8 мин.

Все дело в юбке. История первая

В XVII веке женщины носили корсет и юбки на китовом усе. В XIX дамы активно высказывались о том, что корсет им мешает. В XX веке он сдал свои позиции, так же, как и уменьшилась длина юбок. Мода стремительно эволюционировала, и вся жизнь тоже. Фигурное катание стало свидетелем и участником динамичного XX столетия и продолжает отражать явления нашего бытия. Вместе с технологичностью коньков, увеличением нагрузок, усложнением элементов, разнообразием ТВ-показа и новыми подходами к музыкальному сопровождению фигурное катание постоянно меняет одежда, вернее костюм для катания. Связана ли его трансформация с развитием моды? Думаю, да. Посмотрим?

Фигурное катание стало видом спорта в конце 19 века. Тогда появился Международный Союз Конькобежцев, был проведен первый чемпионат мира, чемпионат Европы, возникли клубы фигурного катания.

В конце 19 века Европа и Америка еще очень и очень консервативны. Викторианский стиль жизни, ставящий во главу угла стабильность, добродетель, порядок и размеренность, господствует вовсю. Прошла одна эпоха революций, следующая - еще не наступила.

Кататься на коньках и на роликах в обществе модно и престижно. Скользить по льду считается для добропорядочной девушки занятием подходящим: оно прививает элегантность, тонкость и в то же время способствует оздоровлению барышни. Но кататься девушкам и женщинам рекомендуют не больше часа. К тому же, например, в правилах катания 1864 года, ясно говорится, что кататься стоит не быстро, самое главное - грациозно. А если подует ветер, то прекрасной половине настоятельно советуют закрыть лицо вуалью, иначе может случиться пневмония. Интересно, как вуаль может защитить от ветра и предотвратить заболевание легких?

(Из журналов 1899 и 1888 гг.)

 

Что касается костюмов для катания, то их в журналах (предшественниках Cosmo и Elle 1888 года) описывают так:

«Зеленое платье с боковыми вставками из зеленого плюша, оторочено по бокам черным каракулем. Лиф и зеленая фетровая шляпа также оторочены черным каракулем.

Юбка из темно-синего сукна. Лиф из синего и темно-красного сукна с кокеткой, манжетами и поясом из темно-синего вельвета. Муфта сочетается с лифом. Большая шляпа из темно-синего вельвета, отороченная перьями».

 

Платья, естественно, в пол. Муфта, шляпа с вуалью. Какое уж тут быстрое катание и, о ужас, прыжки. Таково время.

(Фото платья 1900 года на современной выставке. Фото Анни и Гейба Девеберов из канадского Брансуика. 1900 год)

 

Начало века 20-го. В 1902-м Мадж Сайерс участвует в чемпионате мира. Одетая с иголочки - в длинную юбку, сатиновую блузку, жемчужное ожерелье, шляпу и кожаные перчатки (выйти на улицу без головного убора решительно невозможно).

(Мадж и Эдгар Сайерс на Олимпийских Играх 1908 года. Современная девушка в реплике костюма 1910 года)

Соперники Сайерс - мужчины. Но в правилах не говорится, что женщины не могут соревноваться с ними. Англичанка занимает второе место, и ИСУ на Конгрессе 1903 года запрещает ей и всем другим женщинам дальнейшие выступления. Из-за того, что в длинных юбках кататься уж слишком опасно, к тому же платье почти полностью скрывает работу ног. А еще, по мнению главного фигурного учреждения, судья может быть романтически настроен по отношению к участнице соревнований, и симпатия непременно скажется на оценках. Да и сравнивать катание мужчин и женщин слишком трудно… В общем, шестью голосами против трех ИСУ закрывает дамам возможность участвовать в соревнованиях.

(Фото из журнала 1911 года. Ненси Роув - участница турнира в Миннесоте. 1913 год)

Девушкам отводят роль прекрасных газелей в облаке меха. На льду они кутаются в него и производят впечатление таких милых и беззащитных созданий.

Мода в первом десятилетии XX века полностью отличается от моды последующего пятидесятилетия и является как бы продолжением форм конца XIX века. В 1900-х и 1910-х очень популярны шубки и пальто, целиком из меха или с отделкой, которую используют почти во всех нарядах. Мех в качестве украшения невероятно  популярен. Девушки очень любят горжетки, съемные воротники, меховые шарфы и муфты, меховые шляпки. А меха - от самых дорогих (соболь, горностай) до нерпы, белки, кролика и овчины, в зависимости от возможностей дамы, вернее ее мужа или родителей. Кататься в шубе довольно тяжело, но меховая отделка наряда для катания в тренде и в предыдущем столетии (помните журнал 1888 года?), и в начальные 20 лет века наступившего. Еще бы. Зима, снег, вернее лед. Отличный повод и место для того, чтобы показать свое пушистое богатство.

