16 мин.

Финал до финала: «Ливерпуль» - «Эвертон» в Кубке Англии

(Опубликовано в Ридер Total Football № 15 за 20/04/12)

Стадион «Уэмбли». Кубок Англии. Полуфинал.

«Ливерпуль» 2:1 «Эвертон»

Wembley - JFT96

Старая народная примета гласит, что когда необходимо срочно отправиться в путь, лондонские автобусы приходится ждать целую вечность, а потом сразу три появляются вместе. Так по утрам около восьми на Аксбридж-роуд стоишь на остановке пять минут, стоишь десять, стоишь пятнадцать... а затем бац - причаливают 207-ой, 607-ой и 260-ый. То же самое наблюдение применимо к поездкам «Ливерпуля» на «Уэмбли». 16 лет команда не появлялась на главной арене Англии, а теперь проведет там три игры за десять недель. Уверен, что второй из этих матчей, хотя и не являлся финалом, по ряду причин стал самым эмоциональным из них.

Вечером 27-го марта мы сидели в баре стадиончика команды пятого дивизиона «Брэйнтри Таун» в глубоком Эссексе и недовольно смотрели в сторону «плазмы» на стене. Шли последние минуты матча в Сандерленде, хозяева безнадежно проигрывали, и был слышен только гостевой сектор, где болельщики «Эвертона» уже предвкушали важнейшую встречу сезона. Их команда выходила в полуфинал Кубка Англии, где ее поджидал главный соперник, «Ливерпуль». Мерсисайдское дерби на «Уэмбли»! Этот поединок многие посчитают главным матчем в карьере Дэвида Мойеса на посту главного тренера «тоффиз». И это всего через месяц после предыдущего «самого главного» дерби, в котором он отметил десять лет у руля «Эвертона» поражением на «Энфилде» со счетом 0-3. К сожалению для «Ливерпуля» после того матча и победы над «Стоуком» в четвертьфинале Кубка Англии последовали комичные поражения в чемпионате от аутсайдеров. «Красные» входили в штопор, а «Эвертон» тем временем карабкался вверх в турнирной таблице. Мойес у бровки в Сандерленде уже мыслями был 14-го апреля на «Уэмбли». Интересно, ничего не скажешь.

Последние дни перед дерби оказались богатыми на события. В знак памяти погибших в давке на «Хиллсборо» в 1989-ом году «Ливерпуль» не проводит матчи в годовщину трагедии, 15-го апреля. Тысячи людей приходят в этот день на службу на «Энфилд». Более 20-ти лет эта традиция не доставляла никому никаких неудобств. В этом же сезоне «Челси» вышел в полуфинал Лиги Чемпионов и на 18-ое апреля был назначен домашний матч с «Барселоной». Из-за того, что «Ливерпуль» мог сыграть только 14-го, клубу из Западного Лондона пришлось провести свое полуфинальное дерби против «Тоттенхема» за 3 дня до игры с лучшей командой Европы. Попытка перенести игру на вечер 13-го не увенчалась успехом. Говорят, отказала полиция: «Напьются!» А к шести вечера в воскресенье не напьются? Ах, да, еще же есть телевидение.

Не все отнеслись к этому с пониманием. Всплыли высказывания Алана Дэвиса, лондонского  комика и актера, на подкасте болельщиков «Арсенала»: почему, мол, «Ливерпуль» категорически отказывается играть 15-го апреля? «Они, что, особенные? Вон, другие играют и ничего». После он примешал трагедию на «Эйзеле» и приправил руганью в адрес Далглиша. Последствия были предсказуемыми: в твиттере от особо адекватных посыпались угрозы, дошло до вмешательства полиции. Дэйвис извинился и предложил внести в фонд «Hillsborough Justice Campaign» тысячу фунтов, но его деньги не приняли. Комик отшутился, написав, что пришла пора маскироваться под скаузера - усы, курчавый парик и спортивный костюм. Можно только вздохнуть, покачать головой и попросить других ею думать.

