковать. Штук прошел оба «Мерседеса» и затем опередил Широна на третьем круге.

Фаджиоли прошел Караччиолу и начал приближаться к «Альфа Ромео», побив рекорд круга во время погони.

Одна за другой немецкие автомобили начали испытывать проблемы. Момбергер стал первым, затем фон Браухич и Штук, и Широн вновь стал лидером, пока Штук и оба «Мерседеса» откатывались далеко назад. Караччиола и Фаджиоли ожесточенно сражались за позицию, а Широн отрывался. Внутренняя дуэль «Мерседесов» закончилась сходом обоих гонщиков – Караччиола выбыл из-за проблем с подачей топлива, а Фаджиоли из-за сломанной тормозной магистрали, после того как проехал по обочине в борьбе за лидерство.

Ситуация в гонке полностью изменилась. Из немецких машин оставалась только «Авто Юнион» Штука, а Широн, который проводил невероятную гонку к большой радости публики, мог немного расслабиться. На половине дистанции автомобили «Альфа Ромео» заехали на дозаправку и смену шин. Варци во время пит-стопов стал лидером, но вскоре Широн вернулся наверх протокола. Гонщики «Феррари» - Широн, Варци и Молль, который прошел Тросси, в полном составе лидировали, а Штук шел на четвертом месте. Оставшаяся часть гонки стала парадом «Скудерии Феррари», Широн финишировал первым, к громадной радости зрителей.

Немецкие команды потерпели унизительное поражение и были такие, кто верил, что страхи за будущее преувеличены. Возможно, они вообще не будут выступать после всего!

Широн также выиграл Гран При Марна этого года и был третьим в немецком Гран При – это был его лучший сезон. Как хорошо было бы создать зачетную таблицу несуществующего чемпионата 1934 года (прим.пер.- Чемпион Европы (по очковой системе, описанной ниже) стал выявляться только со следующего 1935 года). Специалисты всегда верили, что Штук обязательно стал бы чемпионом, если бы велся подсчет очков, учитывающий Гран При Монако, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии и Испании. Вот каково было бы положение (чем выше место в гонке, тем меньше очков).

римШирон: 2-1-3-5-4-4-4 = 23

Штук: 8-4-1-8-1-2-7 = 31

Но с этого момента карьера Широна пошла под гору. «Альфа Ромео» команды «Феррари» не могли равняться с немецкими машинами, и в 1935 году у Широна была только одна победа в малозначительной гонке на Большой Приз Лоррэна.

В 1936 году Широну не повезло присоединиться к своему другу Караччиоле в команде «Мерседеса» в худший момент. Он взял поул в Монако в первой гонке за команду, но автомобили были не конкурентоспособны (прим.пер.- странное утверждение - тот ГП Монако выиграл как раз «Мерседес» (Фаджиоли), а Караччиола стал чемпионом Европы.) и лучший результат Широна в году было жалкое шестое место и после серии серьезной аварии на большой скорости в Гран При Германии, когда машина развернулась и опрокинулась, Широн был отправлен в госпиталь с травмами головы и плеч. Он решил покинуть гонки Гран При.

«Бэби» Хоффман-Тробек несколько раз спрашивала Широна о свадьбе, но Луи это было неинтересно, он предпочитал оставлять все так, как есть. Поэтому, когда Караччиола сделал «Бэби» предложение, она, не сомневаясь, ответила «да». Когда Широн услышал новости, он был взбешен, но понимал, что виноват только он сам. Коварный Антони Лаго увидел свою выгоду и соблазнил мающегося бездельем Широна несколькими днями позже. Результатом стало победа на Гран При Франции, в этом году проводящемся по формуле спорткаров, за рулем «Тальбо Т150С». В 1938 году он выступал за «Делахайе» в Ле-Мане, а затем вновь ушел в отставку в своем родном Монако.

После войны Широн вернулся, выступая за «Тальбо» в 1946-49 годах и «Мазерати» в 1950-51 годах. Его последним триумфом стал ГП Франции в 1949 году, когда он принес «Тальбо-Лаго» неожиданную победу против более быстрых соперников. Он вновь ушел в 1956 году после победе на классе в «Милле Милья» и впоследствии Широн сконцентрировался на своей роли главного комиссара по организации Гран При Монако и ралли Монте-Карло. Он был приглашен в 1971 году как стартер на ГП Монако, отпраздновав, таким образом, 40-летие своей победы здесь.

Известно, что перед гонкой он похлопывал машину и разговаривал с ней, как будто это была лошадь. Его любовь к машинам и спорту была очевидна. Болельщикам он стал известен как Ле Вью Ренар (Старый Лис). Он прославился своим безукоризненным видом в гонках, включая светло-голубой гоночный костюм и шарф в горошек. Его стиль пилотирования автомобиля соответствовал его виду. Всю карьеру он имел репутацию элегантного и аккуратного гонщика. Один из величайших людей в Гран При, Луи Широн, Ален Прост предвоенной эры навсегда стал частью истории гонок.

