6 мин.

Манипуляции с покруговкой Гран-При Индии 2013

Ну и определился за три Гран-При до окончания сезона чемпион-пилот и чемпион-болид. Ну и что? Не прекращать же после этого за гонками следить :-)

Sebastian Vettel jokes with Helmut Marko in the back of the garage, Indian Grand Prix, Greater Noida, October 25, 2013 © Getty

Статистику по прошедшему уикэнду тоже никто не отменял. И это хорошо. Спасибо итальянским товарищам с f1matrix.

Начну, как всегда, с квалификации и такого понятия как "идеальный круг": время круга на основе суммы лучших секторов в квалификации и его сравнение с лучшим временем, показанным в квалификации.

Индия 2013. Идеальный круг в квалификации

В этот раз были результативные потери в решающей попытке. Так Хэмилтон и Уэббер не смогли собрать свои лучшие сектора, что позволило бы им стартовать на одну позицию выше, а Росбергу на две позиции ниже. Ну тут уж только на себя пенять, т.к. вроде бы никаких протестов о помешавших не было.

Также в таблице у авторов получилась небольшая путаница: Алонсо в нее попал со временем, показанным не в своей решающей попытке, поэтому-то и оказался в таблице значительно выше позиции, с которой стартовал, хотя ничего вроде бы по таблице и не терял. Но если ухудшение темпа Алонсо в Q3 легко объяснить выбором более медленной резины, то  Райкконен в Q3 также не улучшил, хоть и тип резины не менял. Это тоже отразилось в таблице виртуальным перемещением Кими выше Массы.

Следующая таблица и призвана показать субботне-воскресную разницу в темпе:

Индия 2013. Разница темпа в квалификации и в гонке

Теперь непосредственно к гонке.

Начнем с быстрейших кругов пилотов в гонке (пилот, круг, время, резина, позиция в гонке):

Индия 2013. Быстрейшие круги пилотов

Злыдень Кими - не позволил Себастьяну порадоваться: взял и лишил немца удовольствия :-)

Далее можно увидеть, насколько не случайным был быстрейший круг у конкретного пилота. А именно, на скольких кругах темп пилота отличался от его лучшего времени в гонке менее чем на секунду:

Индия 2013. Кругов в 1 секунде от лучшего

То, что Кими в этой таблице в самом низу, не удивляет: ну выехал на последнем круге на свежей резине и проехал. А вот то, что немецкий Ред Булл наштамповал только четыре круга даже как-то странно: видно действительно тяжело Себастьяну пришлось в этот раз поработать, чтобы только 12 секунд преследователям на финише привезти.

В следующей подборке - 10 быстрейших кругов гонки (пилот, круг, время, резина, позиция в гонке):

Индия 2013. ТОП 10 быстрейших кругов гонки

А Макларен то действительно поехал: давненько они так часто в топах не отмечались, а тут сразу два пилота.

Далее то, на каких секторах и сколько раз пилот был быстрее всех остальных: т.е. сколько раз сектор пилота оказывался лучшим по-сравнению с этим же сектором у других пилотов на конкретном круге гонки.

Индия 2013. Лучшие сектора пилотов

Вот тут становится хорошо видно, кто на какие сектора настраивался. Убедительно.

Т.к. скорость пит-стопов также сильно влияет на положение гонщиков в гонке, то и подборку самых быстрых из них в прошедшей гонке нужно посмотреть:

Индия 2013. Быстрейшие пит-стопы

Далее очень информативная таблица со средними временами пилота по отрезкам гонки:

Индия 2013. Средний темп по отрезкам гонки

В данном случае сравнивать конечно имеет тех пилотов, у которох были близки тактики пит-стопов.

Внутрикомандная дуэль пилотов по кругам:

Индия 2013. Внутрикомандная дуэль пилотов

Отмечу недостаток, который есть у данной таблицы на мой взгляд: авторы не отбрасывают при сравнении круги пит-стопов. В частности, такой подход не учитывает то, что у некоторых напарников была разная по количеству пит-стопов стратегия на гонку.

Кто и сколько позиций отыграл/потерял на финише по-сравнению со стартом:

Индия 2013. Изменение позиций в гонке

В заключении две большие таблицы.

Первая - это сводная таблица составов резины у пилотов по ходу гонки:

Индия 2013. Резина в гонке

Пояснение: S - софт или мягкая резина; M - медиум или средняя резина. По цветовой гамме: желтый - мягкая, серый - средняя резина, сиреневый - лучший круг пилота в гонке, пара из двух ячеек болотного цвета - пит-стоп. За счет щедящих погодных условий для резины и из-за нескольких колизий, повлекших выезд сэфети-кара, эта таблица не очень пестрая.

Вторая - это сводная таблица позиции пилота по ходу гонки с указанием "рейтинга" его темпа на конкретном круге. Т.е. по каждому из пилотов в первом столбце указывается его позиция в гонке, а во втором столбце указывается место, которое занимает его темп на данном круге по-сравнению с темпом других пилотов. В цветовом плане, очевидно, что чем лучше позиция в "рейтинге", тем ячейка светлее.

Индия 2013. Позиции пилота в гонке

В дополнение к уже приведенной информации о смене резины по ходу гонки, добавлю таблицу от Пирелли (c f1news) о степени новизны резины при ее смене по ходу гонки:

Индия 2013. Смена резины в гонке

А гонка то в целом неплохая получилась: и тактики разные, и борьба, и обгоны. Да даже Феттель не всю гонку лидировал :-)

Не знаю, чего народ жалуется?

Ну и никуда не уйти от факта: чемпион мира 2013 - Феттель. Поздравляю причастных к данному факту независимо от степени и способа их причастности.

Adrian Newey, Sebastian Vettel, Red Bull, Buddh International Circuit, October 28, 2013 © Getty