5 мин.

Столкновение интересов

Есть что-то в нынешней истории от ситуации 2004 года, когда в «Рено» посреди сезона начали твориться странные вещи – более опытный Ярно Трулли, лучше начавший чемпионат в сравнении с молодой звездой французской команды Фернандо Алонсо, неожиданно заговорил о притеснениях, о машине, которая не едет, и других подобных вещах. Если учесть, что Ярно по своему духу близок к Рубенсу Баррикелло, то есть, мягок и покладист, но при этом также остро чувствует несправедливость, то его высказывания не могли быть не отмечены журналистами.

В конце концов, из команды тогда Трулли убрали. А ставка, сделанная на Алонсо, сработала в следующих двух сезонах – испанец дважды стал чемпионом мира.

Истории, как известно, часто повторяются. Вот и сегодня Марк Уэббер фактически прямым текстом говорит о неравноправии в «Ред Булл». С этим спорить бессмысленно, ведь равноправия никогда и нигде не было, и не будет – в любой команде кому-то из гонщиков какая-то новинка достается раньше, кто-то больше нравится руководству, а кто-то, возможно, просто уже свой в доску, в то время как второй парень только пришел в коллектив.

Конечно, тут могут быть возражения о том, что есть честные команды, которые всегда предоставляют своим пилотам равные шансы, но и в них, на деле, нет-нет, да и возникают разговоры о первом и втором номерах – особенно когда дело доходит до момента определения чемпиона. Например, в 2003-м Монтоя по радио крыл матом «Уильямс», потому что ему не понравилась стратегия пит-стопов, а про ситуацию в «Макларене» в 2007 году вообще вспоминать не хочу.

Кстати, предупреждая разговоры о Баттоне и Хэмилтоне скажу, что в британской команде не будет таких же метаний вторсырья, как в «Ред Булл», по одной простой причине: Дженсон интеллигентнее правдоруба Марка (да и система контроля пилотов в «Макларене» проработана лучше, чем в «Ред Булл»), поэтому не станет обвинять команду. Истории с заглушкой в Монако или проблемами в квалификации к Гран-при Великобритании – прямое тому подтверждение.

В «Ред Булл» ситуация сложнее еще и потому, что историю больше всех освещает британская пресса, которая всегда поддерживает своих и беспощадна к чужим. Сегодняшняя статья в Guardian, например, яркое тому подтверждение – там переврали все, что только было можно.

И тут я подхожу к одной очень важной теме – работе с прессой. Марк Уэббер, несомненно, делать это умеет. Сразу предупреждаю, что я согласен с теми, кто считает, в «Ред Булл» хотят видеть первым номером команды Феттеля, но идеализировать австралийца при этом не собираюсь.

Вот, например, Марк говорит об отобранном у него переднем антикрыле. Плохая история, разумеется. Но как бы сказать так, чтобы быть понятым – эта история раздута. Раздута потому, что Марк при этом молчит, что его плохое шасси, на деле, совсем не плохое. У него совсем новое днище (причем не просто новое, а еще и новая версия), которого не было на машине Феттеля. А днище, дорогие друзья, это всегда лучше антикрыла.

Но Марк об этом скромно умолчал, а Хорнера никто не услышал – ведь это просто невыгодно. Материал в прессе о том, что на самом деле обиженный жизнью человек не так уж и обижен, читателям не будет интересен.

Или вот еще одна обида Марка. На напарника, который, в отличие от других гонщиков, с австралийцем антикрылом делиться не хотел.

В голову сразу лезут воспоминания о том, как было весело в «Ягуаре» в 2003 году, когда конюшня все новинки отдавала именно Марку, а не Антонио Пиццонии или Джастину Уилсону. И что-то не помню, чтобы Марк Справедливый как-то предлагал по-братски все делить.

К чему это я? Да к тому, что любой амбициозный гонщик никогда не откажется от поддержки команды. В тех историях я Уэббера не винил, и сейчас не виню Феттеля. Ведь никто не будет отказываться от новинок в пользу напарника. И Себастьян не исключение.

Немцу в этой истории, кстати, тоже достается. Например, после гонки с ним было интервью на Би-би-си. Поначалу, пока речь шла о чисто гоночных моментах, перед камерой был жизнерадостный человек, охотно рассказывающий об интересной гонке, но после провокационного вопроса о напарнике лицо Себа на мгновение исказилось. Ну, достали же парня! К его чести, ответил он достойно.

На мой субъективный взгляд Феттель не заслужил такого к себе отношения ни со стороны прессы, ни со стороны болельщиков. Но пусть терпит. Это тоже опыт. Он горяч, иногда нервничает или даже психует, но если научится справляться с эмоциями, то станет сильнее, как личность и гонщик.

Однако во всей этой истории больше всего жаль Кристиана Хорнера. Сейчас его рисуют нам эдаким демоном, левой рукой отбирающим у бедных, а правой – отдающим богатым и папенькиным сынкам. Шерифом Ноттингемским, короче. Но на деле Крис находится меж двух огней. Если кто не знает – он всегда был в хороших отношениях с Марком Уэббером, в свое время настоял на приглашении австралийца в команду в качестве партнера Култхарда (хотя Гельмут Марко хотел видеть молодежь из своей программы), создал с Марком команду в серии GP3, да и вообще, заметьте, в этой истории ничего плохого о Уэббере еще ни разу не сказал.

Хорнер в команде находится в таком положении, что, вроде, он ей и руководит, и в то же время должен прислушиваться к словам серого кардинала Гельмута Марко. Если кто-то думает, что главный продвигальщик Феттеля – это Матешиц, то это ошибочное мнение. Дитрих лишь дает деньги, в управление командой он никогда не лез (честь и хвала за это), но полную свободу действий предоставляет Гельмуту Марко – своей правой руке.

И вот Марко как раз немного подрывает ситуацию в команде. Он связывает руки Хорнеру и явно настроен против Уэббера, поскольку хочет видеть в победителях вершину своей молодежной программы – Феттеля. Не продвигать Себа ему нельзя, поскольку всегда существует опасность, что молодой пилот просто уйдет в другую команду, например, в «Мерседес». И чтобы не ушел, нужно предоставить тому всяческие блага.

Вот именно поэтому сейчас «Ред Булл» стремится как можно быстрее заключить долгосрочный контракт с Феттелем – примерно до 2018 года. Если это произойдет, то Марко «отпустит», а у Хорнера развяжутся руки: Себу можно будет пообещать 100-процентную поддержку, скажем, через годик-два, а Уэбберу 100-процентно равные права до конца контракта.

Но пока все идет по варианту Трулли. Марк явно вышел на тропу войны, чувствуя за собой поддержку в прессе и в паддоке – проблемы у лидеров всегда выгодны конкурентам, – а руководство команды немного «зеленовато» для решения подобных проблем.

Если честно, история грустная. Так как никто из нее победителем не выйдет.