9 мин.

Потенциальный чемпион в запасе

Даже невероятный поул в Бразилии в 2010 году не помог Нико Хюлькенбергу остаться «призовым» пилотом «Формулы-1». В интервью журналисту Эдду Строу немец рассказал, почему он хочет как можно скорее вернуться в гонки, а также объяснил, как он оказался в «Форс-Индии». Перевод колонки Autosport – в блоге «Версификаторные россказни».

6 ноября 2010 года. В квалификации к Гран-при Бразилии Нико Хюлькенберг демонстрирует свой «круг года». На сликах на подсыхающей трассе, уже показав время, которого бы хватило для поула, он проходит следующий круг еще на секунду быстрее, чем Себастьян Феттель.

Это первая поул-позиция для «Уильямса» за последние пять лет, и доказательство – если оно кому-то требовалось – того, что звездная репутация молодого немецкого пилота «Ф-1» настоящая.

14 ноября 2010 года. После того, как Хюлькенберг сократил отставание в личном зачете от напарника-ветерана Рубенса Баррикелло с 20 до 18 очков, менее чем через два часа после заключительной гонки сезона он сидит на лавочке в центре паддока «Яс-Марины», а председатель «Уильямса» Адам Парр говорит пилоту, что тот лишился места в команде. Конюшня стала жертвой финансовых обстоятельств, ей нужны деньги, и место Хюлькенберга занимает не столько чемпион GP2 Пастор Мальдонадо – достойный пилот «Формулы-1», – сколько гонщик, который был напарником Нико в 2009-м, и которого немец тогда легко опередил.

Эту новость 23-летний спортсмен узнал слишком поздно, и не успел найти место «призового» пилота, которое он заслуживает. Теперь Хюлькенберг, будучи резервным пилотом «Форс-Индии, поддерживает свою гоночную форму только на пятничных тренировках перед Гран-при.

После звездного часа в Бразилии гонщику, про которого Фрэнк Уильямс сказал, что «он выиграет титул чемпиона мира «Формулы-1», довольно трудно принять нынешние условия.

«Это непросто, особенно момент, когда ты снимаешь шлем после первой пятничной тренировки и знаешь, что все закончилось», – говорит Хюлькенберг. «Потом ты просто болтаешься тут примерно два с половиной дня. В общем, это очень тяжело.

Но мы используем ситуацию по максимуму. Я рад, что «Форс-Индия» взяла меня в коллектив и дала возможность трудиться по пятницам – это лучше, чем вообще не работать с машиной. Можно оценить шины «Пирелли», регулируемое заднее антикрыло и KERS – и было бы намного хуже, если бы я сидел дома и просто смотрел телек».

Хюлькенберг не винит «Уильямс» в решении взять на его место рента-драйвера – Адаму Парру это не нравится, но то, что финансовая поддержка стала ключевым фактором в получении Мальдонадо места в конюшне, не оспаривается – и признает, что бывший напарник по команде («хороший парень») достоин попадания в «Формулу-1». Однако закрытость команды сильно сократила шансы Нико найти другое место.

Если бы до самого конца сезона Хюлькенберг не надеялся остаться в «Уильямсе», а подумал бы о других вариантах сразу после Гран-при Сингапура – когда поползли слухи о его замене, – то наверняка его услугами заинтересовалось бы многие коллективы. И конечно, у менеджера Вилли Вебера было бы больше шансов найти своему подопечному болид достойной команды, а не кого-то вроде «Хиспании», которая стала бы карьерным тупиком.

«Во второй половине сезона-2010 я становился все сильнее и сильнее и добился хороших результатов», – говорит Нико. «Взаимопонимание с командой стало отличным, и они не выказывали никаких мыслей, что я могу потерять свое место. Они были довольными и оптимистично настроенными в связи с моими результатами.

Однако в сложившейся ситуации, из-за потери трех или четырех серьезных спонсоров, им нужны были деньги. Решение взять рента-драйвера выглядит разумным, ведь благодаря деньгам вы можете выступать в гонках. Но я немного разочарован тем, как все сложилось, потому что команда всегда говорила, что довольна мной. Вопрос о продлении контракта долго не закрывался, и только после заключительной гонки в воскресенье вечером мне сообщили, что я лишился места в коллективе.

