11 мин.

Павел Траханов. Помним

Павел - коренной москвич. В хоккейную секцию легендарного клуба ЦСКА его вместе со старшим братом привели родители. Однако, талант ребенка тренеры разглядели не сразу да и бытовые трудности едва не сломали карьеру будущего защитника. Тренировки начинались в 7 утра, так что вставать семейству Трахановых приходилось ни свет, ни заря – часов в 5. До стадиона братья вместе с отцом добирались на электричках, а затем переехали в другой район. Павел уже без брата, как многие ребята, стал играть за дворовую команду. С ней выиграл популярный в СССР турнир «Золотая шайба». И только потом, в 1988 году, ему последовало серьезное приглашение в ЦСКА. В армейском клубе первым тренером игрока стал знаменитый ныне теле-эксперт и комментатор Сергей Наильевич Гимаев. Увы, но переход во взрослый хоккей для Павла вновь получился трудным. И вновь по независящим от него причинам. В середине 90-х годов легендарный ЦСКА серьезно трясло, клуб раздирали скандалы, а вместо одной единой команды в нашем чемпионате появилось сразу две. Павел Траханов оказался "под крылом" Бориса Петровича Михайлова, чья дружина тогда чаще боролась за выживание в Суперлиге нежели за высокие места.

Однако, именно те баталии, возможно и закалили "железный" характер  защитника. 10 сезонов Павел верой и правдой служил ЦСКА и только затем решился сменить клуб, отправившись в первую "провинциальную" командировку - в череповецкую "Северсталь". Впрочем, "сталеваром" он был куда меньше,чем "военным". В двух этих клубах карьера Павла проходила без особых успехов. Всплеск последовал после приглашения вновь поближе к дому - в балашихинский ХК МВД, вместе с которым игрок наконец-то завоевал свою первую медаль во взрослом хоккее.

Фантастический серебряный успех ХК МВД весной 2010 года, к которому напрямую был причастен и Павел, резко поднял спрос на игроков расформированной "милицейской" команды. Павлу Траханову далеко уезжать не пришлось - он сменил один подмосковный город на другой - Балашиху на Мытищи. Неизменным осталось одно - высокий класс игры самого защитника. На протяжении всего сезона он был одним из лучших в составе "Атланта". Вполне объяснимо поэтому, что роль лидера отводили ему и Николай Борщевский, с которым мытищинцы начинали сезон и Милош Ржига, с которым дошли до финала Кубка Гагарина. В итоге, Павел Траханов вновь добрался до серебра чемпионата КХЛ, заброшенными шайбами, правда, не отметился, но сделал 7 голевых передач в 70 матчах и показал очень приличный показатель полезности "+11", из которых "+10" пришлись именно на плей-офф. Помимо этого, сезон для Павла получился успешным и в личном плане. У них с супругой Екатериной родился второй сын - Алексей.

4 мая 2011 года Павел подписал двухлетнее соглашение с ярославским «Локомотивом».

7 сентября 2011 г. погиб при крушении авиалайнера Як-42 под Ярославлем. Похоронен 15 сентября на Востряковском кладбище в Москве.

Достижения:

Чемпион Европы среди юношей (U18, 1996); Серебряный призер Чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги (2010, 2011)

Семья:

Мама Павла всю жизнь работала бухгалтером. Отец и старший брат трудятся в Московском Метрополитене,младший брат – менеджер. Женат. Жена Екатерина в прошлом занималась художественной гимнастикой. Воспитывает двух сыновей - Георгия и Алексея. Любимые увлечения - отдых в кругу семьи и рыбалка.

Источникофициальный сайт ХК "Локомотив"

Предложение «Локомотива» все же перевесило

Ах, какая же судьба – злодейка. Нет, не хочется сейчас искать крайних и виноватых, говорить в сослагательном наклонении. Хочется спасти всех. Увы, это просто невозможно. Но ведь сам Паша после очередного триумфального сезона, второго подряд в карьере, и награждения серебряными медалями на чествовании «Атланта» хотел остаться в Мытищах. В интервью, которое он дал пресс-службе клуба чуть позднее, только-только отметивший 33-летие (возраст-то Христа!) Траханов искренне сказал, что очень бы не возражал и дальше играть в подмосковном коллективе.

Но у Паши растут два сына – 8-летний Георгий и годовалый Алешка. Молодому спортсмену, достигшему зрелого мастерства, сделали более чем заманчивое предложение из ярославского «Локомотива».