 

 

 

 

Читательское «Почему?» (Ханс Эцродт)

 

На фотографии, которую мы видим – знаменитый прорыв Луи Широна на Гран При Франции 1934 года с третьего ряда на старте. Он прошел Караччиолу, Момбергера, Варци и Штука и, когда флаг упал, он уже был лидером. Попытайтесь повторить это сейчас, а не 66 лет назад (прим.пер.-статья 2000-го года)!

Дед Луи Широна был виноделом в Провансе и иногда винодел Широн ездил со своим сыном в Монте-Карло продавать свое великолепное вино в лучшие отели на Ривьере. Этот сын, отец гонщика был впечатлен и увлечен миром роскоши и переехал в Монте-Карло работать в отеле. Он начал с самых низов, поднимаясь по гостиничной иерархии, ездил в Лондон и Германию получать образование и, наконец, стал метрдотелем в очень изысканном «Отеле де Пари» в Монако.

Луи Александр Широн родился 3 августа 1899 года в Монте-Карло, княжество Монако. Поскольку его отец был французом, Луи также принял французское гражданство. В 15 лет как сын метрдотеля Луи начал работать коридорным, клерком и мастером на все руки. Когда в 1914 году началась война, его отец был призван на фронт. Его мать рано умерла, и русская княгиня взяла Луи на свою виллу в Монте-Карло. Он не только работал здесь в качестве слуги, но также учился языкам, светской беседе и этикету, а в 16 шофер стал давать Луи уроки вождения. В итоге, княгиня ездила только с Луи, который оставался у нее, пока ему не исполнилось 18.

Он был гражданином Монако (прим.пер.- Широн имел двойное гражданство. В отличии, видимо, от отца, который проработав много лет в Монако оставался гражданином одной страны – Франции) и не подлежал призыву во французскую армию, но 18 января 1918 года, в конце войны, Луи Широн завербовался и стал служить в 85-м артиллерийском полку в Дижоне. Он хорошо водил машину и вскоре был замечен и отправлен в штаб-квартиру армии, где возил маршалов Петена и Фоха, высших офицеров в генералитете. После окончания войны он оставался во французской армии 3 года. В это время армия продавала свои лишние машины, и Луи получил должность посредника. В штаб-квартирах он познакомился с англичанином капитаном Уильямом Гровером, позже ставшим гонщиком, который начал выступления на этих лишних машинах на Ривьере в Ницце.

Эрнест Фридрих, бывший сотрудник, гонщик и друг Этторе Бугатти был представителем «Бугатти» в Ницце в 1923 году и свел вместе Луи и Бугатти. Когда торговля лишними машинами завершилась, завод «Бугатти» нанял Луи в качестве водителя, доставляющего новые автомобили из Молшейма (прим.пер.- штаб-квартира «Бугатти») в Ниццу. Луи много ездил весь год, потому что много «Бугатти» было продано на Ривьере. Поэтому Широн предпочел улучшить свое гоночное мастерство и позже купил 1500-кубовый «Бугатти Брешия» у Эрнеста Фридриха. Луи также начал осваивать почетную профессию танцора в «Отеле де Пари», где его отец был метрдотелем. Здесь он встречал американок, которые спонсировали его ранние выступления в гонках. Он принял участие в нескольких подъемах на холм, организованных Мотоклубом Ниццы и У.Ф.Брэдли в 1923 году. Первая победа Широна пришла в горной гонке Барбоне на «Бугатти» в ноябре 1924 года. С 1926 он выменял «Type 35» и начал создавать себе имя. Как большинство гонщиков он начал частником, но с Гран При Британии 1927 года, он выступал за завод «Бугатти» до конца 1932 года, принеся несколько побед Молшейму. Хотя он выступал за многих, ни один гонщик не был так тесно связан с Бугатти как Луи Широн (прим.пер.- в статье так и не объясняется, почему Широн был уволен из «Бугатти» в 1932 г.). В 1933 году Широн создал частную команду со своим другом Караччиолой, для которой купил две «Альфы», а в следующем году он выступал на заводских «Альфа Ромео» за «Скудерию Феррари».

