6 мин.

Семь грехов российского чемпионата

В интервью Newsweek президент РФС Сергей Фурсенко сказал, что цена за показ российского чемпионата – 50 миллионов долларов. Не стану оценивать, насколько разумна и адекватна эта цифра. Не буду рассуждать о том, готово ли телевидение платить такие деньги и заплатит ли в итоге. Меня волнует другое. Руководители клубов неоднократно заверяли, что у них нет иных вариантов получения новых доходов, кроме как с телевидения. А насколько они улучшили продукт для того, чтобы телевидение его покупало за большие деньги?

Привлекательность футболу создают два фактора. Рейтинги и посещаемость. В честность рейтингов не верю. Категорически! В 98 году у нас на НТВ висели в коридоре два листочка – рейтинги Gallup и фонда «Общественное мнение». Цифры напротив субботних хоккейных трансляций в 13:00 были совершенно несовместимыми. Они могли отличаться в 5 раз! По Gallup мы были абсолютными лузерами, а по фонду выходило, что мы чуть ли не лучшие в дневном эфире.

Выходит, посещаемость матчей является единственным объективным критерием оценки продукта под названием РФПЛ. За три последних года она упала более чем на тысячу человек в среднем на каждом матче. Последний, 23-й тур выдался самым малопосещаемым в сезоне. Конечно, не играли в Лужниках и на Петровском. Но с другой стороны, в Махачкалу приехал сам «Спартак», во Владикавказе «Алания» играла с главным конкурентом. Да и в целом, концовка сезона, решающие матчи, интрига в нижней части турнирной таблицы, борьба за еврокубковые места. В Европе считается, что звёзды обеспечивают зрительское внимание. Но получается, летняя трансферная кампания ничего нам не дала.

Я попытался описать основные причины, по которым посещаемость матчей снижается.

1) Старые стадионы, слабая инфраструктура

Тут уместно сравнение с хоккеем. С самого начала нулевых в России строились шикарные дворцы. Успешность КХЛ, в которой с каждым годом растёт посещаемость, обусловлена не только качеством игры, но и тем, что зритель, покупая билет на стадион, получает возможность попасть в цивилизованную Европу. Это и парковки, и безопасность, и удобные сидения, и доброжелательность персонала, и лотки с сувениркой и фаст-фудом. И т.д. и т.п. Всего этого нет на футболе или не хватает.

2) Пугающая обывателя избыточность милиции и ОМОНа на матчах РФПЛ

Года три назад я стоял после матча у стадиона «Локомотив» и меня вместе с другими болельщиками начали оттеснять к метро. Я категорически отказался уходить. Меня попытались выпроводить силой, но тут на помощь пришёл очень добрый майор. Он узнал меня, отозвал в сторону и объяснил ситуацию. Его монолог воспроизвожу по памяти, в общих чертах. «Понимаешь, сидит м…к-генерал у себя дома, пьёт чай и по телефону даёт приказ молодым милиционерам очистить площадь вокруг стадиона. Просто так даёт, чтобы показать свою власть. Они получают копейки, недовольны жизнью, хотят поскорее домой. Для них эти фанаты, как красная тряпка». Всё честно и точно объяснил майор. Необходимо срочно внедрять систему волонтёров, стюардов. Милиция пусть дежурит за пределами стадиона на крайний случай. И не нужна она в таком количестве. Люди в погонах только провоцируют беспорядки. Сергей Фурсенко привлёк в различные комитеты высокопоставленных людей из властных структур. Им вполне по силам решить вопрос реорганизации системы безопасности на стадионах. Если они, конечно, захотят.

