5 мин.

Гонка моей жизни-Джеки Стюарт

Некоторое косноязычие связано не столько с переводом (хотя я себе не льщу), сколько с "шотландским английским" сэра Джеки.  

Гран При Италии, Монца

9 сентября 1973 года

«Тиррелл-Форд 006».

 

Джеки Стюарт родился в Думбратоне и сначала прославился в спортивной стрельбе по тарелочкам. Вслед за своим братом, Джимми, он увлекся мотоспортом, выступая за несколько команд, включая «Ecurie Ecosse». Его карьера в Гран При началась в «БРМ» в 1965 году, а в 1968 Стюарт выступал на «Матре-Форд», завоевав три победы в этом году и шесть в 1969, став впервые чемпионом мира. В 1970 году, который был очень неудачным, лишь одна победа досталась шотландцу, который в середине сезона появился в «Тиррелле», машина которого помогла ему выиграть еще два титула в 1971 и 1973 годах (прим.пер.-Несколько неверное отображение фактов. Стюарт выступал за «Тиррелл» с 1968 года. Просто команда вначале использовала шасси «Матра», затем (в 1970-м) «Марч» и шасси собственной разработки. В 1970-м Стюарт половину чемпионата боролся за титул и лишь его неудачи во второй половине сезона лишили его шансов.).

Он участвовал в 99 Гран При и выиграл 27. Решение Стюарта об уходе было связано с деловыми интересами и он продолжил путешествовать по миру с различными рекламными кампаниями, сохраняя тесные связи с мотоспортом, особенно с командой «Ф-1» «Ягуар».

Я бы, возможно, рассказал о Нюрбургринге-68, но я знаю, что Кен Тиррелл уже выбрал эту гонку; я предпочел бы свою первую победу за рулем машины «Формулы-1» в гонке «Международный Приз Дейли Экспресс» в 1965-м потому что обогнал Джона Сертиза, который был действующим чемпионом сира; но, все же, я считаю своей лучшей гонкой Гран При Италии в Монце в 1973 году.

Монца в те дни была не сложной, и многие могли пилотировать машину на этой трассе. Если бы это была Спа или старый Нюрбургринг, то тогда топ-пилоты всегда были впереди, с остальными за плечами. В Монце, так или иначе, многие могли победить.

У меня спустила покрышка на ранних кругах – из-за чего-то на трассе, а не из-за моего вылета с траектории – и я поехал в боксы. В те дни мы не были так готовы к пит-стопам как сейчас. Если бы я мог выехать через 6-8 секунд, как сейчас, я бы финишировал выше. Это не был медленный пит-стоп для механиков того времени, но это была долгая остановка.

Все обогнали меня, и были вне пределов видимости, долгое время я ехал один – никого не было поблизости.

Я узнавал время своих кругов от Кена (прим.пер.-Тиррелла) и знал, что должен финишировать четвертым, чтобы выиграть титул Чемпиона Мира. Вначале я не считал, что это возможно, но я знал, что никогда нельзя сдаваться. Один из призов я всегда храню – Гран При Испании в 1969 году. Я выиграл с шестой позиции, никого не обогнав.

Этот приз я храню, потому что он преподал урок. Я продолжал ехать. Не было возможности обогнать соперников, что так привлекает интерес. Это приятно толпе, но не банковскому работнику.

Я помнил, что это мое последнее выступление в Монце и мой последний европейский Гран При. Я принял решение уйти в марте или апреле после последней гонки сезона в Уоткинс-Глене, которая должна была стать моим сотым Гран При. Я уже говорил Кену Тирреллу и Уолтеру Хэйесу из компании «Форд» о своем решении.

Поэтому я не хотел упустить титул Чемпиона – раньше я знал, что всегда будет шанс получше.

Затем я получил несколько глупых сигналов из боксов, например «- 45 Фанхио», потому что Кен подумал, что я потерял интерес. Я продолжал ехать очень упорно и показал быстрейший круг в гонке, затем рекорд трассы, затем еще один и еще.

Я оказался на вполне неплохом месте. В Монце с этими длинными прямыми можно ехать позади автомобиля в «Параболике» и ты выйдешь лидером в южном повороте. Постепенно я увидел несколько машин на следующем круге, что подарило мне надежду.

Никогда не думал о временах круга, всегда приятно начинать обгон соперников. Я мог видеть, что в боксах нарастало возбуждение, и я хорошо видел итальянских болельщиков, которые начинали волноваться. Люди на трибунах встали и начали аплодировать мне. Я всегда мог видеть реакцию болельщиков, важную часть моего пилотирования. К тому времени я стал использовать людей, смотрящих на меня в машине: если они смотрели в другую сторону, значит, там была авария.

Всегда приятно видеть людей, болеющих за тебя и Монца в этом плане лучшее место. Я хочу сказать, что Монца остается столицей боления.

Я продолжал сражаться, проходя различных людей, помню, что обогнал Майка Хэйлвуда и, затем, моего напарника Франсуа Севера, который, конечно, получил сигнал из боксов. Наконец я приблизился к Питеру Ревсону, который был на третьем месте и я не мог его пройти. Я сделал несколько попыток, рискуя и заезжая на грязную часть трека в шиканах, а затем гонка закончилась.

Я приехал в боксы, и каждый излучал радость. Я не мог осознать факт, что мы выиграли Чемпионат. Я спросил: «Вы уверены, что мы выиграли титул, ведь я финишировал четвертым?»

Я был слишком шотландцем, что означает расчетливость, поэтому я был доволен тем фактом, что стал Чемпионом Мира, не выиграв гонку. Затем организаторы забрали меня на пресс-конференцию и объявили о победе.

Было приятно услышать это на трассе, на которой было так тяжело бороться с остальными гонщиками. Это была, вероятно, моя самая расчетливая гонка. Я все время был очень аккуратен пытаясь ехать быстрее. Знание, что я могу идти быстрее, чем другие сталкивалось с мыслью о том, что у меня другие, более высокие, цели.

Я действительно очень сильно хотел этот титул, так как знал, что это мой последний год – выиграть трижды и уйти в ранге Чемпиона Мира – это было то, о чем я никогда всерьез не думал.