7 мин.

«Половина фанатов «Барыса» меня ненавидят». Жена Кевина Дэллмана – о жизни в Казахстане

Жена капитана хоккейной команды «Барыс» Кевина Дэллмана – Стейси – могла так и остаться всего лишь супругой очередного легионера, если бы не ее увлечение интернетом. Весной 2012 года в своем блоге она выложила достаточно жесткий текст про Казахстан, где прошлась по всем местным «достопримечательностям» – продажные полицейские, страсть чиновников к дорогим автомобилям и нищета народа за пределами больших городов. Запись попалась на глаза болельщикам, кто-то перевел ее, и вскоре десятки СМИ цитировали американскую красавицу, измученную Астаной.

Сразу после публикации семья Дэллман покинула Казахстан, и Кевин два года защищал цвета питерского СКА, однако затем принял решение подписать новый контракт с «Барысом». Перед стартом сезона КХЛ, Стейси взяла в охапку четверых детей и вернулась в Астану. Газета «Время» решила узнать, изменилось ли ее мнение о Казахстане. 

Стейси – человек открытый и общительный, как и многие иностранцы, однако даже ее американская коммуникабельность не помешала ей выбросить из текста два вопроса. Первый касался коррупции, которую миссис Дэллман прежде так яростно обличала в своем блоге, а второй – чиновников на «Мерседесах»: по мнению Стейси образца 2012 года, слуги народа не видят реальную жизнь за темными стеклами дорогих автомобилей, отсюда и все беды.

Но на другие темы мы с ней побеседовали довольно мило.

- Вы вернулись в Астану после громкого скандала. Что говорят жены других хоккеистов? Как на вас реагируют болельщики?

– Я бы не назвала наш отъезд скандальным. Скорее, это был несчастный случай, недоразумение. С женами других игроков мы оставались друзьями, даже когда Кевин выступал за СКА. Если кто-то из них не любит меня, то ведет себя сдержанно и не показывает своих чувств. Я лично считаю всех жен игроков «Барыса» своими подругами. Что касается болельщиков: я догадываюсь, что нравлюсь половине фанатов, но другая половина может меня ненавидеть. И я понимаю, почему могу им не нравиться, но всегда говорила: у «Барыса» лучшие фанаты.

- Позволю себе цитату из вашего блога про Казахстан: «Это ужасное чувство, каждый раз возвращаться и видеть, что нет никакого прогресса». Вы вернулись в Астану спустя два года – действительно нет прогресса?

– Я поражена теми изменениями, которые произошли в Астане после нашего возвращения. Попробую объяснить: когда мы впервые приехали сюда много лет назад, для нас это был очень трудный переезд, поскольку мы сравнивали свою жизнь с тем, что было у нас в Северной Америке. Но люди, которые приезжают в Астану впервые в 2014 году, должны гораздо легче воспринимать перемены. Мы на днях посетили новый Национальный музей вместе с одноклассниками моей дочери и были очень впечатлены увиденным. Я узнала очень много о традиционной казахской культуре. Мы с Кевином даже захотели приобрести настоящую юрту, чтобы установить ее во дворе нашего дома, но найти ее оказалось весьма трудно.

Что писала Стейси Дэллман в 2012 году: «Больно видеть, как люди живут в бедности в стране с таким огромным потенциалом и богатыми природными ресурсами и не видят ни копейки от эксплуатации своей земли. Деньги, которые должны быть использованы для развития страны, пропадают через коррупцию, ложь, воровство, жадность и эгоизм. И это происходит на всех уровнях – от правительственных организаций до домработницы или няни. Здесь нет места для простых граждан, которые копят деньги и хотят продвигаться в жизни, будучи честными и справедливыми».

- Что больше всего запомнилось про культуру народа?

– Мне понравился обычай, связанный с новорожденными детьми: родители никому не показывают младенца до 40 дней, что является прекрасной защитой ребенка от инфекций. Это очень мудрый обычай, он показывает, как казахи заботливо относятся к своим детям. Кстати, брить волосы ребенку на 40 дней, чтобы они росли густыми, – это тоже очень правильно. И чем больше мы погружаемся в культуру народа, тем интереснее. Я очень рада, что мои дети с рождения живут здесь и узнают о Казахстане так много.

- Два года назад вы написали, что страна не развивается, люди живут очень бедно, за пределами больших городов у казахстанцев нет воды и нормальных туалетов. Почему вас это мучает? Наши чиновники об этом не переживают.