– Я впервые в жизни от генерального менеджера в отношении игрока услышал фразу: «Как бы нам парня не обидеть», – говорил на похоронах Траханова агент Павла Валерий Холин. – В руководстве «Локомотива» по достоинству оценили уровень игрока. Ну а в такой команде мечтает играть каждый.

Отчаянный и добросовестный парень

Вспоминает двукратный олимпийский чемпион Борис Михайлов – тренер, под началом которого Павел играл в ЦСКА в суперлиге в 1998-2000 годах:

– Когда в 1998 году я возглавил штатную команду ЦСКА, в ней играли многие молодые воспитанники армейской школы 1978 года рождения. Павел Траханов, Игнатов, Кровопусков, Денис Хлопотнов, мой сын Егор Михайлов, позже присоединился Евгений Королев. Все эти ребята прошли с тренером Александром Волчковым через тернии высшей лиги, сезон отыграли в суперлиге, и вместе мы начали работать над созданием боеспособного коллектива.

Пашка в игре был отчаянный парень, а на тренировках больше всего – добросовестный. Он подкупал тем, что всегда работал над повышением собственного мастерства. Когда было тяжело, никогда не ныл. Порой его даже приходилось останавливать. В игре – жесткий, цепкий, никого не пропустит. Всегда шел к поставленной цели и добился в итоге всеобщего признания. Стал защитником высокого уровня. Дважды подряд серебряным призером КХЛ просто так не становятся. У него и сейчас был и запас сил, и энергии, и мастерства. Мне было легко с ним работать.

Играли за харчи

Вспоминает двукратный олимпийский чемпион Владимир Крутов, главный тренер клуба суперлиги ЦСКА в 2001 году:

– После ухода Бориса Петровича ЦСКА доверили возглавить мне, его помощнику. У команды не было ни собственной базы – снимали гостиницу в «Лужниках», ни своего автобуса. Платили по нынешним меркам гроши, да и те задерживали. С большим трудом тогда удалось остаться в суперлиге. «Матч жизни или смерти» в Чехове мы выиграли, и Паша Траханов стал тогда одним из наших спасителей. Потому команда впоследствии и начала распадаться, игроки уходили в поисках счастья в другие, более богатые клубы. Сезон 2001-02, по ходу которого я покинул клуб, стал и вовсе провальным – вылет из лиги сильнейших. Ну а в августе 2002-го при объединении ЦСКА Павла единственного взял в команду Виктор Тихонов, и он остался играть в суперлиге.

Удивительно добрейшей души человек в жизни, зубастый на льду, напористый и неуступчивый… Таким он в моей памяти и остался. Прощались мы с ним в Ярославле, ездили туда с моей женой Ниной… Она вся в слезах, до сих пор каждое утро говорит, что многие игроки «Локомотива» будто бы стоят перед ее глазами. Ну а Пашка – он ведь особенный. Наш, армеец…

На таких людях строится команда

Вспоминает заслуженный тренер России Виктор Тихонов, трижды приводивший сборную страны к победам на Олимпийских играх и 8 раз – к успеху на чемпионатах мира:

– Траханов был одним из молодых и талантливых ребят, на которых мы в то время обратили внимание. Он рос на глазах из года в год, прогрессировал. На таких ребятах строится и игра, и команда. И мы уже тогда понимали это. Честный и порядочный человек… Мне искренне жаль всех погибших ребят…

Клюшка на память

Вспоминает бывший вратарь воскресенского «Химика» и ЦСКА Леонид Герасимов, детский тренер Павла Траханова:

– Во всех отношениях прекрасный человек Павел. Сколько его друзей пришли на похороны на Востряковское кладбище! Сколько цветов и венков. Сколько искренних слез и слов благодарности в память о Пашке. А какой он мужественный был. В начале 1990-х годов наша команда ЦСКА, а я помогал в ней Сергею Гимаеву, дважды ездила в долгие турне по Канаде. По 30 матчей за сезон за океаном мы играли. Так вот, Павлу ломают ключицу, даже операцию сделали. Но к концу турне Павел – снова в строю. Вот это мужество юноши. На следующий год история повторяется: снова перелом ключицы, и снова Паша к концу серии помогает команде на льду…

Паша в нашем коллективе пользовался огромным авторитетом. Ребята его уважали всегда – и в детско-юношеской команде, и, конечно, когда он попал во взрослый хоккей. И я просто не помню, чтобы он проказничал или хулиганил. Он всегда был положительным человеком, во всем.