 

(Мадж Сайерс выступает в укороченной юбке)

Правда, создания хотят не просто кататься в мехах, а бороться за медали. Феминизм поднимает голову. Сайерс решение ИСУ не только не останавливает, но наоборот укрепляет ее желание изменить сложившееся положение вещей. Она укорачивает юбку… до середины икры – так, чтобы были полностью видны коньки. 

 В 1906-м проходит первое первенство планеты среди женщин. Его выигрывает кто? Конечно, Мадж Сайерс.

На дорогах автомобили теснят конку, движение суфражисток успешно борется за права женщин. Начинающие работать и ездить в авто прекрасные дамы уже не могут щеголять в шляпах с длинными полями и платьях до пят: шляпы уменьшаются в размерах, место платья зачастую занимают юбка с жакетом и блузкой.

(обложка журнала 1910 года)

1910-е. Время коренных изменений в одежде еще не пришло. На чемпионате США 1917 года Тереза Вельд из Бостона привлекает всеобщее внимание своим скольжением на ребрах, тройками и другими элементами, а также добавляет себе симпатии своим костюмом из вельвета винного цвета. Большие манжеты жакета, как и низ юбки оторочены бобровым мехом, который также использован в отделке шляпы. Мисс Вельд очень элегантна.

(Тереза Вельд на чемпионате США 1917 года)

 

В 1920-м судьи наверно будут придерживаться того же мнения, но посчитают, что сальхов, исполненный бронзовым призером Игр, это уже для женщины слишком. Последовательницам Сайерс будет за что бороться в 1920-е. Но в 1910-х Тереза Вельд, многократная чемпионка Америки, беспокоится о том, что при исполнении прыжка будут видны панталоны.

Публика еще не готова лицезреть этот предмет на льду, но вовсю принимает Шарлотт Оелшлагель. Звезду ледовых шоу из Берлина можно назвать Джексоном Гейнцем женского катания. Вот только американец Гейнц сделал себя имя в Европе, а немка Оелшлагель – в Штатах. Собирая народ на свои шоу, она учит американцев катанию на коньках (да-да, Джексон, недаром ты ездил по Европе несколько десятилетий ранее) и издает в 1917 году книгу, в которой рассказывает и о коньках, и о костюме для фигурного катания. Кстати, именно Шарлотт, а не Соня Хени, вводит в обиход белые ботинки для катания. Ранее женщины, как и мужчины, катались в ботинках черного цвета.

(Шарлотт Оелшлагель в шоу)

«Костюм для катания может быть любого дизайна и сделан из любого материала. Он может быть и из шелка, и, следуя последней моде, из кожи. Нигде в другом месте, кроме как на катке, женщина не может быть столь привлекательна и в то же время может быть столь неинтересна, как на льду.

Но все же костюм на льду должен отвечать ряду требований. Его материал не должен полнить, должен передавать плавность движений, сгибаться и принимать прежнюю форму тогда, когда нужно.

Белье – нижняя юбка, панталоны (шаровары) или бриджи из сатина или шелка – играют важную роль при выполнении зрелищных фигур. Они не дают юбке плотно прилегать к ногам: ноги не запутываются в юбке при катании. Идеально подходящим для катания сейчас является белье из тонких переплетенных эластичных нитей, особенно из шелка, т.к. нынешнее катание предполагает все большую свободу и широту движения ног. Юбке следует закрывать бедра и свободно располагаться, даже немного развеваться во время катания вокруг коньков. Также уместно расположить на подоле юбки вставки из меха. Что касается длины юбки, то ей следует быть вровень с верхом ботинка. Мне кажется, что в юбке до середины икры девушка чувствует себя комфортно и выглядит элегантно. Мои костюмы для выступлений некоторые считают смелыми, но я придерживаюсь мнения, что каждая должна понять, в юбке какой длины ей удобно кататься».

«Анна Павлова» на льду во многом опережает свое время. Она выступает в костюмах с юбкой не то, что выше икры, а выше колена. Шарлотт Оелшлагель возмущает традиции. А сколько девушек будут делать это после нее? В тех же 1920-х.

Об этом в другой раз. Продолжение следует.