19 мин.

Трофей стоимостью 40 миллионов евро. Обзор финала Кубка России

Последний матч Ивановича или второй Кубок Трошечкина?

Мы, конечно, чего-то такого ожидали в финале.

«Химкам» даже улетать никуда не надо было – свой полуфинал они выиграли здесь же. «Урал» скорее подарил им победу, нежели проиграл в борьбе. Ведь уставшие и безыдейные, екатеринбуржцы едва передвигались по полю, да еще и в такую жарищу (3 часа дня) – неудивительно, что химчане, настраивавшиеся на эту игру даже не один месяц, элементарно хозяев в первом тайме перебегали. А учитывая их яркий прессинг и желание казаться «Ливерпулем», то их веселые контратаки, смелый дриблинг Коряна и идеальные стандарты просто сожрали «Урал» с потрохами. Вот только прокатит ли это с «Зенитом»?

Ведь Сергей Семак не был в положении Дмитрия Парфенова – если у Екатеринбурга еще маячил возможный вылет из РФПЛ плюс над ним не так грозно висел авторитет Григория Иванова, во что бы то ни стало желавшего взять Кубок, то вот «Зенит» вполне спокойно подходил и к матчу со «Спартаком», и сейчас к финалу.  Перед обеими встречами главный тренер давал отдохнуть лидерам, из-за чего мы видели, например, Ерохина или Ригони в атаке. А затем в матче со «Спартаком» выходят все основные игроки и творят на поле, что хотят. В том числе и буквально. Нет, «Зенит» в финал вышел вполне заслуженно, первый тайм провели ураганный, но судейство в России вновь достигло уровня «хусаиновщины» 90-х, отчего смотреть эту шляпу как-то опять не хочется. Впрочем, это для другого раза. Суть в том, что «Зенит» ни капли не будет для «Химок» «Уралом» – и не только потому, что он действующий чемпион России. Просто питерский клуб – фавориты и только. Сколько коэффициент на победу? 1.25? Неудивительно.

О да, этот финал точно будет сродни типичному матчу РФПЛ. Но надежда на «Химки» есть. Они что, зря показывали самые безумные в России результаты в этом сезоне? Ну уж нет, тут точно будет на что посмотреть.

Составы абсолютно предсказуемые. Даже обсуждать нечего. У «Зенита» тот самый частый набор игроков, который летом окончательно добился золотых медалей – вообще без каких-либо сюрпризов. В отличие от матча со «Спартаком» нет только Жиркова, но тогда-то не было Барриоса, из-за чего Сантос играл в опорной зоне, да и Юрий у Семака в активной ротации. «Химки» вышли теми же футболистами, что и с «Уралом» и той же схемой 5-2-3. Можно было попробовать Баркова вместо Дядюна (в первой игре Владимир скорее обозначал, нежели участвовал), но Юран себе не изменил. Не изменил себе он и на предматчевом интервью сказав, что «самый сложный матч у команды будет в еврокубках». Смелое заявление, а впрочем как иначе?

И на то были основания.

Предматчевые регалии, гимны, проход перед Кубком, пытаясь не смотреть на него и прочие бла-бла-бла. Но подождите, а где все зрители?

А нет, все в порядке – их просто не посадили на трибуну, которую охватывает главная камера, На самом деле, довольно странное решение, учитывая всю статусность игры. Иностранцы (коих наверняка было не больше десятка) точно возмутились такому виду, не говоря уже про всех нас, смотрящих у своих экранов по всей России. Или это было задумано только ради этого прямоугольного экрана? Можно только догадываться. В общем, из-за этой истории трансформеру, приехавшему болеть за «Химки», пришлось сидеть за воротами без какого-либо внимания со стороны телевизионщиков – вот где главное упущение. Кстати, я точно помню, что видел его еще в нулевые на трансляциях РФПЛ…