---

Трагедия на «Хиллсборо»

15-го апреля 1989-го года на стадионе в Шеффилде в полуфинале Кубка Англии встретились «Ливерпуль» и «Ноттингем Форест». По решению полиции у входа на трибуну Леппингз-лейн перед началом матча были открыты ворота, предназначавшиеся для выхода со стадиона - из-за образовавшегося столпотворения. При отсутствии указаний стюардов и полицейских (их там вовсе не было) поток болельщиков «Ливерпуля» слепо устремился прямо к двум центральным «загонам», рассчитанным на две тысячи человек (а по более строгим требованиям всего на 1600). В результате, при пустовавших крайних секторах, третий и четвертый «загоны», обнесенные заборами, оказались перегруженными на тысячу человек. Это привело к фатальной давке, в результате которой погибли 96 болельщиков. Сотни пострадали. Доклад Тэйлора, вышедший в свет в 1990-м году, назвал главным фактором катастрофы некомпетентность полиции, потерявшей контроль над ситуацией. Тем не менее, ни один полицейский до сих пор не понес уголовной ответственности. Более того, представители органов и некоторых газет (например The Sun) провели кампанию по дезиноформации, обвиняя в катастрофе болельщиков «Ливерпуля». Семьи погибших до сих пор борются за то, чтобы узнать всю правду о произошедшем в тот день с их близкими и наказать виновных. Рассекречивание документов в этом году должно пролить свет на то, почему правительство покрывало полицейское начальство после трагедии.

---

Разные клубы имеют право скорбеть по-разному. За многие годы день 15-го апреля стал мощным символом памяти. Нельзя забывать, что после 23-х лет борьбы семей погибших на «Хиллсборо» с системой, еще многое неясно. И сдвинуть этот день, дабы предоставить «Челси» лишний день отдыха перед матчем Лиги Чемпионов, который нельзя подвинуть из-за телевизионных контрактов... ну, вы понимаете. И смеяться над этой позицией не только некорректно, a просто подло.

Среди других событий недели была невероятная победа в Блэкберне, в ходе которой очередной вратарь «Ливерпуля» получил красную карточку. В добавленное время Энди Кэрролл, которому так досталось от критиков в этом сезоне, вырвал победу после передачи Дэниэля Аггера. Плюс, за два дня до игры на «Уэмбли» «Ливерпуль» занялся «кровопусканием»: полетела голова спортивного директора Дэмьена Комолли. Похоже, американские владельцы клуба все-таки решили пересмотреть трансферную стратегию, в результате которой «красные» заплатили большие деньги за британских игроков, не лучшим образом проводящих сезон. Изначально об увольнении собирались объявить после матча в Лондоне, но произошла утечка информации, и Комолли дали вольную уже перед полуфиналом Кубка.

---

Билеты на полуфинал

На стадионе «Уэмбли» 90 тысяч мест. На полуфинальный матч «Эвертон» получил 31 585 билетов, «Ливерпуль» - 31 871. Цены на билеты - 30-60 фунтов, из которых почти три четверти - по 40-50 фунтов. Болельщикам младше 21-го года или старше 65-ти скидка 10 фунтов. Критерии получения билетов отличались. Приобрести билет в кассах «Эвертона» могли все владельцы сезонных абонементов, а также болельщики, посетившие более трех любых домашних матчей. У «Ливерпуля» система приоритета шла строго по матчам Кубка Англии: билет был гарантирован всем, посетившим четыре кубковых матча, a также владельцам сезонных абонементов, побывавшим на трех. Остаток билетов «красных» был разыгран в лотерее для рядовыхболельщикиков с тремя матчами, 80% из которых получили заветный квиток на «Уэмбли».

---

По согласованию с полицией и телевизионщиками матч 14-го апреля был назначен на 12:30. Таким образом, большинству пришлось выезжать из Ливерпуля ни свет ни заря, с минимальной «разминкой» спиртным. Как и следовало ожидать в пабе «Глоуб» у станции метро «Бейкер-стрит» в это утро особой активности не наблюдалось.

 

Во избежание эксцессов матч там тоже не транслировали. А ведь перед финалом с «Кардифф Сити» в конце февраля он был набит битком!

На второй платформе на «Бейкер-стрит» мирно толпились и пели болельщики «красных» и «синих», ожидая сквозные поезда со станции «Юстон», куда прибывают поезда с северо-запада Англии.

На другом конце вагона пара "наших" знакомых физиономий, рядом болельщики «Эвертона» обсуждали по телефону, как обойти контроль на входе одного из пабов у стадиона, кто-то еще дремал в углу.

В четверть двенадцатого я встретился со своими товарищами на входе в метро:  перед нами был шикарный вид на стадион и Уэмбли-уэй.

