11 мин.

В интересах команды

Командная тактика в исполнении «Феррари» на Гран-при Германии – далеко не первый и не последний подобный случай. Блог «Версификаторные россказни» вспоминает десять историй, в которых на исход гонок влияли командные приказы или договоренности.

Место: Гран-при Бразилии 2007 года

Что случилось: Масса пропустил Райкконена.

Причина: Гонка в Бразилии была заключительной в календаре сезона-2007. Из трех претендентов Льюис Хэмилтон, по сути, самоустранился из борьбы уже на первых кругах дистанции, но Фернандо Алонсо, шедший в гонке третьим, еще имел возможность выиграть чемпионат. Испанцу нужно было, чтобы Масса, опережавший Райкконена, не пропустил финна вперед, однако у «Феррари» имелись другие планы.

Как было сделано: за счет более позднего пит-стопа Райкконен «пересидел» Массу и вышел вперед. Сработано было так, что и комар носу не подточит.

Оправдана ли командная тактика: да, Кими стал чемпионом.

Альтернатива: нечто подобное случилось и спустя год, когда за звание чемпиона мира боролся Масса. Кими пропустил бразильца вперед на предпоследней гонке сезона – Гран-при Китая, правда, на кону стояло не первое, а второе место.

Место: Гран-при Китая 2005 года

Что случилось: Физикелла успешно прикрыл тылы Алонсо и сдержал натиск быстрых «Макларенов».

Причина: это была заключительная гонка сезона, Фернандо Алонсо уже досрочно стал чемпионом мира, но его «Рено» все еще боролась с «Маклареном» за победу в Кубке конструкторов.

Как произошло: Алонсо умчался вперед, а напарник Физико успешно сдерживал гонщиков «Макларена» Кими Райкконена и Хуана-Пабло Монтойю в течение 17 кругов. После того, как Монтойя сошел из-за отлетевшей крышки люка, Кими остался один. Борьба за Кубок конструкторов, по сути, завершилась. Физико, сделавший всю черновую работу, из-за неудачных пит-стопов откатился лишь на четвертое место. Алонсо, разумеется, победил.

Оправдана ли КТ: да, фаны Физико, возможно, имеют другое мнение, но в данном случае интересы команды были выше всего остального.

Альтернатива: на Гран-при Испании 1999 года пилот «Макларена» Дэвид Култхард успешно прикрыл Мику Хаккинена от возможных атак Михаэля Шумахера.

Место: Гран-при Австрии 2002 года

Что случилось: пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло пропустил Михаэля Шумахера.

Причина: Михаэль – первый номер Скудерии. Официальная причина – немцу были нужны все возможные очки для борьбы за победу в чемпионате мира.

Как произошло: в течение долгого времени Росс Браун и Жан Тодт уговаривали Рубенса пропустить Михаэля, однако бразилец держался впереди вплоть до последнего круга. На выходе из заключительного поворота «А1-Ринга» Баррикелло сдался и резко сбросил скорость. Шумахер победил. Болельщики освистали решение «Феррари», а на подиуме был фарс – Шумахер вытолкал на первую ступеньку расстроенного Баррикелло и отдал тому кубок.

Оправдана ли КТ: судите сами – это был шестой этап сезона, в «Феррари» опасались, что в конце чемпионата Михаэлю может просто не хватить очков для победы в личном зачете. После Австрии Шуми опережал ближайшего соперника Монтойю по очкам в два раза, а по итогам сезона немец набрал феноменальные 144 очка, в то время как занявший второе место Баррикелло – 77 баллов.

Эффект: в октябре 2002 года ФИА приняла решение официально запретить командную тактику.

Альтернатива: Гран-при США 2002 года. Здесь произошло все наоборот. Шумахер лидировал на протяжении всего заезда, однако на финише резко сбросил скорость, в результате чего победителем гонки неожиданно оказался Баррикелло. Кто-то говорит, что это был должок Михаэля напарнику, а кто-то считает, что немец хотел красивого финиша, но просто не ожидал, что Рубиньо окажется настолько быстрым. Выбирайте что ближе вашей душе.