Главная проблема «Зенита» первого тайма – это отсутствие игроков в атаке. Нет, товарищ Дорский был не совсем прав, когда переписывался с Денисом Казанским в перерыве, сообщая тому новость про «ромб» в центре полузащиты. Потому что классический «ромб» – это «ромб» Анчелотти времен «Милана», в котором края играют непосредственно на флангах. А выходило так, что Кузяев с Оздоевым там не играли. Это называется 4-3-1-2, а не «ромб». Ну на крайняк это можно назвать «очень узкий «ромб». Потому что как раз центральные полузащитники не играли вперед или не уходили во фланг. Они находились ненамного выше Барриоса в районе центрального круга. А учитывая оригинальность футбола Семака…

Мы вновь увидели примитивнейший футбол «Зенита» с навесами и забросами на Дзюбу и Азмуна. И он не работал! А все почему – потому что против семерых игроков «Химок» в районе штрафной играли только Малком, Азмун и Дзюба. Дуглас Сантос совсем не ходил вперед – возможно, играл по Коряну. Как и Караваев, хотя тот иногда бегал в атаку, но не так, как во втором тайме. Про Оздоева с Кузяевым тоже сказано – не было их в атаке, их никак не задействовал Семак впереди. Весь футбол заключался в том, чтобы избегая комбинаций в короткий и средний пас доставлять мяч сразу в штрафную. Доходят до центра поля («Химки» спокойно позволяют дойти до центра поля), а затем забрасывают верхом.

Собственно, зачем вообще нужны были Оздоев с Кузяевым при таком футболе – непонятно. Они и не организовывали атаки (скорее, поддерживали их перепасом с центрдефами, чтобы те уже грузили вперед), оставаясь на границе второй и финальной трети поля, и не успевали вперед в случае опасного момента в штрафной. «Химки» проводить комбинации не давали, да и «Зенит» не хотел, поэтому центральные хавбеки действовали инертно. Даже закрадывалась мысль, что при потерях «Химок» в центре поля контратаки у «Зенита» выходили куда острее. Примитивненько, опять приходится называть вещи своими именами. Но хочется верить, что это была установка Семака, так как о контратаках «Химок» слагают легенды.

А «Химкам»-то это удобно. Мало того, что из-за преимущества по количеству игроков они легко снимают забросы, так еще и не из них просто доходят до «сине-бело-голубых». То есть проблема была еще и в точности передач Ракицкого и Ивановича. Многое летело в пустой край, многое в ноги игроков «Химок». В общем, ничего сложного Семак не предложил своим соперникам. Более того, были слышны его собственные крики «Пользуйтесь дальними забросами чаще». Куда уж чаще-то? Это был простой футбол, который накрыть было настолько легко, что даже задумываешься – это серьезно чемпион России?

«Химки» же сами играли так, как давал им соперник. Пять человек в не самом интенсивном прессинге, остальные строго сзади. Важнейшая установка – не фолить перед штрафной. Об этом еще будет речь. При атаке подключаются крайние защитники. Моментов практически не было, но план на матч был очевиден, в основном действуя на левом фланге. Почему там – видимо потому, что полагались на активные подключения Караваева. А может просто потому, что считали его фланг более уязвимым. Это необычное решение, так как «Химки» отказались от дриблинга Коряна, который многое зарешал в полуфинале. Правый фланг использовался только для того, чтобы оттянуть внимание защитников для последующего перевода налево. Это работало, так как Смирнова можно было часто видеть бороздящим собственный край, часто оставленный Караваевым. Сколько пространства-то!

Где-то там перед матчем я слышал от кого-то из экспертов на «Матче» про правый фланг. Удивительно, но «Химки» не подтвердили это, сыграв с точностью наоборот. Забудьте про правый фланг вообще, выносы от ворот тоже были почти все налево. Туда смещался Дядюн, который должен был сбрасывать мяч головой своим партнерам, коих было очень много в той зоне – так «Химки» действовали в первой фазе собственных атак.

Лишь однажды Лантратов выбил направо, причем тоже успешно, но дальше развивать атаку «Химки» там не стали.

К слову, «Зенит» приставил к Дядюну персональную опеку – что Ракицкий, что Иванович, что Барриос и иногда Оздоев пристально следили за Владимиром. Чаще по нему действовал, конечно, капитан, с которым произошло несколько стыков – правый для серба фланг же, Ярослав-то действовал слева.