Это было очень странно. Я могу понять, почему команде нужен рента-драйвер, но не то, как все было решено. И я не очень рад тому, что оказался парнем, попавшим в неудачную ситуацию!

Нельзя наверняка утверждать, что если бы я знал об уходе заранее, то нашел бы другую команду. Это неизвестно, но, возможно, мы бы работали усерднее. Может быть, нам удалось бы найти место в гоночном кокпите, а может быть нет. Но по крайней мере эта ситуация не была бы неприятной».

Сократившаяся роль Хюлькенберга означает, что тот бразильский результат жизненно важен – он может позволить остаться в поле зрения команд. В этом спорте все быстро забывается, но когда начнется оценка вариантов на 2012-й, то достижение будет отмечено в резюме пилота. Интерес к Нико может возникнуть и в том случае, если шансы Роберта Кубицы на возвращения окажутся не слишком высокими – ведь «Формуле-1» будет не хватать гонщика столь высокого калибра. Если захочется найти потенциального чемпиона мира, то Хюлькенберг попадет в поле зрения коллективов.

«Он очень важен», – говорит гонщик о поуле в Бразилии. «Если ты гоняешься в середине пелотона и зарабатываешь некоторое количество очков – это хорошо, но люди хотят видеть яркие моменты. Бразилия относится к их числу, хотя были и другие сильные гонки. Думаю, даже без того поула я все еще был бы в «Формуле-1», но он действительно важен.

Тот круг был именно таким, как надо. Учитывая ситуацию, все сложилось просто отлично.

Я прекрасно знал, что плохое начало чемпионата не очень здорово влияет на карьеру. Вероятно, раскрыться удалось только на Гран-при Канады, и мнение команды тоже поменялось. Если взглянуть на мою карьеру, мне всегда требовалось несколько гонок, чтобы набрать должную скорость и освоиться в коллективе – так было и в «Формуле-3», и в GP2.

В «Ф-1» гораздо пристальнее внимание прессы, люди вплотную наблюдают за вами, и нужно всегда аккуратно о чем-то говорить. Кроме того, на старте сезона автомобиль был непростым, да и бороться с Рубенсом, у которого был огромный опыт и умение собирать все в один хороший круг, было сложно.

С точки зрения скорости в гонке я поначалу был довольно близок к нему. Возможно, чуть уступал, но не сильно. Разумеется, когда люди от тебя ждут большего, они не слишком рады, но мы понимали, что если сосредоточимся на своей работе, то сможем опередить парней из соседнего гаража – и к концу года так и начало происходить».

С окончанием европейской части сезона в паддоке заговорили о том, что место Хюлькенбергу в команде не гарантировано, и в слухах циркулировало имя Мальдонадо, как наиболее вероятного сменщика Нико. Учитывая слухи и новостные сообщения, увольнение не стало большим сюрпризом, и внимание быстро переключилось на поиски места в 2011-м. Однако кокпиты в шести лучших командах были, вероятно, недоступны, поэтому варианты оказались весьма ограниченными.

В «Форс-Индии» вопросы с пилотами тоже не были полностью решенными. Команда давно решила дать болид Полу ди Ресте, который в 2010-м, как и Хюлькенберг сейчас, был резервным гонщиком, но также существовала возможность ухода или замена Адриана Сутиля – и руководитель команды Виджай Маллья был не очень рад тому, что давно выступающий за конюшню пилот намерен уйти.

Контракт Нико с конюшней из Сильверстоуна рассчитан больше, чем на один сезон, и возможность выступления в гонках в 2012 году не отвергается. При этом многие другие команды также подумывают о немце.

Почему? Просто потому, что Хюлькенберг очень хорош, его нельзя игнорировать. Он быстр, умен, стабилен, а также, согласно мнениям тех, кто с ним тесно работал, демонстрирует признаки того, что способен как минимум побеждать в гонках.