Двоюродный брат его Денис тоже играл у меня в команде 1989 года рождения. Парень тоже выбрал амплуа защитника, боевой. Правда, сейчас закончил из-за травмы.

И семья, и родители у Павла очень хорошие. Из-за сына отец Паши Сергей на общественных началах начал трудиться хоккейным тренером в «Вымпеле», хотя основная его работа – машинист метрополитена. Когда Павел перешел в ЦСКА, отец все равно остался в хоккее. А вот родные братья Павла – старший Сергей и младший Дмитрий в спорт не пробились. Но тоже оба – крайне порядочные люди.

Вспоминаю нашу последнюю с Павлом встречу на «Арене Мытищи», где я сейчас работаю, тренирую детские команды в школе «Атланта». Дело было в июле, буквально за несколько дней до начала сборов в командах КХЛ. Павел катался, готовился к сезону в числе многих других ребят из бывших и нынешних «атлантов», включая Сережку Мозякина. Я тогда спросил у Павла: «Как будет в новом клубе?». «Надеюсь, хорошо примут», – ответил он. Я сказал, что буду ждать встречи с ним в Мытищах в чемпионате. Я заранее попросил у него клюшку для одного парня, у родителей которого не все в порядке с финансами. Паша сразу же, еще перед занятием дал мне клюшку, сопроводив словами: «Зачем вам меня ждать? Берите сразу…»

Уж лучше б я подождал, только бы он остался жив… Теперь эту клюшку из своей раздевалки я никому не отдам…

С женой Катей познакомился еще в школе

Вспоминает Михаил Бутурлин-младший, партнер Павла Траханова по юношеской команде ЦСКА 1978 г.р., ныне – арбитр КХЛ:

– Мы с Пашкой знакомы очень давно, дружили семьями еще наши родители с нашего детства. Он пришел к нам из «Вымпела» (дворец в Перово) в 1989 году, когда нам было по 11-12 лет. У нас в команде на первых ролях были Самсонов, Кваша, Спиридонов. Ну а мы сдружились другой компанией – Егорка Михайлов, я, Пашка, Алексей Кровопусков, а позднее к нам примкнул Максим Соловьев, он нас годом моложе, но тоже позднее вместе играли.

Каждый год мы с Пашкой катались на дачи друг к другу. У него – на Боровском шоссе, у нашей семьи – в Пирогово, рядом с Мытищами. Приезжали друг к другу семьями…

С Катей, будущей супругой, Пашка познакомился еще в школе. В 10-11-м классах мы учились в спортшколе № 704 возле метро «Аэропорт» (ее выпускниками стали многие известные спортсмены – Андрей Хомутов, Павел Буре, Елена Водорезова и другие. – Прим авт.). Катя занималась художественной гимнастикой. Она была стройна, умна, высока и красива. И Пашка сразу же положил на нее глаз…

Паша вообще был самым семейным из всей нашей компании. Он всегда торопился домой, к Кате, к детям – к Гоше, а в последний год – к грудному еще Алешке. Когда у него родился второй сын, он собрал большую компанию – многих из нас – и устроил праздник. Приехали Сергей Соин, Алексей Черников, да много кто. Паша очень любил рыбалку. Он последние три лета ездил в Астрахань с Соиным и другими ребятами. Дом он построил новый, все звал на новоселье, да я так к нему и не заехал. Хотя мы часто виделись в Мытищах, когда он играл, а я судил или работал в судейской статистической бригаде. Но перед игрой к Пашке лучше не подходи – всегда на редкость сосредоточенный, отвлечениям нет места. Порой идешь мимо – как будто не знает. Хотя пуд соли вместе съели.

Он все время хотел быть рядом с родными, с семьей, с домом. У него самый дальний выезд-то был в Череповец, два сезона там провел. Он не выделялся на льду. Был хорошим средним защитником. Но за счет трудолюбия обошел всех сверстников, которые в юношеские годы, быть может, превосходили его. Не звезда, но был надежен в тылу – и в семье, и на хоккейной площадке.

Катя с маленьким Алешкой приезжала к нему в Ярославль за считанные часы до трагедии. Рассказывают, что по возвращении в Москву она едва вошла в дверь и узнала о самом страшном…

Источник: официальный сайт ХК "Атлант"

Церемония памяти...