12 мин.

Ветлуга против обстоятельств. Как играют в хоккей в Нижегородской области

Этот сезон не обещает такого количества луж и плюсовой температуры, как прошлый. Поэтому есть смысл выезжать в не самые известные уголки России – посмотреть хоккей. Блог «Периферия» возвращается с рассказом об одной из самых труднодоступных лиг – Первенстве Северных районов Нижегородской области.

Видит Бог: я раза три пытался выехать на матчи чемпионата Нижегородской области по хоккею, проводимого местной федерацией. Но все время что-то не складывалось: то в прошлом сезоне из-за аномально теплой погоды все растаяло, и известие о переносе матча в Дальнем Константиново на неопределенный срок застало нас с фотографом Володей Песней уже в Нижнем Новгороде. То в этом сезоне я уже почти договорился с замечательными ребятами из Большого Мурашкино, но тут вдруг их соперники из Лысково попросили поменяться кругами и провести матч у себя в ледовом дворце.

Так что судьба направила меня начинать знакомство с хоккеем в регионе с другого заслуженного турнира, существующего уже больше двадцати лет: Первенства Северных районов Нижегородской области. Если посмотреть на карту, видно, что север региона занимают бесконечные леса с редкими точками городов и сел. Так просто на сельскохозяйственный юг не наездишься.

Именно там – Керженец, самый знаменитый, наверное, регион распространения русского старообрядчества. Именно там – озеро Светлояр, где много веков пытались найти остатки Града Китежа. Именно там в 1949 году падал метеорит – не такой большой, конечно, как тунгусский, но оно и хорошо.

Большинство этих районов пронизывает река Ветлуга. Не будем нагнетать лишнего – как раз на Ветлугу краеведы внимание обращают. За последние годы силами энтузиастов вышли два хорошо написанных и иллюстрированных путеводителя по реке и поселениям вдоль нее. Для сравнения: не столь далеко течет сравнимого размера Унжа, и книги про нее я не могу найти ни одной.

Людей, живущих в среднем течении Ветлуги, называют Ветлугаи. Цитирую один из путеводителей: «Ветлугай не покажется богатырем. Ростом он не больно высок, но крепок. Он недоверчив и хочет, чтобы знали о нем как можно меньше. На слова скуп, не вступает напрасно в споры, в разговоре больше слушает, и по его лицу иной раз не прочитаешь, нравится ли ему сказанное или нет. Настоящий ветлугай старается быть честным, он добросовестный и неутомимый работник, знающий тонкости своего дела… Он старается крепче держаться за своих и бережет свой дом от посторонних. Только с таким характером можно было когда-то выжить, утвердиться, подняться в этом в ту пору безлюдном, таежном крае».

«Титульным» названием обладает город Ветлуга. Городок с населением 8 550 жителей невелик, но весьма интересен. Специалисты знают, что в Ветлуге – один из немногих неплохо сохранившихся архитектурных ансамблей 19 века, хотя, надо сказать, не слишком уж древних, потому что пожар 1890 года практически все старое сжег.

Кроме метеорита Ветлуга известна прежде всего ящером. Ветлугазавром. Он напоминает широкого крокодила и жил тут до хоккея – около 200 миллионов лет назад. Впервые его окаменелые останки нашел на реке Фердос неподалеку Александр Рябинин, а уже потом его сородичей откапывали и в других странах мира. В музее продают смешной магнитик: «Я Ветлугазавр... А ты кто?».

Впрочем, не ящером единым: в Ветлуге есть и герои войн; тут родился большой философ и писатель Василий Васильевич Розанов, жил актер Михаил Пуговкин. Да и с фольклором и настоящей русской культурой тут все в порядке. Например, сейчас в музее идет выставка деревянных церковных статуй, среди которых есть очень редкий образ Христа во Гробе.