Выигранных единоборств в итоге у Дядюна с защитниками «Зенита» было примерно поровну в случаях выноса Лантратовым от ворот. В своей штрафной Ракицкий с Ивановичем проходнуть ему совсем не давали. Поэтому у «Химок» и не было полноценных атак, доведенных до удара. Лишь один удар в первом тайме – и тот совершил Корян, пульнув сильно выше (почему-то статистика не засчитала попытку Дядюна на 8-й минуте пробить через себя). Им не хватало футболистов в штрафной. Но их-то это полностью устраивало.

А «сине-бело-голубые» со своей тактикой «трое в атаке» тоже били нечасто. Моменты создавались либо случайно, либо издали. Нужно выделить таких три штуки. Первый – скорее случайный удар Дзюбы плечом в штангу. Потому что не подстроился нормально под мяч. Впрочем, защитники тут сами дали метровую в радиусе свободу, тут не поспоришь.

И два удара из пределов штрафной – Малкома на 25-й минуте и Барриоса на 42-й. Не могут войти в штрафную зенитовцы, вот и бьют издали. И вновь обращаем внимание на позиции Оздоева с Кузяевым – очень далеко от атаки. Идеально для позиции «шестого номера», но никак не подобающе для игры с соперником, выстраивающимся всемером перед своими воротами.

О чудо – Семак понял понял свою проблему в перерыве. Первые десять минут второго тайма были самые острые в матче. Во-первых, «Зенит» сразу же пошел вперед большими силами. Караваев и особенно Дуглас Сантос стали проводить куда больше времени у чужой штрафной. Кроме того, любопытной стала позиция Кузяева, который стал чаще прибегать в штрафную, тем самым перенасыщая ее. Играть на одной линии с Дзюбой и Азмуном – это интересный ход. Такое было не раз на протяжении сезона, но почему «Зенит» стал действовать так лишь со второго тайма… Опять же возможно, что это лишь смена установки на игру.

Собственно, мгновенно стали появляться моменты. Всего лишь от того, что стало появляться больше человек перед штрафной «Химок». И всего-то. Не уследили за Азмуном (а на его месте центрфорварда, к слову, Кузяев).

Мгновенно после этого бардак в штрафной во время углового – впрочем, момент создал сам Лантратов, неловко выпустивший мяч из рук, но он же эффектным сэйвом его исправил. Однако этот момент нельзя причислить к смене тактики, ведь на угловых Ракицкий с Ивановичем – рабочая схема. Но! Здесь уже семеро защитников не справились с пятью.

И в качестве вишенки – самый сумасшедший сэйв Лантратова после удара Дзюбы в упор! Вот это был реально высший класс, от которого стоило орать в голос. При всей непластичности Дзюбы поражает то, как купился на этот «финт» Данилкин – Артем так легко его убрал. Здесь наконец-то прошел дальний заброс, который пролетел выше Тихого, и это вполне себе ошибка. Почему он так решил сыграть, а не головой… Привоз, да.

И вновь к Оздоеву – вот теперь это позиция для «ромба». Только это скорее уже не «ромб» был, а активные перемещения на подстраховку, а то и вовсе хаос для запутывания соперников – ведь и атакующая тройка перестала действовать на одной позиции, оттягиваясь на фланги.

Атакующие порывы «Химок» и так были крайне осторожными, а теперь это все свелось к контратакам. Они отдали полностью инициативу «Зениту», так как поняли, что теперь нужно держаться за большее количество футболистов в защите. Особенно прекратили бегать вперед крайние защитники, которые после нескольких хороших забегов во втором тайме спешно возвращались назад, видя одного, а то и двух соперников в их зоне. Перемещения Кузяева налево были весьма полезны, но это вызвало новую проблему «Зенита».

«Химки» откровенно бросили ходить вперед большими силами, чаще всего убегая в контратаки втроем. Получилась ситуация точно наоборот по сравнению с первым таймом – теперь «Химки» играют впереди втроем, а не «Зенит». Но Сергей Юран заметил, что левый фланг Дугласом Сантосом стал провисать. И команда стала выбегать в быстрое нападение через Коряна. Несколько раз это реально работало.

