5 мин.

«Встречающие отняли у Божовича паспорт и телефон». 5 диких историй, которые мы узнали из интервью Белоуса

В прошлую пятницу журналисты газеты «Спорт-Экспресса» Юрий Голышак и Александр Кружков сделали отличное интервью с бывшим генменеджером «Москвы» и «Ростова», продюсером многих странных футбольных проектов Юрием Белоусом. Хотя как читатель я увидел там далеко не все вопросы, которые более или менее любой задает себе про Белоуса, интересного в этом интервью полно. Несмотря на обилие острых, а иногда и возмутительных подробностей из жизни русского футбола, почти никакого резонанса это интервью не имело.

Чтобы этот резонанс появился хотя бы сейчас, блог «Ридер общего зачета» публикует самые занятные откровения Белоуса.

1. Группировка «Ростова»

В принципе, более или менее всем известно, что достижение спортивных результатов – это совсем не то, для чего уже долгие годы существует футбольный клуб «Ростов». Белоус раскрыл один из альтернативных мотивов:

«В «Ростове» более 20 футболистов – у одной агентской группы. В клуб без нее было не войти. Если у футболиста другой агент, договариваешься с этой бригадой. И я понял, почему Протасов подал в отставку.

– Поэтому?

– Разумеется! Он не управлял! Я поражался, взглянув на контракты футболистов: все были заключены на год-полтора. Для того, чтоб переподписывать и получать комиссионные».

Тем, кто это по каким-то причинам забыл, напомню: «Ростов» – клуб, финансирующийся из государственного бюджета.

2. Похищение Божовича

Об этой истории слышало много народу, но первым озвучил Белоус. Миодраг Божович стал тренером «Ростова» в 2012 году, хотя мог стать значительно раньше. Вот почему этого не произошло:

«В Ростов мы с Божовичем прилетели в один день. Меня как раз представили команде. Он говорит: «Я приехал познакомиться. После «Динамо» выжат как лимон». Решили, что месяц отдыхает у себя, «Ростовом» руководит Лютый, а с конца июня – Божович. Мы регулярно созванивались, обсуждали селекционные планы. Лютый за это время успел проиграть почти все, сменили его на Талалаева. Тот знал – приходит на два матча.

Наступает день, когда Божовича ждем в Шереметьеве. Он вышел, но по дороге его перехватила другая группа встречающих, как генерала Вольфа в фильме «Семнадцать мгновений весны». И все… Ни Божовича, ни связи с ним. Как впоследствии поведал сербский агент, у Миодрага отняли паспорт и телефон. Сказали – никуда не поедешь, работать будешь с нами. У этих людей была цель снять меня».

Спустя какое-то время:

«Те же самые агенты поняли, что их сценарий не удался. Так лучше им в лице Божовича иметь проводника своих интересов. Больше часа меня уговаривали. Когда мои аргументы иссякли, предложил: «Есть великолепный вариант. Чтоб клуб не превращался в цирк шапито, вы увольняете генерального директора Белоуса за то, что он назначил Балахнина, превысив полномочия. И ставите вместо Балахнина Божовича, тогда это будет логично». Решение вопроса отложили до вечера. А потом вдруг слышу: «Поедем, поздороваешься с Божовичем».

– Романтично.

– Оказывается, агенты утром привезли его из Белграда. Заплатив 30 тысяч евро за частный самолет. Ладно, поехали. Вице-губернатор Горбань сказал: «Миодраг, вы наш дорогой гость, посвятим вас в казаки. Но тренера, извините, мы уже взяли». Развернулись и ушли».

3. Собрания Смородской

Юрий Белоус несколько месяцев проработал в «Локомотиве» вместе с самой яркой женщиной российского футбола – Ольгой Смородской.

«Один из серьезных спортивных руководителей, знакомый со Смородской, сразу мне сказал: «Ты отработаешь у нее максимум два месяца». Я продержался три с половиной.

Ольга Юрьевна – железная леди. Сильный руководитель. Но быть сильным руководителем и разбираться в футболе – разные вещи. В клубе за столом собирались селекционеры, юрист, руководитель детской академии, администратор. Селекционная служба кого-то предлагает – Ольга Юрьевна опрашивает сидящих: «Хороший игрок?» – «Хороший!» – «Ага, плюсик ставлю». Так складывались плюсы-минусы. Я был потрясен. Причем Смородская называла это тренерским советом. Говорю: «Ольга Юрьевна, там же ни одного тренера нет! Пусть уж будет спортивный совет…»

4. Хоругви Блохина

Когда смотришь и слушаешь Олега Блохина, начинается казаться, что это он создал мир, в котором мы живем. На самом деле это не так: Олегу Валерьевичу тоже известно, что Господь Бог существует.

«Некоторых тренеров до игры колотит так, что посмотришь на них – и удавиться охота. А Блохин по-спортивному наглый, ему все равно, с кем играть. Но особенно озадачил меня, когда накануне чемпионата попросил встретиться с группой украинских товарищей. «Кто такие?» – «Они помогли нашей сборной на чемпионате мира в 2006-м». И вот стучится человек, достает из котомки прейскурант размером с простыню, зачитывает: «По всей стране закажем в храмах службу. Купим иконы, хоругви, устроим крестный ход…»

Реклама 18+

– Опешили?

– Не то слово! Сначала от услышанного. Затем от суммы, которую гость огласил. Полмиллиона долларов! Я представил физиономию Прохорова, если б заикнулся о таком предложении. Он подумал бы, что я сошел с ума. Так что обошлись без хоругвей.

– Блохин осерчал?

– Погоревал немножко. С обидой в голосе сообщил, что Суркис к ЧМ-2006 деньги на эту церемонию выделил».

5. $500 000 Бышовца

Если вдруг вы иногда задаетесь вопросом, почему за 10 последних лет Анатолий Бышовец работал главным тренером только два неполных сезона, ниже – одно из объяснений:

«С Алейниковым «Москва» летела в тартарары. Я искал замену, а и.о. главного стал 70-летний Валентин Иванов. Футболисты при нем ожили, мы набрали в трех матчах семь очков. У Алейникова, кстати, было два очка за восемь туров. В чемпионате вскоре наступил перерыв, я пригласил Бышовца на контрольный матч против «Спартака». Поглядел он на нашу сырую командочку и, рассудив, что шансов удержаться в премьер-лиге мало, изрек: «Юра, мне кажется, Козьмич на своем месте…»

Но мы спаслись, и Бышовец опять нарисовался на горизонте. Покаялся: «Я осознал, в чем моя ошибка. Отныне к Прохорову, Потанину не рвусь». Мы долго обсуждали состав, селекцию. Наконец добрались до самого интимного вопроса – зарплаты. Говорю: «В бюджете под нее отводится 300 тысяч долларов в год». Бышовец посмотрел укоризненно: «Ю-ю-юра, у меня в «Зените» в 1998-м было 500 тысяч…

– Что ответили?

– Прикинул – такую сумму в принципе можем потянуть. «Анатолий Федорович, обещаю – дополнительно 200 тысяч я найду». Он усмехнулся: «Постой, я же не сказал, что согласен на эти деньги…» И тема Бышовца закрылась навсегда».

Юрий Белоус: ростовские скелеты. Оригинал интервью «Спорт-Экспрессу»