Нам посчастливилось попасть в Ветлугу в практически идеальную зимнюю погоду. После -32 в Пермском крае (считайте это анонсом гигантского текста про хоккей там) ветлужские -2 были идеальны. Город был засыпан снегом по окна, сквозь сугробы были протоптаны узкие тропинки. Пахло деревьями и баней. Встречные местные жители здоровались. Возможно, это была практически идеальная российская провинция в практически идеальную российскую погоду – тот образ, который то ли уже ушел безвозвратно, то ли еще чудом держится в редкие моменты.

По узким тропинкам доходим до стадиона «Динамо». В принципе, в Первенстве Северных районов могут играть команды из Шахуньи, Ветлуги, Тонкино, Шаранги, Арьи, Красных Баков, Тоншаево и Уреня. Прошлый чемпионат прерван глобальным потеплением, и, увы, в этом сезоне коллективов осталось всего четыре: Ветлуга, Шахунья, Тоншаево и Шаранга. Такой спад объясняют в основном строительством ФОКов и активностью федерации – командам проще становится играть в общерегиональном турнире. Особенно если есть деньги. В этом году «Старт» из Тоншаево поставил, говорят, себе задачу даже выиграть чемпионат области и пока делит третье место.

Однако есть и обратные случаи.

– Непонятно вышло с Красными Баками. У них градообразующее предприятие – тюрьма, – рассказывает капитан ХК «Ветлуга» Александр Смирнов. Они у себя коробку поставили, чистили ее и регулярно играли, причем даже заключенные. Нас всегда там хорошо принимали.

Передо мной промелькнули кадры фильма «Костолом» с Винни Джонсом.

– А теперь построили ФОК и вообще перестали куда-либо заявляться. Не пускают туда заключенных, что ли…

Предлагаю обдумать расширение лиги за счет востока соседней Костромской области – тоже весьма оторванного от другой части своего региона. Будет Ветлужская Хоккейная Лига.

– А ты чего не играешь?! – с удивлением спрашивают у Александра проходящие болельщики.

– Болею. Гайморит. Температура. Если наши совсем плохо будут – то выйду, – отвечает он.

Шанс на это есть. Играют с явным фаворитом турнира – тем же Тоншаево, да еще как назло для местных те ухитрились под конец праздников собрать идеальный состав. В прошлом году «Ветлуга» дома смогла победить, но тогда у соперников многие хоккеисты не смогли отпроситься с работы. В Тоншаево играет даже мастер спорта, несколько лет выступавший в «Моторе» из Заволжья – Дмитрий Горюнов. Но с ним все честно – он довольно давно действительно осел в Тоншаево и вот уже лет десять играет за местных.

Мастер спорта на выходе из раздевалки поскальзывается и громко падает на пятую точку.

– Злее будет, – с опаской говорит Александр.

Установка на игру, в частности, гласит, что первые десять минут гости будут очень сильно давить, и если продержаться это время, то шансы есть.

Установка оказывается верной, но недостаточно убедительной.

– А почему… – начинаю я при счете 0:5, оборачиваюсь на своего гида, но Александра рядом уже нет, переодевается. Капитан должен быть рядом с командой.

Прекрасный город, прекрасная погода, прекрасно приняли, но 0:6 после первого периода – это немного чересчур.

Во втором периоде капитан выходит с гайморитом и ведет Ветлугу за собой. Надо сказать, что Ветлуга не сдается. Что хоккеисты бьются, осознавая тяжесть положения, что зрители не покидают своих бортиков. Все очень надеются, что хозяева для начала забросят шайбу, и в конце концов этого дожидаются – отличился Александр Белов.

– Своя школа-то у нас есть, и молодежь мы готовим. У нас другая проблема. Молодежи в принципе в масштабах города некуда деваться, им – хочешь – не хочешь – приходится уезжать куда-то работать, – объясняет один из болельщиков. – Если собрать тут всех наших выпускников, кто может играть, команда будет ого-го какая неплохая.

Как-то раз на умной конференции, где я был по своей основной работе, умные люди рассказывали, что будущее России – в городских агломерациях. Вот их, дескать, и надо срочно развивать. А что делать Ветлуге? Туризм да сельское хозяйство? Но для туризма неплохо бы найти что-то вроде Деда Мороза для Великого Устюга. Идей немного – Ветлугазавр вот, да его б лучше для этого найти живым. Про хоккей на умных конференциях ничего не говорили.