Болельщики обоих клубов мирно шли к знаменитой английской арене.

Мелькали таблички с красными и синими надписями типа: «мне больше всех нужен билет». Мы решили не ломиться в немногочисленные местные пабы, тем более что по приказу полиции их и так должны были прикрыть за час до матча, а сразу пройти налево, на «Восток».

 

Wembley - mounted police
Wembley - banners

Тем временем в твиттере появился состав - Каррагер в центре, Аггер слева, Энрике на скамейке! Мда-с. Каррагера бы на скамейку.

Wembley - exterior

В четверть первого пора было на сектор.

Wembley - concourse

107-й блок, 43-й ряд. Стадион красно-синий.

Wembley - blue-red

Через несколько минут под гул трибун появились команды.

Wembley - teams

Капитаны вручили семьям погибших на «Хиллсборо» цветы, и все игроки выстроились в центральном круге. Свисток судьи ознаменовал начало минуты молчания.

Wembley - silence

Галдевший стадион практически немедленно замолк. 60 секунд безупречной тишины. Мерсисайд поминал погибших.

Ливерпуль небольшой город, поделенный примерно пополам по клубным принадлежностям. Да что город - пополам делятся даже семьи. Так что в тот весенний день в 1989-ом году очень многие с тревогой ожидали у телефонов весточки из Йоркшира. Они отправлялись на «Лайм Стрит», высматривая родных и друзей на поездах из Шеффилда. Они поддерживали пострадавших и горевали с теми, кто потерял близких на «Хиллсборо». Всего через несколько недель после трагедии «Ливерпуль» и «Эвертон» сошлись в одном из самых знаменитых финалов Кубка Англии. «Красные» победили своих соседей, но результат в тот день не был на первом месте. Распевая «Мерсисайд» на стадионе, Ливерпуль показывал миру, что он жив, несмотря ни на что.

Я переехал в Ливерпуль в 1994-ом году. Мои первые школьные друзья поголовно болели за «Эвертон», но я постепенно оброс и «красными». Осенью 1997-го года я пару раз по субботам ездил к стадиону «Гудисон Парк» и стрелял после матча корешки билетов у покидающих стадион болельщиков «тоффиз». Благодаря этому в один прекрасный день удалось взять 15 билетов на «Гладис Стрит» на дерби. Полисмен с подозрением осмотрел прыщавого очкарика, но  придираться не стал. В нашей компании в день матча было восемь болельщиков «Ливерпуля» и семь саппортеров «Эвертона». Вместе на футбол, вместе в паб. Это было в порядке вещей.

С тех пор прошло много лет, времена изменились. В Ливерпуле я бываю только наездами. Болельщики «Эвертона» после многих лет без побед обозлились. Всплыла обида на то, что трагедия на «Эйзеле» и последующая дисквалификация английских клубов оставила их последнюю великую команду без Европы. «Злыдни» (bitters), как прозвали их. Тем не менее, если откинуть страсти около дерби, они такие же скаузеры, как и болельщики «Ливерпуля». Иговорим мы на одном языке, с одним акцентом. Просто болеют они за команду в майках другого цвета. И что-то было очень мощное в том, как на «Уэмбли» десятки тысяч скаузеров молча стояли на трибунах, на момент забыв о футболе и вспомнив о людях.

Wembley - programme

Матч выдался эмоциональным, но неказистым. В первом тайме был создан ровно один опасный момент, когда Аггер и Каррагер никак могли решить кому вынести мяч. В конце концов последний, падая, попал прямо в Кэйхилла, и с отскока Йелавич спокойно сделал счет 1-0 в пользу «синих».

 

Wembley - 0-1

Маруан Феллайни просто вынес весь центр поля, оставив «красных» без шансов. Раздражало еще то, что ряды перед нами на нижнем ярусе почему-то сели. Попросили нас сестьи девушки позади, но мы немного передвинулись, дабы всем было видно стоя. «Кто же сидит на финалах?» - пытался я поднять остальных, но бесполезно.