Одно дело, что свободные зоны были, но вот другое – что Аршак был практически без поддержки, в итоге упираясь в одного-двух защитников и не видя продолжения даже на уровне прострела в штрафную. И все равно на такое Семак отреагировал заменой на Жиркова.

Казалось бы, а почему «Химки» так сдали? Возможно, настало время Баркова? Да, он вышел в середине второго тайма, однако как бы я в начале текста не упоминал его в роли лучшего выбора центрфорварда, я был не прав. Выйдя на замену вместо Дядюна, Дмитрий растворился на поле и себя не показал. Кухарчук, вышедший на левый фланг защиты, был куда активней, если так можно сказать относительно атакующих действий «Химок» во втором тайме. Но не более того. Весь второй тайм до 85-й минуты команда Юрана сидела глубже обычного, но опять же – это их устраивало.

Атака «Зенита» преобразилась. У Оздоева был отличный момент на 62-й минуте, когда он бил с линии штрафной, а мяч пролетел совсем рядом со штангой. Что нужно здесь упомянуть – с увеличением давления «сине-бело-голубыми» у «Химок» немного стал провисать центр поля, ведь следить надо в штрафной за большим числом игроков. А одной из важнейших установок, которую в целом выполняли в матче «Химки» – это не давать никакой опасности у полукруга штрафной. Скамейка сильно негодовала после заработанного штрафного в 20 метрах от ворот по центру (Ракицкий после долгой подготовки пробил в стенку), и удар Магомеда тоже был очень-очень опасным.

Давление «Зенита», впрочем, было терпимым. Не было ощущения, что питерцы сейчас окончательно придавят химчан. Моменты у «сине-бело-голубых» теперь создавались через игру на флангах с дальнейшей отправкой в штрафную площадь, но чего-то реально серьезного было немного. Удар Дзюбы головой – далеко. Удар Кузяева головой – в прыжке тащит Лантратов. Эти удары были… натянутыми, из них сделан максимум, что только можно было придумать. Учитывая кураж вратаря «Химок», можно было оставаться настолько спокойным, насколько это вообще можно представить.

Даже стадион был слишком тихим. Зрители ждали развязки и сидели, затаив дыхание. Что-то такое зловещее чувствовалось в воздухе. Я такое помню в нескольких играх «Зенита», например, с «Андерлехтом» в 2017 году – все идет к счастливому концу, как звучит ужасный пронзительный крик и все заканчивается вовсе не хэппи-эндом. Вот таким наэлектризованным был стадион минуты с 70-й.

Семак сделал две важные замены – освежил левый фланг Жирковым и выпустил Дриусси. Особенно нужен был аргентинец с его «блуждающей» позицией на поле. Мало того, что теперь у «Зенита» было четыре форварда, так еще Дриусси перемещался туда-сюда, создавая откровенно терпящим до овертайма «Химкам» лишние трудности. Его выбор позиций на поле весьма обширный для скрытой «десятки».

«Химки» пытались выйти в атаку, но они совершали слишком простые действия – в основном, просто двигались в одиночку вперед или во фланг без какого-то обострения. Не хватало подсказа, наверное. Игроки уже думали, что надо тянуть время, а как раз бежать одному, свесив голову вниз – это типичная для такого случая тактика. Так в один момент убежало вперед 4 или даже 5 игроков в желто-черной форме, а затем случилась потеря. На левом фланге не оказалось как раз Кухарчука, который застрял в атаке, поэтому против Малкома, который на дриблинге собирался уйти от защитника и прострелить в штрафную, действовал Гапон. Не то чтобы капитан здесь сильно виноват или Кухарчук, что отсутствовал на краю защиты в этот момент. Но резкий Малком уже видел выбегающего в центр вратарской Азмуна, которому нужно было лишь доставить мяч простой сильной передачей низом. Но одно лишнее движение, один миллиметр – и ты уже заплетаешь ноги форварду. Чистейший пенальти.

Все решил один дриблинг Малкома. Недотерпели самую малость! Прямо мизер! Пенальти, разумеется, Дзюбой забит.

