10 мин.

«Извините, пирожки». Что нужно знать о новичке «Зенита» Рязанцеве

Александр Рязанцев накануне простился с казанскими болельщиками, перед которыми в последний раз играл в майке «Рубина». Sports.ru рассказывает все самое важное о футболисте, который уже одной ногой в «Зените».

Фото: REUTERS/Albert Gea

Не воспитанник, но свой

Рязанцев не был воспитанником «Рубина», но воспринимать его как своего это не мешало ни одному болельщику и менее теплыми проводы игрока в Питер от этого не стали. Восемью годами ранее Рязанцев по приглашению Бердыева перебрался в Казань из глухого запаса «Москвы», и уже через полгода поучаствовал в выездном разгроме своей бывшей команды 5:0. В первый сезон молодой игрок больше притирался к партнерам и адаптировался ко взрослому футболу, а на следующий год провел один из лучших отрезков за всю свою профессиональную карьеру. Даже забил важнейший мяч бывшему клубу, перед голевым ударом «с мясом» вырвав мяч из под ног у набравшего тогда форму Сергея Семака.

В сезоне 2007 «сырой мальчишка» Рязанцев своими голам принес в копилку «Рубина» 13 очков из 35 набранных клубом в том сезоне и влюбил в себя местную публику. Летом того года он стал по сути ведущим игроком казанцев и в кризисный период вел команду за собой, единолично выигрывая матчи с  «Крыльями», «Динамо» и «Кубанью».  А позже впервые отличился и в еврокубках: это на пике Рязанцев забивал «Барсе» в ведущем турнире Европы, а начинать пришлось с кубка Интертото и венского «Рапида». На следующий сезон «Рубин» возьмет золото чемпионата и из основы середняка-2007 в основе чемпионов-2008 прочно закрепиться сумеет лишь Рязанцев.

Самый медийный футболист «Рубина»

Рязанцев за годы в «Рубине» прочно занял звание одного из самых медийных игроков клуба. Его можно увидеть на рекламном щите с анонсом матча на улицах города, чуть позже сюжет с пекущим блины Рязанцевым выйдет на одном из местных телеканалов, а несколько интервью разместятся сразу в ряде спортивных порталов и в программке к матчу.

Рязанцев для «Рубина» был своего рода белой вороной – в клубе, находящемся долгие годы в информационном вакууме, он стал одним из немногих, кто никогда не чурался любого рода активностей вне поля и всячески отходил от канонов рубиновой закрытости. В микст-зоне каждый журналист знал, что вероятнее для комментария остановится именно Рязанцев, нежели Кузьмин или Торбинский. Александр, в один из своих последних подходов в качестве игрока «Рубина», доходчиво рассказал о том, почему клуб проиграл «Краснодару», когда все партнеры предпочли молча пройти мимо, не придумав ни одной годной отмазки.

А после эпичного поражения дома «Томи», после которого Бердыев бушевал на пресс-конференции, Рязанцев за всю команду смиренно получил ушат любезностей от фанатов, не промолвив ни единого бранного слова в ответ. В «Зените» такое хладнокровие в общении с болельщиками для некоторых может стать настоящим шоком.

«Гений, миллионер, плейбой, филантроп»

Если кто-то в Казани не знал Рязанцева-футболиста, то знал Рязанцева-бизнесмена или Рязанцева-мецената. Александр поучаствовал в дорогом проекте реставрации памятника культуры республики – Дома Карла Фукса. В ожидании открытия то ли ресторана, то ли кафе (были и идеи отеля), теперь им любуются прохожие Казани зная, что футболист «Рубина» приложил к этому свой карман. Свою долю в проекте перед отъездом он позже продал.

В кино или театре Рязанцева застать куда проще, чем в кальянной или ночном клубе. Нередко футболиста можно было увидеть на премьере того или иного фильма или постановки, и никто сразу бы не признал в нем футболиста. Не так давно Александр совершенно буднично отозвался на приглашение местных квнщиков, даже не побоялся выйти к микрофону и сказать пару слов. Чтобы получить от него какой-то живой и внятный комментарий, клещи не потребуются, а за словом в карман Рязанцев не полезет, как и новые партнеры по «Зениту».

Как бы не казались сомнительными сравнения Рязанцева и Широкова, в плане своей разносторонности они очень даже похожи. Не факт, что Рязанцев читал Гиляровского или Лескова, но Владислав Кулик, выбирая партнеру подарок на день рождения, читающему Рязанцеву чуть не подарил «Декамерон» Джованни Боккаччо. Самым читающим интеллектуала Рязанцева называли сразу несколько партнеров по «Рубину». 

Плюс ко всему Александр в прошлом году учредил свой собственный фонд помощи состоявшимся и молодым спортсменам, а также детским тренерам и ветеранам спорта. И выписал свой первый грант в миллион рублей олимпийской чемпионке Марии Савиновой, от которого та поспешно отказалась. Перед самым отъездом в Петербург Рязанцев вместе с партнерами решил организовать посещение одного из детских домов Казани с подарками и прочими предновогодними приятностями для больных детей. 

Так и повелось, что вне поля Александр делает даже больше полезного и интересного, чем в его пределах.

Гол карьеры

Гол «Барсе» для Рязанцева стал неким знаком отличия. Клеймом, которое запомнят не только болельщики «Рубина», но и вся Европа. По большому счету за несколько сезонов этот гол стал для игрока единственным личным достижением. И в этом голе весь Рязанцев: удачно оказался в нужном месте, не особо задумываясь и без замешек пробил, очень удачно нашел девятку ворот. Баловень судьбы Рязанцев оказался в нужное время в нужном месте и нужным образом пульнул снаряд, словно бусинам на четках Бердыева так захотелось. У него никогда не было какого-то удара от бога, отличительного понимания игры или особенного голевого чутья – но бывает, что и без всего этого можно потревожить ворота лучшей команды планеты, если фортуна с тобой. В случае с Рязанцевым она покидала его не очень часто.