Хуже быть не могло, но игроки «Эвертона», тем не менее, в первом тайме нервничали, как и болельщики клуба. За 10 лет Мойеса у них выработался самый настоящий комплекснеполноценности - всего 4 победы в дерби. Надо отдать должное команде Далглиша: второй тайм подгоняемый трибунами «Ливерпуль» начал агрессивно. После промаха с нескольких метровв начале тайма Кэрролл не повесил нос, а продолжал топтать центр обороны соперника. Даунинг прижал Бейнса, а Луис Суарес продолжал трепатъ нервы Дистену и в конце концов спровоцировал того на ошибку. Уругвайский форвард в этом сезоне уже загубил не один выход к воротам, и я даже особо не ликовал после того, как он сравнял счет. Просто стоял, радуясь, что в главный момент Луис не промахнулся. Народ вскочил, и многие потом так и не сели.

После этого «тоффиз» просто капитулировали, и команда, и болельщики. На поле вышел Макси Родригес: «Хе-хе... точно прибежит на заднюю штангу замыкать прострел в пустые ворота», - подумалось мне. Опять промахнулся Кэрролл, но давление нарастало. За несколько минут до конца на поле появился Беллами, и вскоре Коулмен устало срубил Джеррарда. Пока мы вопили, что ему пора показывать вторую желтую карточку, к мячу подошел валлиец. Остальное было делом техники... в исполнении того самого «деревянного» «девятого» номера «Ливерпуля», второй матч подряд забившего победный мяч на последних минутах. Бедлам на трибуне! Давненько такого не видал!

Wembley - 2-1

Болельщики «Эвертона» толпой повалили со стадиона, а «Ливерпуль» спокойно доиграл матч.

Wembley - victory close

«Tell yer ma, yer ma, To wipe away all your tears, No trophies for 18 years...»

Wembley - winners

Макси, кстати, успел сделать то, что мы ожидали, но попал в штангу. Вратарь «красных» Джонс тоже был молодцом: уверенно на выходе забрал верховой мяч. Мне показалось, что после игры он в слезах ходил по полю, и его по-человечески можно понять: в ноябре от лейкемии умер его пятилетний сын Лука, он сидел в глубоком запасе, и вдруг возможность сыграть и победить в таком матче!

Wembley 0- Brad Jones

Громогласный «You'll Never Walk Alone»,

Wembley - YNWA

и мы отправились на выход.

Wembley - we will return

---

Мерсисайдское дерби

- Сыграно 218 матчей. 88 побед «Ливерпуля», 64 ничьи, 66 побед «Эвертона».

- 6 матчей на «Уэмбли»: 3 победы «Ливерпуля» (полуфинал 2012) и 2 финала (1986, 1989) Кубка Англии), 2 ничьи (Супер Кубок 1986) и Кубок Лиги 1984,

- «Ливерпуль» победил в переигровке на "Мэйн-роуд"), 1 победа «Эвертона» (Супер Кубок 1984).

- «Ливерпуль» выиграл в последних четырех полуфиналах Кубка Англии, проиграв в финале после трех предыдущих побед (1950, 1971, 1977).

---

Wembley - the next generation

Желая Дэвид Мойесу еще таких же десять лет у руля «Эвертона» мы обогнули полицейский кордон, свернули с Уэмбли-уэй и вместо того, чтобы медленно в толпе двигаться к станции метро,

Wembley - crowds to the tube

через десять минут уже стояли с пинтой в руках

Wembley - post-match bar

в ресторанчике рядом с баром «Мур Спайс» в двух шагах от стадиона.

Wembley - outside post-match

Увидев, как помещение наполняется довольными ребятами в красных майках, редкие болельщики «Эвертона» вздохнув отправились на выход.

Когда мы решили, что пора в город и нам, на выходe я обратил внимание на дедушку в ярко-оранжевой майке. Оказалось, что будучи болельщиком «Блэкпула», он был на «Финале Мэттьюза» в 1953-ем году. При этом на спине у него красовалась фамилия забытого героя того дня, Стэна Мортенсена, который тогда оформил хет-трик в ворота «Болтона».

Wembley - Mortensen

«Он выиграл матч, а не Мэттьюз!» Это нам и напомнило, что сегодня был «только» полуфинал, и «Ливерпуль» еще не победил в турнире. Однако, кто там впереди? «Шпоры»? «Челси»? Нам было совершенно все равно. Финал никуда не уйдет, наша команда выиграла дерби на главном стадионе страны, а болельщики обоих клубов достойно почтили память жертв «Хиллсборо». И это важнее всего.

Wembley - Justice
Wembley - ticket