Место: Гран-при Малайзии 1999 года

Что случилось: Михаэль Шумахер пропустил Эдди Ирвайна.

Причина: для того, чтобы побороться за чемпионский титул c Микой Хаккиненом, Ирвайну кровь из носу нужна была победа.

Как произошло: вернувшийся после перелома ноги Михаэль Шумахер за четыре круга до финиша пропустил шедшего вторым Эдди.

Оправдана ли КТ: да, но видеть Эдди чемпионом, кажется, не хотели не только в «Макларене», но и в «Феррари».

Альтернатива: Гран-при Германии того же года. После аварии Шумахера Скудерия в срочном порядке нашла ему замену в лице Мики Сало. Финн едва освоился за рулем F399, и тут же чуть не выиграл гонку в Хоккенхайме, однако по указу из боксов подарил победу Эдди Ирвайну.

Место: Гран-при Бельгии 1998 года

Что случилось: Ральфу Шумахеру запретили атаковать Дэймона Хилла.

Причина: в той гонке «Джордан» шел к своей первой в истории победе, поэтому босс конюшни Эдди Джордан сделал все, чтобы избежать столкновения пилотов.

Как произошло: молодого и амбициозного Ральфа с трудом, но уговорили не лезть на рожон.

Оправдана ли КТ: тут не до жиру – гонка и без того была зрелищной (смотрите видео), а «Джордан» заработал первый дубль в истории.

Место: Гран-при Европы 1997 года

Что случилось: Вильнев пропустил гонщиков «Макларена», а Култхард отдал победу Хаккинену.

Причина: история до того запутанная, что если кто-то ее не слышал, то нужно разъяснить чуть подробнее. Гонка в Хересе была заключительной в сезоне-1997. За победу в чемпионате мира боролись Михаэль Шумахер и Жак Вильнев, но после знаменитого столкновения канадец остался на трассе, в то время как его соперник из «Феррари» сошел. Возможно, Вильнев выиграл бы ту гонку и история пошла по совершенно другому сценарию, но поскольку за лидировавшим Жаком шли два гонщика «Макларена» – Култхард и Хаккинен, – а между Фрэнком Уильямсом и Роном Деннисом существовал договор о взаимопомощи, то Жака попросили пропустить пилотов «серебряных стрел». Вильнев бы с удовольствием подарил победу другу Култхарду, но на Мику он явно не подписывался, поэтому несколько кругов ушло на то, чтобы уговорить канадца сдать позицию.

Как произошло: Дэвид пропустил Мику, а их обоих – Жак. Вильнев до того расстроился, что чуть не упустил и третье место – сзади накатывал проводящий последний Гран-при в карьре Герхард Бергер. Обратите внимание на эмоциональных комментаторов в видео. Как и весь мир в тот момент, они были наивными чукотскими парнями.

Оправдана ли КТ: судите сами, но в «Макларене» очень хотели подбодрить Мику, которому злой рок постоянно мешал добиться первой победы в карьере.

Альтернатива: Гран-при Австралии 1998 года. Это был первый этап сезона, в котором, к тому же, гонщики «Макларена» были недосягаемыми для соперников. Болельщики Хаккинена всегда будут утверждать, что обменом позиций с Култхардом команда восстановила справедливость в гонке, ведь ложный пит-стоп ранее отбросил финна с первого места на второе, а болельщики Дэвида лишний раз напомнят о том, что их пилота макнули головой в унитаз. Но правда в том, что если бы любимцем в команде был ДиСи, а не Мика, то никакой рокировки не было бы.

Место: Гран-при Венгрии 1991 года

Что случилось: шедший вторым Риккардо Патрезе пропустил Найджела Мэнселла.

Причина: сезон вступил в решающую стадию, «Уильямс» набрал форму, но задел, который создал Айртон Сенна на старте, сокращаться никак не хотел. «Британскому льву» очень нужны были очки.

Как произошло: в гонке лидировал Сенна, Патрезе со старта шел вторым, но на 45 круге пропустил напарника перед первым поворотом, предварительно помахав рукой, мол, проезжай.