3) Агрессивное поведение фанатов

Запретить ругаться матом на стадионе то же самое, что заставить священников отказаться от церковнославянского в пользу живого русского. Но одно дело эмоции конкретного человека и совсем другое дело организованное скандирование. Да ещё и гомоэротических зарядов. Конечно, фанаты сидят на отдельной трибуне, но агрессия, исходящая от них, становится визитной карточкой футбола. Расистские и провокационные баннеры, файеры, кидание креслами, стычки с оппонентами, покалеченные электрички на выездах – вот неполный список деяний, которые именуются «поддержкой любимой команды». Клубы тратят деньги на штрафы и теряют платёжеспособную аудиторию, которая боится столь опасного соседства. Более того, не всякий рекламодатель и спонсор хотел бы, чтобы его бренд ассоциировался с подобным сегментом. Маргинализация болельщика – прямой удар по экономике клубов. Я понимаю, зачастую это маска, которую на себя напяливают вполне обеспеченные и благополучные люди. Носить её можно практически безнаказанно. Футбол подразумевает сосуществование различных социальных прослоек в границах стадиона, разных моделей поведения – в этом его демократизм. Но когда один из болельщицких сегментов начинает доминировать, система может разрушиться. Средний класс, возрастной болельщик, семья с детьми вряд ли почувствуют себя комфортно на столичном стадионе. С этим нужно что-то делать. За последний год ситуация в фан-движении вышла из-под контроля. Выяснилось, что некоторые лидеры плевать хотели на свои команды – их волнует только собственный авторитет, который они пытаются завоевать, противопоставляя себя руководству клубов, шантажируя. Кое-кто от фанатизма имеет материальные дивиденды. И самое страшное – сотрудничество с органами, сдача своих же. Доказать это невозможно, но фанатская среда переполнена подозрениями, что симптоматично. (Если есть свободное время, то после моего поста почитайте вот это.) Насколько реально убедить таких людей в том, что их группировкам необходимо наступить на горло собственной песне и сбавить градус агрессии? Я не берусь ответить. Понятное дело, когда у молодёжи недоверие к лидерам, то они идут за теми, кто наиболее радикален, что опять же не радует. И ещё убеждён, что заводилам на трибунах всех стадионов нужно разрешить использовать мегафон, а если его нет, то прямо-таки выдать. Тогда заводила будет отвечать за то, что скандируют трибуны. И он в состоянии перебить любой противозаконный заряд.

4) Конкуренция со стороны европейских чемпионатов, других видов спорта и слабые позиции на рынке индустрии развлечений

По телевизору можно посмотреть отличные матчи на переполненных стадионах в формате HD. В кинотеатрах, театрах и на концертных площадках тепло и уютно. Нужно очень любить российский чемпионат, чтобы сделать выбор в его пользу при всех этих замечательных альтернативных вариантах.

5) Антиреклама, создаваемая СМИ

Очень деликатная тема. Мы, журналисты и комментаторы, так и не нашли правильную интонацию, с которой рассказывать о футболе. О договорняках нужно информировать общественность? Пожалуй. О других теневых явлениях? Обязательно! А что в итоге? В итоге мы в основном говорим о проблемах. Мало радости и положительных эмоций.

6) Общая апатия населения и неверие в честность и перспективы нашего футбола

До кризиса у многих людей могла возникнуть мысль, что можно ничего не делать в офисе, брать кредиты и раз в четыре года приходить на избирательный участок, чтобы поддержать власть, которая позволяет лениться. Тут ещё и триумфальный Евро заодно с двумя золотыми хоккейными чемпионатами и в придачу Кубки «Зенита» – сказка! Потом грянул кризис, власть потихоньку пожирает сама себя, кусочки сладкой жизни, падающие со стола, стали скуднее и реже падают. А тут ещё и сборная в Мариборе проиграла, и вице-президент РФС Сергей Капков со ссылкой на доклад УЕФА озвучил какую-то нереальную цифру – в России 40 процентов договорных матчей. И тут обыватель посмотрел на пункт 4.

7) Незрелищность матчей

Моё детство прошло в эпоху лозунгов и обещаний выполнить план досрочно. Внешний результат во главе угла. Никто не обращал внимания на суть, на качество. Главное – отчитаться перед начальством. Мы до сих пор живём этим. Может, даже больше, чем во времена Брежнева. Поэтому в футболе боязнь импровизировать и совершить ошибку губит саму суть игры. Отсюда отсутствие раскрепощённости. В итоге средняя результативность в районе отметки 2,3 гола в среднем за игру. Сравните с европейскими чемпионатами. А болельщики, как мне кажется, хотят видеть голы, потому что гол – это эмоции.

Вывод напрашивается простой. Пока не будут построены новые стадионы, где клубы станут полноценными хозяевами, ожидать радикальных перемен и внедрения современных бизнес-моделей не стоит. Доходность, посещаемость клубов могли бы увеличиться, если бы средний класс стал более активным потребителем, но работа в этом направлении ведётся слабо. По сути, клубы не смогли сформировать лояльную платёжеспособную аудиторию. Есть Петербург с его особым отношением к команде, но «Зенит» – исключение из правил. Да и история с травлей Быстрова показала, что и там целые сектора способны заниматься вредительством. А московские клубы так и вовсе остались с проблемным сегментом, который оказывает постоянное давление на руководство.

Может ли подобный футбольный продукт быть привлекательным для отечественного телевидения? Безусловно. Если телевидение не ставит перед собой задачу заработать, а решает имиджевые, лоббистские, политические, предвыборные, социальные и т.п. задачи. То есть работает с футбольными структурами примерно в одной понятийной плоскости.