Гран При Франции 1934 года вспоминают бесчисленное количество раз по нескольким причинам. Это, без сомнения, был самый важный этап сезона. Затем, эту гонку каждый воспринимает с учетом следующих событий: это было первое крупное сражение машин новой 750-килограммой «формулы», где участвовали все заводские команды. Новые немецкие автомобили от «Мерседес-Бенца» и «Авто Юниона» выглядели полными сил против уже известных противников – «Альфа Ромео», «Бугатти» и «Мазерати». «Type B» «Альфа Ромео» приехали с 2,9-литровым и 8-цилиндровым двигателем, выдававшим 255 л.с. при 4500 об/мин. «Бугатти Т59» имел 3,3-литровый и 8-цилиндровый двигатель, мощностью 240 л.с. при 5400 об/мин и «Мазерати 6С-34» имели 3,7-литровый 6-цилиндровый двигатель при 260 л.с. и 5300 об/мин. Против этих проверенных машин, которые уже выиграли по несколько гонок, были выставлены новые модели из Германии. У «Даймлер-Бенца» уже была очень долгая история гонок. После нескольких лет в гонках спортивных автомобилей, которые очень популярны в Германии, они создали новые машины Гран При. Их «Мерседес-Бенц W25» появился с 3,4-литровым и 8-цилиндровым двигателем, выдававшем 354 л.с. при 5800 об/мин. Его отличало не только преимущество в мощности на 100 л.с. чем у иностранных соперников, но еще и то, что все колеса имели независимую подвеску – новый путь развития в гонках. Другой немецкий автомобиль представлял «Авто Юнион» и имел революционный, странный вид. Сзади, между гонщиком и задним валом находился 4,4-литровый 16-цилиндровый двигатель, развивающий 295 л.с. при небольших 4500 об/мин. Машина также имела независимую подвеску всех колес. Еще важен тот факт, что новое нацистское правительство субсидировало обе немецкие команды, и заводы имели больший бюджет гоночных отделений, чем их соперники. Французское правительство попыталось пойти тем же путем, с автомобилем «СЕФАК», который был заявлен здесь с Раймоном Соммером в качестве гонщика. Но машина не появилась, и по многим причинам этот проект был обречен на провал.

Быстрейшие машины и гонщики на тот день приготовились к битве в 40 кругов по 12,5 км на трассе Монлери, которой было 10 лет; общая протяженность составляла 500 км. Заявочный список содержал 16 машин, но три из них не вышли на старт, и только 13 гонщиков было на стартовой решетке, которая определялась по жребию. Команды тянули номера и затем тим-менеджеры обычно определяли своих лучших гонщиков на первые позиции. Этот старомодный порядок был обычен для 1934 года, но уже на Гран При Монако предыдущего года, впервые, стартовое поле было по определено по времени в тренировках. Но только в 1935 году упрямый АКФ (прим.пер.-Автомобильный Клуб Франции) уступил перед новой практикой и отменил свою старую систему жребия. В первый день июля, яркий и жаркий день, ожидалось огромная толпа болельщиков в 80000 человек на трассе в Монлери, и главные трибуны были впервые заполнены. В два часа Луи Широн совершил, возможно, один из лучших своих стартов с третьего ряда. Он нагло прошел Караччиолу, Момбергера, Варци и Штука перед собой и когда флаг упал, он был лидером. Он сохранял первое место до четвертого круга, когда «Авто Юнион» Штука прошел его. Немец лидировал в 4,5 секундах перед «Альфой» Широна, а сзади шли Фаджиоли и Караччиола, оба на новых «Мерседес-Бенцах». Это было первое появление Караччиолы в гонке после аварии в Монако-1933, когда он получил тяжелые травмы ног. Штук лидировал во французском Гран При до 10-го круга, вплотную преследуемый «Альфой» Широна и «Мерседесами» Караччиолы и Фаджиоли. Штук сделал остановку в боксах для дозаправки, смены шин и масла. Это вернуло лидерство Широну, который показал лучший круг в 5 минут 6 секунд при средней скорости 91,4 мили в час на 15-м круге. «Альфа Ромео» Варци шла на втором месте в минуте и 18 секундах следом, Штук был третьим, в 5 минутах 22 секундах позади Широна. В это время все немецкие автомобили, кроме «Авто Юниона» Штука стали выбывать из гонки. Первым стал «Авто Юнион» Момбергера, сошедший после 10 кругов со сломанным амортизатором, на следующем круге фон Браухич из-за проблем с наддувом, после 14-го круга Фаджиоли из-за проблем с тормозным шлангом. Последний «Мерседес-Бенц» Караччиолы сошел на 15-м круге из поломки трансмиссии. На половине дистанции, на 20-м круге, Молль прошел Штука и теперь «Альфа Ромео» занимали первые три места. На 31-м круге Штук остановился в боксах из-за утечки воды. Но водный насос работал столь плохо, что он прекратил гонку на следующем круге. «Мазерати» Зехендера сошла следующей на 33-м круге, в то время как частный «Мазерати» Этанселина уже выбыл после 11 кругов. Большинство «Бугатти» также сошло; Дрейфус после 16 круга из-за наддува, а машина Нуволари и Вимилля выбыла после 17 круга после поломки коробки передач.

После 3 часов 39 минут и 14,6 секунд Широн финишировал первым, одержав одну из величайших своих побед. Зрители, большей частью французы, восторженно аплодировали своему соотечественнику Луи Широну, который опередил Варци и Молля (последний делил машину с Тросси). Это был также огромный триумф «В Типа» «Альфы Ромео», которые единственные смогли официально финишировать. Робер Бенуа был на четвертом месте, в четырех кругах позади с перебоями зажигания, он не был зачислен в число финишировавших. На своем последнем круге Бенуа незаметно для судей срезал поворот, смутив хронометристов своим невероятно хорошим временем круга. Скорость новых немецких машин произвела впечатление на всех, хотя они еще не выглядели готовыми для долгого сражения (прим.пер.- прямое противоречие первой части статьи, где говорится, что тогда многие вообще ожидали ухода немцев).