Культовая музыка в фигурном катании. Ромео и Джульетта
"Когда в груди терзания и муки И счастия несбыточного жаль, Лишь музыки серебряные звуки Снимают, как рукой, мою печаль."
Уильям Шекспир "Ромео и Джульетта"
Я долго выбирала, с чего начать серию статей, посвященных музыке, ставшей культовой для фигурного катания. В мое списке "Ромео и Джульетта" стояли далеко не на первом месте, но события вчерашнего дня побудили меня начать именно с этой темы.
Алена Косторная объявила свою музыку для произвольной программы. Она будет состоять из трех композиций: "Wayward Sisters" из фильма "Под покровом ночи", "Dance for Me Wallis" из фильма "МЫ. Верим в любовь" и "The Cheek of Night" из фильма "Ромео и Джульетта". Все три произведения написаны Абелем Коженевским. И стоит отметить, что творчество этого автора достойно отдельной статьи! Легкая, воздушная и одухотворенная музыка польского композитора недавно ворвалась в мир фигурного катания, но уже прочно успела в нем обосноваться.
Возвращаясь к теме статьи - выбор композиций для произвольной программы Алены показался многим спорным. Причем спорным сразу по нескольким причинам. Косторная уже воплощала образ Джульетты на льду, еще катаясь по юниоркам. Но самое главное - Алена станет уже третьей фигуристкой, вслед за своей старой/новой одногруппницей Сашей Трусовой и бывшей одногруппницей Дашей Усачевой, выбравшим в этом году для своей программы музыку на тему трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
Эта новость побудила многих писать, что трех "Джульетт" на одном льду будет смотреть невыносимо.
И в данной ситуации обиднее всего именно за музыку, за сам образ, созданный Уильямом Шекспиром. Ведь весь негатив, витающий сейчас в российском фигурном катании, затмевает все прекрасное, что несет с собой искусство. Под раздачу попадает ни в чем не повинная музыка.
Так давайте, после такого длинного вступления перейдем к главному. Разберемся во всех музыкальных интерпретациях "Ромео и Джульетта" и вспомним их лучшие воплощения фигуристами на льду.
Знакомый всем нам с детства сюжет трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" можно считать классическим. Еще в "Метамарфозах" античного поэта Овидия присутствует рассказ о трагедии верных влюблённых Пирама и Фисбы.
Во все времена людей влекли к себе истории о несчастной любви, где главные герои противопоставляют себя всеми миру и борются за свое счастье. Не удивительно, что с момента написания трагедии в конце XVI века и до настоящего времени появилось огромное количество адаптаций "Ромео и Джульетта" как литературных, так и музыкальных. Поговорим о самых популярных в фигурном катании.
Увертюра-фантазия П.И. Чайковского
Чайковский очень любил эту трагедию Уильяма Шекспира , поэтому, когда в 1869 году Милий Алексеевич Балакирев посоветовал своему другу взяться за написание программного произведения по «Ромео и Джульетте», тот с радостью согласился. В своей увертюре-фантазии Чайковский не идет от сюжета, как это делал, например, Берлиоз, а передает идею трагедии Шекспира в обобщенном плане.
"Ромео и Джульетта" Чайковского не очень популярна среди фигуристов. Самой известной является произвольная программа Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова.
Балет на музыку Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта"
Увертюра-фантазия Чайковского сложное для интерпретации на льду произведение. А вот музыка Прокофьева, написанная для балета, идеально для этого подходит. Знаменитый "Танец рыцарей" - тема вражды между семьями Монтекки и Капулетти, является одной из самых популярных композиций у Прокофьева. Мощная, динамичная - она своей силой и энергией словно гонит вперед, заставляя ощутить себя среди марширующих строем и закованных в латы людей. Она выразительная и яркая. Как следствие, встречается в фигурном катании намного чаще.
Под музыку из балета Прокофьева завоевали серебро на своем дебютном Чемпионате мира Волосожар с Траньковым.
А Анисина - Пейзер стали вторыми на Олимпиаде -1998 года.
Нино Рота
Но самой популярной среди фигуристов музыкой является композиция написанная Нино Рота к фильму "Ромео и Джульетта" снятому режиссером Франко Дзеффирелли.
Под нее выигрывали на олимпийских играх Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.
В роли Джульетты блистала Саша Коэн и еще совсем маленькая Юлия Липницкая.
Тема "Ромео и Джульетты" очень популярна среди одиночниц. На любом соревновании найдется хотя бы одна девушка, решившая воплотить на льду шекспировский образ. Но встречаются и исключения среди одиночников. Одним из самых прекрасных мужских воплощений музыки "Ромео и Джульетта" по праву считается произвольная программа семнадцатилетнего Юдзуру Ханю. Потрясающее попадание во все музыкальные акценты!
Но и про Стефана Ламбьеля нельзя забывать. Пусть это всего лишь показательный номер. Зато какой.
Абель Коженевский
Начав с Чайковского, мы потихоньку добрались до современности. В 2013 году вышел фильм, угадайте с каким названием? Правильно - "Ромео и Джульетта". Музыка к нему была написана замечательным польским композитором Абелем Коженевским. Поразительно трогательная и нежная, она прекрасно подходит для юных девушек.
Анастасия Губанова в свое время покорила многих своим проникновенным катание под эту музыку.
В конце нельзя не упомянуть юниорскую программу Алены Косторной, поставленную под музыкальную нарезку из разных фильмов. Будет очень интересно сравнить старую постановку с новой, тем более, что дебют должен состояться совсем скоро.