– А чего на область не пробуете заявиться?, – спрашиваю я.

– Да без шансов, сейчас в области слишком много денег крутится, одни легионеры.

– Откуда легионеры-то?

– Да из «Торпедо». Школа «Торпедо» хорошо работает, но в основном составе 2-3 человека в год закрепятся. А ребята-то играть умеют – кто в РХЛ, кто вот по области играет.

Тоже, елки-палки, дилемма. Не ругать же школу нижегородского «Торпедо» за высокий КПД. В принципе, наверное, так и должна в нынешних реалиях расти любая региональная лига: молодежь может заработать хоккеем, рассредоточиться по области, кто-то, может, и осядет в небольших городах.

Или вот ледовые дворцы – как говорят здесь, ФОКи. Ветлуге бы он тоже пригодился, хотя в таком месте хоккей на открытом воздухе выглядит очень органично.

– Сейчас у нас, наверное, последняя в области хоккейная коробка с деревянными бортами. Пару лет назад губернатор во все районы выделил денег на пластиковые. Но они короче стандарта оказались! Наши ребята, мол, так и так – пошли к руководству района, говорят, что мы можем за свои деньги удлинить коробку, – но оказалось, что не положено!, – рассказывают болельщики.

Во втором перерыве подъезжает героический капитан Александр Смирнов.

– Как самочувствие? – спрашиваю я.

– Ну так… Разбегался. Но перед глазами все слегка расплывается.

Тут капитан машет кому-то сзади меня рукой.

– Ну все, жена пришла ругать.

И уже громче.

– Здравствуйте, Елена Александровна! Еще один период побегаю, один, да.

В Ветлугу я впервые взял на хоккей дочку. После матча дочка поставила заставкой на экран мобильного телефона фрагмент матча «Ветлуги» с «Тоншаево». Мы ушли немного раньше финального свистка, чтобы не опоздать в Урень на электричку, и дочь по дороге просила несколько раз: «Напиши Александру, какой счет. Вдруг они успеют сравнять и победить?». Непростой педагогический момент – объяснить ей, что 1:8 по такой игре отыграть довольно сложно. Но все же мне, как и ей, хочется, чтобы славный ХК «Ветлуга» продолжил жить, растить молодежь и иногда выигрывать.

Это вряд ли зависит от меня, но если этот текст вдруг попадется на глаза властям Ветлужского района и Нижегородской области – помогите команде, что ли. Не дворцом, так современной коробкой или хотя бы деньгами на заявку на чемпионат и школу. Не так, как нашим футбольным клубам, которые просят денег, чтобы распилить – а чуть-чуть; дальше-то ветлугаи и сами смогут.

Пока Ветлуга бьется с обстоятельствами, мне надо бы все-таки написать про «основной» чемпионат Нижегородской области. Например, доехать-таки до Большого Мурашкина, где, рассказывают, фантастические болельщики. Или в Дивеево собраться – место говорят святое, а я еще не был. Непорядок.

Новый сезон начался, ждите новых текстов про региональный хоккей, а пока напоминаем, что было написано в блоге «Периферия» на хоккейную тему до этого:

–  Самая большая лига. Как играют в хоккей в Алтайском крае

Сезон кончается. Дмитровский район Московской области

«Айсберг» с «Океаном». Как играют в хоккей на Камчатке

«У нас вратарь на все эти ворота...». Как играют в хоккей в Свердловской области

Зимняя классика. Общий обзор (требующий, впрочем, уточнений)

Удаление Коренблюма. Как играют в хоккей в Псковской области

Город против села. Хоккей в Рязанской области

«Русский «Стандарт». Как играют в хоккей в Московской области

«Силикат»: хоккей во Владимирской области, часть 2

Вступительный текст про Костромскую и Владимирскую области

Бонус: Матч Века и низложение Малайзии

Бонус: Армянские Драмы: хоккей в Армении

Бонус: Сказка о тройке: хоккей в Люксембурге