7 мин.

Все дело в юбке. История четвертая

В 1940-х мир плотно окутывает дух войны. Борьба с фашистской Германией охватывает Европу, не оставляя в стороне ни Америку, ни Африку, ни Азию.

С лозунгом «Все для фронта, все для победы» живут наши предки в СССР и других странах мира. Материалы, необходимые в военном производстве, не доступны женщинам в их мирных целях. Открытый в 1940-х нейлон идет на пошив военной одежды и парашютов. Так что женщины, полюбившие нейлоновые чулки, вынуждены стрелки рисовать на ногах.

В условиях открытых катков чулки в фигурном катании не являются важным атрибутом одежды. Но война сказывается на фигурной моде недостатком ткани и еще большей дерзостью в длине юбки. Важный предмет гардероба поднят сильно выше колена, а цветами юбок, жакетов и платьев девушки подчас компенсируют страхи и тревожность непростого времени. Ткани все же находятся, особенно после войны. И на катке девушки блистают в сатине цвета вишни, красном бархате, белом мехе и розовом шифоне.

Можно, пожалуй, выделить три вида костюмов для фигурного катания в 1940-е годы.

Первый назовем условно «скромность и простота». Силуэт без излишеств, неброские цвета, юбка формы солнце-клеш, со складками из без, с подкладом, короткие штаны такого же цвета, как подклад юбки, свитер или вязаная кофта с длинными рукавами,  воротником-стойкой или воротником Питер Пэн. Наряды данного типа в основном из шерсти, а также из хлопка.

(Слева фото 1940-х гг., справа фото олимпийской чемпионки-1948 Барбары Энн Скотт во время проката на чемпионате мира)

Любимица Канады Барбара Энн Скотт покорит Америку, выиграв Игры в 1948 году. Ее образ милой, улыбчивой, скромной девушки в свитере, шапочке, коротком платье и колготах завоюет сердца послевоенной публики. Девочка из соседнего двора хороша и на тренировке, сосредоточенно внимая указаниям тренера при исполнении фигур, и в подвенечном аристократичном платье, и в роли признанной дивы в шоу.

(Барбара Энн Скотт в 1946 и 1948 гг.)

Интересным и даже занимательным является список требований к костюмам в 1940-х, который опубликовала Ассоциация фигурного катания Великобритании. В этом списке говорится, что:

- Женские костюмы для катания должны быть элегантными и причудливыми. Желательные цвета - васильковый,  пурпурный, цвет зрелой вишни, французский серый и изумрудный.

- Подол юбки должен находиться на 22,5 см выше уровня льда в то время, когда фигуристка стоит на коленях.

- Леди всегда должны одевать белые перчатки.

- Что касается нижних штанов, то штаны взрослых размеров смотрятся слишком большими. Поэтому следует купить штаны в детском отделе, переставить резинку и перешить их по своим пропорциям. В результате штаны будут плотнее облегать фигуру и не будут слишком заметны под платьем.

- С костюмом фигуристки, выступающей в парном катании, должен сочетаться в ряде деталей костюм ее партнера. Например, галстук и носовой платок партнера должны быть такого же цвета, как платье партнерши. Но в этих деталях наряда следует избегать белого цвета.

- Не нужно сильно подгибать рукава блузки. Иначе вы будете выглядеть как девушка, собирающаяся стирать.

(Дороти Снел. 1940 г.)

Платье из букле, сделанное какой-то мастерицей в США для себя, сейчас является отличным образцом винтажного стиля, который надевают и хотели бы надеть многие современные девушки.

Пошив на дому в 1940-е набирает еще большую популярность, чем раньше. В журналах публикуются эскизы моделей и выкройки. Нарядам для занятий спортом отводится не последнее место, и рисунками девушек на коньках пестрит то одно, то другое издание – прообраз Burda Moden.

 

Второй вид платьев – «элегантность». Бархатные платья с длинными рукавами аристократичных цветов - черного, изумрудного, вишневого, глубокого красного – с вырезом каре или сердечком, а также – сердечком и лодочкой вместе.

(Платье 1940-х гг.)

Среди уцелевших плательных экземпляров той эпохи любуешься совершенно изумительным платьем из дамаста – узорчатой ткани, которое отторочено мехом норки.

(Платье 1940-х гг.)

Глядя на эти платья видишь не девушек, переживающих войну, страдающих от ее лишений и активно занимающихся спортом, а Женщин, которые всегда сохраняют загадочность и желание нравиться. Глядя на эти платья понимаешь, почему в 1947 году мир был покорен стилем New Look Кристиана Диора. Правда длинные юбки французского маэстро в фигурном катании уже не появились, да и не могли. Короткая юбка стала классикой.  

(Барбара Энн Скотт в юбке классической для 1940-х и последующих лет длины)

Третий вид – «шик» и «блеск». Соня Хени, завершив карьеру в спорте, несет родное фигурное катание в массы посредством голливудских фильмов и шоу. В 40-е годы в США уже существуют Ice Capades, Ice Follies и Holiday on ice. Фигуристки в шоу уже не спортсменки, а актрисы, и одеты они с присущим золотому веку Голливуда блеском и шиком и прямо-таки ослепляют, в том числе и откровенностью нарядов.

(Обложки прграммок шоу Ice Capades 1946, 1947, 1948 гг.)

(Обложки программок шоу Ice Follies 1947 и 1949 гг.)

Еще десятилетием ранее костюмы в фигурном катании были разнообразными. В 1940-х широта взглядов и подходов к понятию костюма на льду стала еще больше. Сравните инструкции английской ассоциации с описанием платья Сони Хени, в котором она танцевала гавайский танец хула в шоу в 1941 году. Основа телесного цвета как будто передает привет российским фигуристам начала 2000-х. Стеклярус, камни, блестки – здесь есть почти все, чтобы еще больше подчеркнуть звездный статус королевы льда и сердец. И, кстати, обратите внимание, нет рукавов.  

(Платье Сони Хени для шоу 1941 г.)

В соревновательной деятельности сверхкороткие юбки уже обосновались прочно, чего не скажешь о рукавах. По большей части рукава еще полностью закрывают руки.

В СССР девушки не отстают от общих тенденций. Конечно, в сложное военное и послевоенное время нашим фигуристкам не до мехов и бархата: они выступают в достаточно скромных, аскетичных платьях, но все же находят возможность деталями выразить женственность и даже некоторую кокетливость.

(Вайке Падури - чемпионка СССР 1945 года)

Продолжение следует