Вот какими совершенно разными могут быть программы на одну и ту же тему. Все они по своему прекрасны. Их можно пересматривать, ими можно любоваться.
"Ромео и Джульетта" вечный сюжет, который видоизменяясь и подстраиваясь под особенности современности, всегда будет сопровождать человечество. Будут создаваться все новые фильмы, писаться книги и сочиняться музыка. А значит и в фигурном катании мы увидим еще ни одну Джульетту и ни одного Ромео.
...Так падают звезды несбывшейся былью...
https://www.youtube.com/watch?v=wBTaCaDNuX0
Мне не хватило еще нескольких запоминающихся постановок и прокатов. Под R&J Чайковского ну никак нельзя забывать гениальный прокат Такахаши на ЧЧК-2008. В техническом плане это был лучший Такахаши -- еще до травмы, с 2мя четверными. Ну и с фирменной энергетикой и харизмой, разумеется. Постановка от Морозова.
https://www.youtube.com/watch?v=3-ieC_ZfTSc
Тут уже упоминали Брейди Теннелл -- тоже запоминающаяся постановка от Ришо (там и Рота, и Прокофьев, и Армстронг из "Ромео + Джульетты"). Очень необычный образ. Как сам Ришо сказал. Джульетту он здесь и вовсе не искал -- он искал настоящую Теннелл. Ну и мотив смерти в конце. Все нашел, как мне кажется. :)
Еще все как-то быстро подзабыли Ромео сегодняшнего именинника -- Чжун-Хван Ча. Это постановка Ше-Линн; На мой взгляд, в тот год у Чжуни были шикарные программы, ну а уж "ДЖУНльетт" в кульминации ПП вообще пошло в народ. :)
А из совсем недавнего и очень интересного -- очень драматичный и балетный Ромео от Дениса Васильевса (да еще и с 4S!). Необычная нарезка Прокофьева -- без всех этих "танцев рыцарей" и прочих навязших в зубах фрагментов, при этом очень логично выстроенная от начала к концу. Работа с танцовщицей балета Бежара и, как следствие, явные балетные аллюзии, особенно в конце на дорожке (правда, мне там чудится Жан-Кристоф Майо, а не Бежар, но может я и ошибаюсь).
https://www.youtube.com/watch?v=TZum0UCFI5I
В вашем ролике Юдзуру катается под Крэйга Армстронга, который сейчас используется не реже, чем Прокофьев, Рота или Корженёвский. В частности, в ролике Косторной, и у упоминаемых вами Трусовой, Усачёвой. По неизвестной причине вы этого автора проигнорировали.
И Анисина - ПейзерА (вы последнюю букву фамилии партнёра опустили) никогда на были вторыми на Олимпиаде - на ОИ-98 они были третьими, а вторыми - на ЧМ-98.
Зы. И мне жалко Косторной, посмотрим, что там будет у Плющенко с программой Ли Бурн, но короткая не понравилась, а в юниорах хорошие ей проги ставили, хоть там и ее мнения не учитывалось. Ей идёт ‘принцессин’ образ в силу плавности линий, скольжения, всякое техно не демонстрирует эти достоинства столь явно.
У девочек наших в этом сезоне "Монтекки и Капулетти" не прозвучали, имхо.
Юдзуру в тот год меня пробил. Не сравнивала его с Леонардом Уайтингом - я "выросла" на этом фильме мэтра, но сравнения не возникло: Юдзуру - другая вселенная...
Программа Гордеевой/Гринькова вызывает восхищение, глубина музыки и катание этой пары просто нечто целостное.
Но больше всех мне понравились М.Анисина/Г.Пейзера. Это что-то пробивающее все шаблоны и вместе с тем - актуальное и для классических образов, и для этой не самой счастливой истории любви! При чем после просмотра чувствуешь восторг, грусти нет, хотя по идее ты смотрел и переживал драму на льду..
На Ламбьеля было неприятно смотреть, катается сам для себя, любимого.. Даже не досмотрела.
Самую красивую музыку для "R&J" , мне кажется, написали Чайковский и Н.Рота..
Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков - удивительная, незабываемая, прекрасная пара. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. - очень интересная интерпретация, трактовка бессмертного произведения...
Под R&J Чайковского ну никак нельзя забывать гениальный прокат Такахаши на ЧЧК-2008. (с)
https://www.youtube.com/watch?v=3-ieC_ZfTSc
Спасибо, Михаил. Гениальный прокат (с) - согласен полностью, поражён! Откатать на таком накале, с такой технической сложностью эту музыку - гениально!
А вот что действительно гениально, на мой вкус, так это программа Ламбьеля для Васильевса. Как же долго я ждала, чтобы Ламбьель поставил для Дениса что-то такое крышесносное! Вот это действительно на одном дыхании пролетает. Я как-то особых отсылок к Бежару или Майо не увидела, балетная пластика конечно чувствуется, но программа абсолютно оригинальная. И как интересно вплелась туда линия Меркуцио, а когда Денис встал из заключительной позы, отряхнулся и заулыбался - так он сам вылитый Меркуцио! А только что закончил программу трагедией. Артист!
А на Прокофьева хорошая Джульетта была Маша Сотскова, правда я давно не пересматривала.
Много симпатичных программ на саундтреки. Теннел, Джун Хван Ча ( но Золушка лучше, вот что значит классика, тема часов в финале особенно прекрасна).