Но шесть минут плюс добавленное еще есть. «Химки» сразу же побежали вперед. Это уже превратилось в навал без какой-то определенной схемы. Можно сказать, что это было похоже на 5-1-2-2, но в итоге какая разница, если в штрафной было пять игроков «Химок»? Хотя нет, навал при шестерых футболистах в атаке – не знаю, не знаю. И тем не менее, один невероятный момент все же был создан.

Последний навес. Защитники «Зенита» теряют вообще всех в своей штрафной, особенно этому помог Иванович, выдвинувшийся слишком далеко от возможного опасного момента. Конате делает то, ради чего его и выпустили – скидывает головой на Данилкина и… тот бьет в штангу. А теперь вопрос: зачем выпускать Смольникова на последние минуты, если твой оппонент отправил играть в атаку здоровенного форварда, выигрывающего верховые единоборства? Мы-то понимаем почему – последний матч, красивый жест как с Шатовым и все это ваше традиционное. Но вы показали такой серый футбол, что можете в один момент упустить это драгоценное преимущество в один мяч и перевести счастливое празднование трофея в овертайм. Почему не Осорио или Маммана? Поэтому против Конате играл Жирков в роли третьего центрдефа. Ужас, просто ужас. Сейчас это «Химки» и откровенный отскок, но завтра это вновь будет «Бенфика» и очередной позор в Европе. Сергей Богданович, завязывайте.

Итог: «Химки» отлично играли в роли «второго номера», действуя в рамках дозволенного и едва не выстрелив тогда, когда все было уже решено. Поражения в основное время они не заслуживали, но потеряли концентрацию в самый ненужный момент. Возможно, нужно было побольше креатива во втором тайме, но для этого нужна скамейка – Юран несмело менял футболистов, понимая, что на поле лучшие. А в целом хороший матч, интересные футболисты и любопытная тактика – эти хотя бы попытались против явного фаворита пободаться на равных, и в первом тайме это вполне получалось. Да даже и во втором, где надо было просто дотерпеть и не лезть в неожиданные подкаты в собственной штрафной. А Лантратову отдельный респект.

«Зенит» же продемонстрировал свои худшие качества, которые есть у команды при Семаке. Однобокость собственного футбола, эти навесы на Дзюбу, даже какая-то трусливость… Это так сильно напомнило игру с «Бенфикой» в Лиссабоне, что вспоминать не хочется. Играть с представителем первого дивизиона таким образом – посмешище. Первый тайм надо как-то пережить и забыть, потому что это было нечто. Три игрока в нападении, а остальные стоят сзади. Футболисты разных сборных не могут расправиться индивидуально с соперниками, которые максимум были до этого в командах-аутсайдерах РФПЛ? Сергей Богданович, вы серьезно? Во втором тайме «Зенит» продемонстрировал тактическую гибкость в ситуации с Кузяевым и Дриусси, но опять же навесы при плотнейшей обороне… Поэтому-то все и решил индивидуализм Малкома. Еще раз – позиционный футбол состоял из навесов и забросов в штрафную, где было до семи соперников против троих-четверых зенитовцев, из которых лишь двое могут сыграть головой. Если осенью такое продолжится в Европе (а скорей всего так и будет), то ничего хорошего из этого не выйдет. Пора бы понять, что внутренние трофеи для «Зенита» – это пыль. С их возможностями пора ставить большие задачи в Европе. А не выдавливать из себя проход в Лигу Европы с третьего места на бесконечных навесах.

Впрочем, пыхтеть в адрес «Зенита» можно сколько угодно. А если этот футбол принес результат? А если это золотой дубль? Перспектива – ну да, но давайте об этом сегодня не задумываться. Ведь Питер сегодня вновь гуляет!

Фото: РИА Новости/Вячеслав Евдокимов/ФК «Зенит», Павел Лисицын

Петера Боса разбудили только ко второму тайму. Тотальный разбор финала Кубка Германии

4-3-3 могут быть и шикарным автобусом. Обзор финала Кубка Италии

«Let’s go in!» – крикнул Сульшер, и «МЮ» пропустил. Обзор матча Кубка Англии «Ман Юнайтед» – «Челси»