Оправдана ли КТ: пожалуй, да, у Рикардо были чисто математические шансы побороться за титул, но у Найджела этих шансов было больше. Правда, в итоге титул выиграл Сенна.

Альтернатива: Гран-при Австрии 2001 года. Баррикелло, шедший вторым, пропустил Шумахера. Послушайте Жана Тодта: «Рубенс, это последний круг! Пропусти Михаэля ради чемпионата».

Место: Гран-при Сан-Марино 1982 года

Что случилось: Пирони ослушался приказов команды и атаковал Вильнева.

Причина: амбиции Пирони.

Как произошло: оба гонщика «Феррари» комфортно лидировали, поэтому с капитанского мостика поступило указание сбавить темп, чтобы поберечь машины. Жиль Вильнев приказ выполнил, а Дидье Пирони – нет. Вместо того чтобы спокойно идти на втором месте, француз догнал напарника, после ожесточенной борьбы опередил его и выиграл гонку. Хорошим отношениям между парнями пришел конец.

Оправдана ли КТ: по горькой иронии судьбы, если бы из боксов не поступил приказ сбавить скорость, Вильнев мог бы победить. И, возможно, трагедии в Бельгии не было бы.

Альтернатива: Гран-при Сан-Марино 1989 года. Договор «кто первый войдет в поворот – тот победитель» был нарушен. Впрочем, если подходить к вопросу формально, то Сенна условие не нарушил, поскольку был рестарт... Но какая теперь разница, историю не перепишешь.

Место: Гран-при Бразилии 1981 года

Что случилось: Карлос Ройтеманн не отдал победу Алану Джонсу.

Причина: второй пилот решил стать первым.

Как произошло: Ройтеманн по сути, был вторым пилотом «Уильямса», в его контракте содержался пункт, согласно которому аргентинец мог побеждать в гонках только в тех случаях, если его преимущество над напарником составляло более семи секунд.

На втором этапе сезона в Бразилии аргентинец лидировал, а Джонс спокойно шел вторым, прекрасно зная, что напарник должен отдать ему победу. Однако Карлос явно вознамерился сам побороться за чемпионский титул, поэтому, естественно, победу не отдал. Говорят, Джонс был в дикой ярости.

Что касается титула. Несмотря на то, что Алан явно не собирался помогать напарнику, даже после того, как потерял шансы выиграть чемпионат, счастье Ройтеманна было в его собственных руках. На заключительном этапе в Лас-Вегасе он стартовал с поула, но к финишу пришел только восьмым. Чемпионом стал Пике.

http://video.google.com/googleplayer.swf?docid=-987616238916303203&hl=ru&fs=true

Оправдана ли КТ: в те времена – возможно, но сейчас пункт о семи секундах даже представить страшно, пресса порвет команду на части.

Место: Гран-при Италии 1956 года

Что случилось: Питер Коллинз отдал свою машину Хуану-Мануэлю Фанхио.

Причина: В те годы пилоты одной команды могли отдавать свои машины напарникам, однако очки на финише делились поровну. Перед заключительным этапом сезона Фанхио лидировал в чемпионате мира, на 8 баллов опережая ближайшего преследователя и напарника по команде Коллинза. Для того, чтобы стать чемпионом, Питеру нужно было выиграть Гран-при, показать лучший круг гонки и при этом надеяться, что Фанхио очков не наберет. Однако аргентинец был лидером команды…

Как произошло: В гонке «Маэстро» сначала вел борьбу за победу, но на 19-м круге заехал в боксы, так как у его «Феррари» возникли проблемы с управляемостью. Однако на этом Гран-при для Фанхио не закончился – Коллинз предложил аргентинцу свой автомобиль, на котором тот добрался до финиша вторым. Следует ли уточнять, что чемпионом Питер, разумеется, не стал?

Оправдана ли КТ: другие времена – другие нравы.

Альтернатива: Гран-при Великобритании 1957 года – Тони Брукс отдал свою машину будущему победителю гонки Стирлингу Моссу.