«По чердаку моей памяти». Немного о фигурном катании
Ирина Роднина и Алексей Уланов впервые появились на чемпионате страны в 1967 году. Мэтры отечественного фигурного катания единодушно высказали «фи!». Большая разница в росте, множество мелких ошибок в элементах … В общем, эксперимент Жука признали неудачным. Но тому Жуку мнение тех мэтров было глубоко по барабану.
В парном катании безраздельно царили тогда Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Царственные поддержки, удивительная синхронность, наконец, тодес! Телекомментаторы и газета «Советский спорт» заходились в восторгах. Но не замечали, что прыгать они умеют только двойной тулуп и аксель в полтора. Мне, честно говоря, они никогда не нравились. Слышал от комментаторов, что лучше никто не катается, но – не нравились. Старенькие, катаются медленно, у Белоусовой на голове незнамо что.
Впервые осознанно я увидел Роднину и Уланова на чемпионате Европы 1969 г. На тот чемпионат поехали Белоусова/Протопопов – чемпионы всего и вся, Тамара Москвина и Алексей Мишин, Роднина/Уланов. Если бы тот чемпионат судили наши арбитры, быть бы чемпионами Белоусовой/Протопопову. Но судили не наши. И после произвольной программы чемпионами объявили Роднину/Уланова. Потом они выиграли и чемпионат мира, где серебро досталось Москвиной/Мишину, а чемпионам всего и вся – только бронза. Это был переворот в фигурном катании.
Была такая одиночница, стопятьсоткратная чемпионка СССР в одиночном катании, Тамара Братусь. Ничего достойного в том одиночном катании она не добилась. Лет в 27 вышла замуж за своего тренера, Игоря Москвина, и встала в пару с таким же одиночником-неудачником Алексеем Мишиным. Катались они всего несколько лет, и вполне успешно. Пара была очень интересной. А сегодня Тамару Москвину и Алексея Мишина не знает только тот, кто вообще ничего не знает.
Роднина и Уланов после того чемпионата мира стали выигрывать все подряд. Одно было плохо: Ира частенько падала, да и Алексей ей в этом не уступал. Впрочем, они и с падениями выигрывали, но это как-то не смотрелось. Падение в параллельном прыжке – это результат личных стараний фигуристов. Падение в выбросе – в большинстве случаев результат усилий партнера. Не так выбросил. Вот Уланов падал и индивидуально, и Ирине помогал.
А в это время в Ленинграде (не помню, у кого) выросла пара Людмила Смирнова/Андрей Сурайкин. Очень хорошая пара. Но вспоминаю я ее как какую-то бесцветную, блеклую. Так вот, случилось у Алексея Уланова большое чувство. К Смирновой. Чувство было взаимно и столь велико, что стоило больших усилий удержать Уланова в паре до Олимпийских игр. Потому как хотел Уланов стать олимпийским чемпионом именно с любимой женщиной, а не с духовно чуждой ему Ириной Родниной под началом не менее чуждого духовно Станислава Жука.
Так безобразно, как в Саппоро, Роднина и Уланов не катались никогда. При серьезных судейских разногласиях золото им всё же отдали. Серебро досталось Смирновой/Сурайкину. После того Леша сделал партнерше ручкой и уехал в Ленинград. За новым счастьем.
Дальнейшая история хорошо известна. Жук нашел в том же Ленинграде одиночника средней руки Александра Зайцева, поставил в пару к Родниной, за полгода научил его основным элементам парного катания и уже в следующем году эта пара выиграла всё, что только можно выиграть. Технический арсенал Зайцева так и остался довольно скудным. Все последующие годы, уже у Тарасовой, пара исполняла практически один и тот же набор элементов, но исполняла его на высочайшем уровне. А Роднина перестала падать. И Зайцев не падал. И чего они за эти годы повыигрывали, тоже хорошо известно.
А Смирнова с Улановым после пары лет проигрышей ушли. Роднина действовала на соперников как удав на кролика. Помню хорошо Лейк-Плэсид. Разминка перед произвольной. Чемпионы мира 1979 г (Роднина в тот год рожала) американцы Тай Бабилония и Рэнди Гарднер. Америка ждет победы любимцев. А любимец рыдает у бортика. Когда он увидел Роднину и Зайцева, он не только не смог прыгать, он не смог стоять на коньках. Этот пример просто наиболее яркий из всех.
Появление одиночников в парном катании продолжалось. В пару к Ирине Воробьевой, которая во второй половине 70-х каталась с Александром Власовым, Тамара Москвина поставила одиночника Игоря Лисовского. Они стали чемпионами мира. Затем объединились два одиночника – Елена Валова и Олег Васильев. Результат – олимпийские чемпионы и призеры, чемпионы мира.
Сегодня очередной удачный опыт: в паре с Александром Энбертом катается Катарина Гербольдт. Жду их на пьедестале.
Но - «на чердаке вашей памяти» остались ли люди, о которых вы напишете с меньшим пренебрежением?
Тай была действительно очень красивая девушка, похоже, с азиатско - негритянскими корнями. Но по большому счету против Родниной/Зайцева они бы никогда не выстояли. Что и произошло.
Но если покопаться, могу и найти. Надо?