Учитывая, что в год дебюта, да еще при наличии запрета на тесты, Хюлькенберга сравнивали с Баррикелло, его результаты оказались более впечатляющими, чем многие рассчитывали. Талант немца также оказался замечен в «Форс-Индии», так что нет сомнений в том, что в следующем году Нико будет в поле зрения конюшен или, возможно, будет выступать вместе с чемпионом евросерии «Ф-3» Полом ди Рестой.

«Я рассматриваю «Форс-Индию» как мое будущее», – говорит Нико. «Я – с командой, и я буду рад выступать за нее в следующем году. Но ты всегда должен быть готовым ко всему, что может произойти.

В составе многих конюшен есть запасные гонщики, и «Форс-Индия» в конце 2010-го тоже подыскивала себе резервного пилота. У меня был годичный опыт выступлений в «Формуле-1», так что если вдруг с одним из наших парней что-то случится, я смогу немедленно приступить к делу и хорошо поработать. Благодаря тому, что команда дала мне шанс работать по пятницам, я могу поддерживать гоночную форму, а также буду готов, если коллектив подпишет со мной контракт на следующий сезон».

Несмотря на то, что переход из «Уильямса» в «Форс-Индию» кажется шагом назад (и шаг назад от роли «призового» до запасного пилота, разумеется), стоит отметить, что в прошлом сезоне оба коллектива отделил лишь один балл в Кубке конструкторов, и тот чемпионат нынешняя команда Хюлькенберга начала сильнее.

«Учитывая то, что эта команда скромнее, в прошлом году она здорово проявила себя, особенно если вспомнить начало года: в Малайзии Хэмилтон не мог обогнать Адриана Сутиля.

Однако в плане работы между «Уильямсом» и «Форс-Индией» нет большой разницы. Что касается бюджета, то, конечно, я не знаю точных цифр, но вроде бы у нас он чуть меньше. Нынешний сезон начался непросто, мы оказались не так быстры, как хотелось, но мы ждем появления новинок.

По крайней мере, автомобиль выглядит надежным. Скорости пока не хватает, и нам, конечно, надо стать быстрее, чтобы набирать очки благодаря собственному темпу. Но подождем еще пару Гран-при, а затем обновим болид. Тогда мы должны будем стать сильнее», – говорит спортсмен.

Пока что вклад Хюлькенберга в успехи команды ограничен. В Китае на первой тренировке он поработал лишь 20 кругов, и сегодня третьему гонщику гораздо сложнее проявить себя, чем лет пять назад. Количество шин ограничено, а условия на трассе далеки от идеала – это значит, что практически невозможно оказаться в итоговом протоколе лучшим.

«Произвести впечатление сложно», – говорит Хюлькенберг. «Команда видит данные и знает, что я делаю, так что она может судить о моей работе.

Но в первой тренировочной сессии показать значимый результат и произвести на людей впечатление сложно. Проявить себя можно только в квалификации и гонке – но я в них не выступаю».

Сегодня его задача состоит в том, чтобы в 2012-м вернуться в гонки, и мало сомнений в том, что Хюлькенберг будет в числе претендентов на места в кокпите. В действительности, если бы Виталий Петров был чуть опытнее, наверняка в начале 2011-го «Рено» сделала бы все, чтобы забрать Нико у «Форс-Индии» и заменила бы им травмированного Роберта Кубицу.

Хюлькенберг заслуживает места в «Формуле-1». Возможно, так и будет. Но, несмотря на то, что в развитии своей карьеры он потерял некоторое время, пилот не зацикливается на том, что могло бы быть, или будет, или случилось.

«Ты можешь думать обо всем этом сколько хочешь, но ситуация не изменится», – подводит итог Нико. «Да, это грустно, это расстраивает, но нужно продолжать работать и не задумываться о прошедшем.

Если бы я сдался, то уверенность в силах и моя работоспособность стали бы хуже. К нынешней ситуации сложно привыкнуть, и я не хочу к ней привыкать, но из текущего положения нужно выжать все. Можно весь день просидеть в темном углу и плакать, но это не вернет вам кокпит».

Хюлькенберг вернется. Он заслуживает места в гоночном кокпите. Вопрос только в том, в какой команде?