– Когда у людей нет жилья, нет чистой воды и нормального питания – это неправильно. И меня это действительно беспокоит. Я понимаю, что это проблема не только Казахстана – такие вещи встречаются во многих странах. Просто так получилось, что я увидела своими глазами, как живут люди в Казахстане, и это усилило впечатление. Это не значит, что бедности нет в Канаде или США, и там люди сталкиваются с такими же трудностями. Это серьезная проблема всего мира. Я бы очень хотела помочь людям всех наций подняться из нищеты. Наша семья в настоящее время помогает двум детям из Южной Америки. Через фонд children.org мы делаем ежемесячные пожертвования, которые помогают семьям этих детей покупать еду и одежду, а также все необходимое для школы. К сожалению, этот сайт не поддерживает связь с нуждающимися детьми из Казахстана.

- То есть вы хотите перейти от слов к делу и что-то сделать для улучшения жизни казахстанцев?

– Да, я бы хотела помогать детским домам, но пока не знаю, есть ли у вас какое-то агентство или служба, которые бы этим занимались организованно. Если честно, я бы хотела развить в Казахстане систему приемных семей – в этом случае детские дома уже не нужны. Лично я готова вкладывать в эту идею собственные средства и время. Я думаю, если кто-то из иностранцев в Астане начнет такую работу, это станет стимулом и для других. Кроме того, в моем сердце особое место занимают животные. Мы пожертвовали деньги на создание первого приюта для животных в Астане, который все знают под названием K.A.R.E. А еще две кошки живут у нас дома – мы подобрали их на улице и хотим найти им постоянный дом с любящими хозяевами.

Что писала Стейси Дэллман в 2012 году: «Мне кажется, я начинаю ненавидеть все, что связано с Казахстаном, потому что образ жизни этой страны очень несправедливый. Я могла бы думать так до некоторого времени, но не могу понять, почему в это же время чиновники разъезжают в своих новых роскошных «Мерседесах» с тонированными стеклами, через которые они не видят несправедливость вокруг. Как я могу не спросить себя, сколько еще может сделать правительство для своего народа, вместо того чтобы тратить деньги на дорогие автомобили, которые продаются здесь в два раза дороже, чем в США».

- Знаете, многие казахстанцы рассуждают так: иностранцы приезжают к нам на работу, получают очень хорошие деньги, а после их отъезда не остается ничего хорошего. А что бы вы хотели оставить после себя на память, кроме скандала в интернете?

– Мне очень печально осознавать, что казахстанцы именно так думают об иностранцах. Я лично считаю, что мы все – человеческая раса, вне зависимости от того, где родились и живем. И ответственность за поведение человека несет только сам человек, а не его страна или его нация. Если у кого-то из казахстанцев есть неприятный опыт, связанный с гражданином другой страны, то я очень надеюсь, что он не считает всех иностранцев плохими. Мне остается только добавить, что я очень сожалею о том, что своими записями в блоге могла оскорбить кого-то в Казахстане. Я вела блоги только для того, чтобы поделиться со своими друзьями и родственниками повседневными забавными историями, которые происходят со мной не только в Казахстане, а вообще везде, где я бываю. Говорю вам совершенно искренне – я очень люблю Астану, мы чувствуем, что это наш дом, и для нас большая честь вернуться в этот прекрасный город.

Что писала Стейси Дэллман в 2012 году: «Чем больше я живу в этой стране, тем большую боль мне приносит мысль о возвращении домой в то время, как люди продолжают жить в угнетении, даже не зная об этом. Это ужасное чувство – каждый раз возвращаться и видеть, что нет никакого прогресса. Я живу во втором по величине городе Казахстана и даже не могу представить, что творится в небольших городах и деревнях. В окрестностях Астаны люди берут воду из колодца даже зимой. Если у них нет воды в домах, то что они в этой стране вообще делают? Друзья из Европы говорят мне, чтобы я не тратила свое время на беспокойство о комфорте казахстанцев. Они не видели другого и любят свою жизнь такой, какая она есть. Но мне трудно поверить, что если вы предлагаете человеку нормальный туалет вместо дырки в земле, то он выберет дырку в земле, а не туалет. Я пришла к выводу, что жизнь в Казахстане тяжела для меня и так же тяжела для казахстанцев, и, видимо, поэтому у всех здесь хмурые лица».

Михаил Козачков, фото из архива семьи Дэллман, Алматы

Источник – газета «Время»