После гола в ворота грозной «Барсы» карьера Рязанцев не стала каким-то образом стремиться вверх, а он сам, вдохновенный тем успехом, так и не начал показывать более сильную и стабильную игру или выходить на новый небывалый для себя уровень. Бывали прорывы и даже красивые мячи, но именно в игре Рязанцева так и не появилось зрелости и ответственности, даже когда Саша выходил с капитанской повязкой. Вероятно потому этот гол за последние 4 года ничем другим затмить он так и не сумел. Или как минимум на поле – фраза в микст-зоне стадиона Центральный вполне может поконкурировать с голом в ворота Вальдеса по своей популярности.

Пятилетка стагнации 

С момента своего лучшего сезона перед чемпионством, по большому счету Рязанцев не смог поступательно прогрессировать и вырасти в сильного исполнителя. От лихо начавшего в свои 22 Александра ждали куда большего чем то, что он представляет из себя сегодня. Александра еще прорывало в сезоне 2011/2012, когда он забил 8 мячей за календарный год, но что примечательно – ни одной голевой передачи. В этом сезоне у Рязанцева лишь один ассист, и тот в квалификации к Лиге Европы – не самый лучший показатель для атакующего полузащитника.

Как и многие россияне, Рязанцев игрок настроения и на его игру существенно влияют то пересуды об уходе Бердыева и скандале по «делу Торе», то задержки зарплаты около месяца назад. Незабитые пенальти и необязательные удаления словно лакмус говорят, что Рязанцев не в своей тарелке и абстрагироваться от событий вне поля, фокусируя все внимание на игре, ему зачастую не удавалось. На фоне Еременко, Натхо и Карадениза чаще всего он выглядел откровенно инородным – не поспевал за мыслью, скоростями партнеров и частенько губил перспективные атаки. Как следствие – на Центральном от его игры в последнее время плевались чаще, чем восторгались.

Бердыев на недавней пресс-конференции отметил понимание Рязанцевым игры и российский паспорт – наверное, действительно это единственные сильные стороны футболиста-Рязанцева. Пусть и понимание зачастую расходилось с исполнением, редко случались обратные примеры. Вдобавок тренер «Рубина» высоко ценил универсализм Александра и в полузащите мог прикрыть Рязанцевым почти любую позицию, кроме опорной зоны. Можно сказать, доверял ему по примеру Венгера и Рэмси, и также ждал, когда взращенный им игрок наконец-то выйдет на новый, более высокий уровень. Может быть как раз в Питере с Рязанцевым это и произойдет. 

«Зенит» как заменитель Европы

Рязанцев последние годы с трепетом ждал предложений из-за рубежа. О желании поиграть в Германии или Испании он высказывался не раз, но стать редким российским легионером так и не смог – на голе «Барсе» дальше Питера уехать непросто. Не трудно Рязанцева понять: ждать у Волги погоды можно долго, а с невского берега к Европе путь куда ближе. 

Рязанцев не первый, кто выбирает Питер в качестве альтернативы Европе. «Зенит» давно стал для многих игроков чемпионата своего рода заменителем европейского клуба, где есть большие задачи, классные игроки, регулярно полные трибуны, лучший в стране газон и европейский тренер. Да и с зарплатой мало кого обижают. Протоптали этот путь с переменным успехом Домингес, Бухаров, Семак и Ансальди, потому у Рязанцева перед глазами разный опыт переездов из Казани в Санкт-Петербург и только от него зависит, споткнется ли он о старые грабли или обойдет их.

В плане адаптации к коллективу проблем у Александра возникнуть не должно: с большинством россиян он хорошо знаком по сборной, с кем-то еще по «Рубину». Так и испанский подучил вполне неплохо и понять Данни или Халка если не на футбольном, то хотя бы на языковом уровне, не должно составить особого труда. 

Поиск мотивации

Уверенно определить для Рязанцев перспективы в «Зените», помимо денежных, довольно сложно. Сегодня самое популярное пророчество – место на скамейке рядом с дебоширом и приятелем Бухаровым, теряющим всякую мотивацию вернуться в футбол. В этом и будет грань между Рязанцевым-футболистом и активистом вне поля, так как для Рязанцева мотивация – один из ключевых факторов удачной игры.

В «Рубине» ее было довольно просто потерять: тренера заволокли околофутбольные скандалы, многие из тех, с кем распивал чемпионское шампанское, уже покинули команду, домашние трибуны в каждом матче выглядят все беднее, а чужие не могут не вызывать ревности. Для Александра все это важно и мало удивительного в том, что перед полными казанскими трибунами на матче сборной с Люксембургом он показал более лучшую игру, чем в большинстве матчей за «Рубин» при пустых. Взывал к поддержке Рязанцев довольно часто, но чаще был не услышан.

Помимо этого и громить второсортные «Зюлте-Варегем» или «Марибор» после ярких побед над «Барсой», «Челси» и «Атлетико» сегодня ни у кого бы не вызывало особого восторга и желания. И Рязанцев наверное нашел тот вариант, где сегодня стимулов и стремлений для него гораздо больше, чем в Казани.

Внутренних вызовов для Рязанцева тоже хватает: смена уходяшего Широкова, к примеру, или не повторить путь Бухарова, стремясь пройти его по тропе Семака. Не сыграв ни одного матча за новую команду и уже будучи списанным большинством, все же доказать свою пригодность. И нередко бывает, что подобные трудности лишь тонизируют – Шатов и Смольников уже доказали это.